Рыночное хозяйство и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. С разделением производства на две крупные основные отрасли — земледелие и ремесло — возникает производство непосредственно для обмена — товарное производство. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме.

Содержание работы

Введение 3
1. Миссии организации 4
2. Цели организации и их классификация 10
3. Методы постановки целей 15
4. Процесс управления по целям 17
5. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Инфомаркет» 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории 1.docx

— 234.15 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, включение в рыночную инфраструктуру не зависит от формы собственности, посреднические компании могут быть и государственными, и частными.

В рыночную инфраструктуру входят различного типа посредники, каждый из которых имеет особое предназначение на рынке, вследствие этого возникает  необходимость их классификации. Посредники, составляющие рыночную инфраструктуру, имеют принципиальные отличия в  зависимости от типа рынка, на котором  они действуют. Посредников на рынках средств труда, предметов потребления, услуг и информации целесообразно  обозначить как торговых посредников. В отдельные группы следует выделить финансовых посредников, действующих  на финансовом рынке, и посредников  на рынке труда (см. Приложение, рис.1).

К общему перечню  видов рыночной инфраструктуры следует  отнести следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, а  также услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и др. [2, С.39]

Необходимо подчеркнуть, что рынок вышеотмеченных многообразных  услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, которые следует обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в  значительно большей степени  отвечает требованиям конкурентного  рынка и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории  потребителей (в том числе на хозяйствующих  субъектов, домашние хозяйства, отдельных  людей и групп сообщества), в  связи с чем, не нуждается в  глубокой сегментации. В-третьих, рынок  данных услуг отличается большей  конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного  транспорта). В-четвертых, рынок услуг  данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах  и комплексах) как внутри групп  услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязки к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Указанные характерные  черты играют значительную роль в  практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.

3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА  В РФ

Многовековая история  рыночного развития позволила не только выявить общие закономерности и сформировать общетеоретическую  рыночную модель, но и раскрыть специфику  использования рыночных принципов  в каждой стране. Действительно, если бы экономический успех зависел  только от того, что народное хозяйство  развивается по рыночным законам, то сегодня практически все человечество находилось бы в состоянии социального  и экономического расцвета.

Как и любая другая страна, Россия не только может, но и  обязана использовать рыночные рычаги в развитии своей экономики и  становлении демократического общества только при глубоко взвешенном и  математически смоделированном  учете всех своих специфических  особенностей.

Остановимся на некоторых  специфических чертах российских условий  для рыночного развития, сложившихся  в конце XX в. Прежде всего, важно подчеркнуть, что Россия начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся  на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру.

Между тем Россия -- единственная в мире страна, обладающая самой большой территорией, которая  покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные  зоны. Вовлечение всей территории в  экономический оборот было одним  из результатов советского периода  развития. Для страны характерен также  многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закрепленной за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения  единого рыночного пространства на всей территории России. А этого  нельзя достичь без учета территориального, национально-культурного, социально-исторического  и других факторов, которые напрямую не подвластны рыночной мотивации, а  нередко и противоречат ей. Снять  такие противоречия возможно путем  гармонизации общенациональных, общегосударственных  и частных интересов, что особенно актуально для российских условий. Одномоментный переход на ориентацию только на частные интересы неизбежно  приводит (о чем свидетельствует  опыт российского переходного периода) к формированию угрозы целостности  страны, созданию основ для противоречий между российскими регионами, появлению  признаков рыночной дезинтеграции [16, С.33].

Нельзя забывать также, что структура экономики  и хозяйствующих субъектов допереходной России носила смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной  собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло  разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики.

Позади остался  трудный период перехода России на рыночный механизм экономического развития. Движущими факторами российского  переходного периода оказались  неэкономические факторы. Не случайно при таких обстоятельствах экономическая  эффективность принималась во внимание преимущественно только через призму частного интереса лиц, оказавшихся  в разной степени организаторами приватизационных и других переходных процессов.

Если сосредоточиться  на экономических результатах переходного  десятилетнего процесса, то можно  констатировать, что все внешние  черты рыночной экономики в России сегодня имеются. Страна рассталась с монополизмом государственной  собственности, и теперь абсолютное большинство экономических единиц и хозяйствующих субъектов образуют негосударственный сектор экономики, который имеет господствующие позиции  во всех отраслях и сферах хозяйства. Значительную роль играют акционерные  общества, крупнейшие из которых составляют наиболее активное звено экономики.

Получила развитие рыночная инфраструктура экономики. К  традиционному рынку товаров  стали присоединяться рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок  информации. Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований. Государство  сформировало хозяйственное законодательство. Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции. Многообразие форм собственности  и форм предпринимательства с  самого начала придало российской экономике  смешанный характер в период рыночной трансформации. Сильное воздействие  на внутреннюю конкуренцию оказывают  внешняя торговля и внутренняя конвертируемость рубля, когда у населения появился выбор не только на потребительском  рынке, но и в сфере сбережений: производить личные накопления в  долларах или евро или предпочесть  рубли. И с этой точки зрения можно  сказать, что Россия приобрела формально  все рыночные атрибуты [16, С.35].

