Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы на госы.docx

— 295.49 Кб (Скачать файл)

Матричная структура управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.

Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

 

46. Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристики

 

АО признаётся общество, уставной капитал которого разделён на определённое число акций. Акционер только несёт риск убытков в пределах стоимости приобретённых им акций. АО бывает двух типов: открытое и закрытое.

1.Подпика на акции. ЗАО: учредители, члены трудового коллектива, пенсионеры с этого предприятия. ОАО: открытая подписка.

2.Величина уставного капитала  при регистрации. ЗАО: стократная  величина min заработной платы. ОАО: 1000-кратная  величина МОТ.

3.Число акционеров. ЗАО: не  более 60. ОАО: не ограничено.

АО выпускают обычные и привилегированные акции (О и П).

1.Право голоса. О: голосующие. П: не имеют права голоса, но  в случае ликвидации имеют.

2.Право на получение  дивидендов. О: по итогам деятельности  предприятия. П: независимо от финансовых  результатов предприятия, в случае  убытков – из резервного фонда (15% уставного капитала).

3.Право на получение  имущества в случае ликвидации  АО. О: в порядке очерёдности. П: первоочерёдное  получение.

Высший орган управления АО – собрание акционеров. Учредительный документ – устав (название, адрес, размер уставного капитала, количество акций, их номинальная стоимость и т.д.).

ОДО

Организация, созданная по соглашению юридическими лицами путём объединения их вкладов. Особенности: может быть создано одним или несколькими лицами, уставной капитал разделён на доли определённых размеров, на момент регистрации уставной капитал должен быть оплачен наполовину и т.д.

Преимущества: невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.

Недостатки: менее привлекательно для кредиторов.

Участники этого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ним имущество.

Особенности:1.Имущетство является неделимым и находится в государственной и муниципальной собственности. 2.Руководитель назначается собственником имущества. 3.Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по долгам собственника. 4.

Может находится на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

На праве хозяйственного ведения

1.Нельзя продавать недвижимое  имущество.

2.Нельзя сдавать в аренду.

3.Вносить недвижимое имущество  в качестве вклада в уставной  капитал другого предприятия.

На основе оперативного управления

Казённое федеральное предприятие.

Собственник – правительство РФ. Особенности:

1.Собственник имеет право  изъять излишнее имущество или  имущество, используемое не по  назначению.

2.Предприятие не в праве  распоряжаться имуществом без  разрешения собственника.

3.При несостоятельности  правительство несёт ответственность  по обязательствам предприятия.

Товарищество на вере и ООО как организационно-правовые формы хозяйствования.

Товарищество на вере

Товарищество на вере – товарищество, в котором наряду с полным товариществом, имеются вкладчики.

Вкладчик обязан:

1.Внести вклад в уставной  капитал.

2.Имеет право получать  часть прибыли.

3.Несёт риск убытков  в пределах стоимости внесённого  вклада.

4.Имеет право знакомиться  с документацией.

5.Имеет право передать  свою долю другому вкладчику  или третьему лицу.

ООО

Организация, созданная по соглашению юридическими лицами путём объединения их вкладов. Особенности: может быть создано одним или несколькими лицами, уставной капитал разделён на доли определённых размеров, на момент регистрации уставной капитал должен быть оплачен наполовину, участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах внесённой ими доли, каждый участник ООО может участвовать в управлении, получать часть прибыли и информацию о деятельности предприятия, высший орган управления – общее собрание..

Преимущества: невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.

Недостатки: менее привлекательно для кредиторов.

 

47. Организация как основа современного менеджмента. Жизненный цикл организации

 

Организация - социальная общность, состоящая из групп людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. (Это фирмы, корпорации, банки, ассоциации, партии, биржи и т.д.). Группа людей может называться организацией, если она отвечает следующим требованиям: 1).Группа людей, отвеч. опред. требован. 2).Наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члена данной группы. 3).Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель. Определение