Вместе с тем, упал индекс человеческого развития и застыл показатель качества жизни, что не может не вызывать социальную напряженность в обществе. Подобная социальная дифференциация порождает  немало негативных явлений и в  экономике, и в обществе в целом.

Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовый рынок резко рванул вперед, в результате финансовый сектор в целом вышел  на собственную орбиту развития, оторвавшись  от других сегментов экономики. Значительное отставание рынка труда не только не обеспечивает достаточный платежеспособный спрос, но и тормозит развитие внутреннего  рынка вообще. В результате многих причин до сих пор не сформировалось полноценное единое рыночное пространство страны, что приводит к экономической  обособленности регионов и росту  противоречий между ними.

Включение России в полнокровные мирохозяйственные  процессы проходит для страны с отрицательной  результативностью: при положительном  балансе внешней торговли утечка отечественного капитала за рубеж значительно  больше, чем приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Такая динамика выгодна мировому хозяйству и  конкретным зарубежным партнерам российских компаний, поскольку они получают энерго- и трудоемкие сырьевые, энергетические и другие ресурсы, оставляя за собой  лидерство в отраслях высокой  переработки и технологий. Фактически по-прежнему лишь природные и энергетические ископаемые позволяют России сохранять  свою нишу на мировых рынках.

"Одним из  основных механизмов институциональной  трансформации российской экономики  является поддержка конкуренции  и конкурентоспособного производителя.  Наращивание конкуренции возможно  по двум направлениям: внутри  экономики и на внешних рынках. На внешних рынках лишь небольшая  группа российских товаров (в  основном энергоносители) остаются  конкурентоспособными. Поэтому конкуренция  на определенном этапе должна  поддерживаться на внутреннем  рынке, что не исключает некоторых  протекционистских мер и ограничение  преференций, предоставляемых отдельным  компаниям, прежде всего естественным  монополистам" [1, С.90].

Несмотря на то, что государство представлено в  различных отраслях через государственную  собственность или через участие  в акционерных обществах, финансово-экономическая  основа функционирования государственных  институтов остается довольно суженной, что уменьшает поле для маневра  при проведении социальной политики и решении других общенациональных вопросов.

Одной из ключевых проблем, от которой зависит настройка  экономического и социального организма  общества, остается перекос во взаимосвязи  интересов индивида, бизнеса и  общества в сторону наиболее богатых  граждан. Оптимальное рыночное развитие не может происходить без гармонизации соотношения существующих интересов  и доходов.

Без контроля и  поддержки демократических институтов государство не может стать ведущим  звеном рыночной системы. Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо это объективно ведет и к укреплению демократизма. Ведь последовательное утверждение  рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального  рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции  на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для экономической  реализации всех форм собственности  и предпринимательства, в-четвертых, наличие в достаточном количестве и качестве общественных благ -- здравоохранения, образования, науки, культуры, охраны окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное  включение экономики России в  мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для  расширенного воспроизводства населения  России, в-седьмых, формирование необратимой  экономической основы для становления  и развития демократических институтов в стране.

"В нашей стране  созданы практически все современные  рыночные институты, однако они  функционируют неудовлетворительно.  В результате экономика модернизируется  крайне медленно. Модернизацию не  смогли реализовать ни сами  хозяйствующие субъекты, мотивация  собственников которых слабо  связана с развитием бизнеса,  ни государство путем создания  государственных корпораций. В таких  условиях единственная возможность  для развития - переход предприятий  к новым собственникам, широкомасштабное  привлечение в нашу страну  иностранных инвестиций и технологий, смена парадигмы развития с  сырьевой на инновационную, повышение  качества управления при обновлении  политической и экономической  элиты" [1, С.92].

Формирование рыночной инфраструктуры, начавшееся одновременно с проводимыми рыночными преобразованиями экономики, представляет собой достаточно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс развития рыночной инфраструктуры России можно разбить  на три этапа:

1 этап: 1985-1992 гг. - связан, прежде всего, с началом развития  элементов рыночных отношений  в российской экономике. Его  можно назвать этапом зарождения  рыночной инфраструктуры, поскольку  именно в данный отрезок времени  шло формирование предпосылок  создания инфраструктуры как  подсистемы рыночной экономики.  Появление устойчивого спроса  на услуги определенных институтов  рыночной инфраструктуры вызвало  всплеск их создания. Особенно  значительными темпами в этот  период времени начинают развиваться  банковские структуры, страховые  компании, товарные и валютные  биржи, инвестиционные институты.

2 этап: 1992-1998 гг.- характеризуется  продолжением образования наиболее  важных элементов рыночной инфраструктуры  в экономике России и установлением  устойчивых, необходимых связей  между ними. Вместе с тем инфраструктура  на данном этапе отличается  неравномерностью. Относительно высокого  уровня достигли в своем развитии  финансовые институты, а также  институты, оказывающие посреднические  услуги в процессе обращения  товаров конечного потребления,

3 этап: 1999 - по н.в.  Данный этап характеризуется  функционированием рыночной инфраструктуры  с одновременным ее качественным  совершенствованием. Основной чертой  современного этапа становления  рыночной инфраструктуры является  тенденция к консолидации её  однотипных институтов. Консолидационные  процессы характерны для финансового,  страхового и товарного рынков.

Информация о работе Рыночное хозяйство и его инфраструктура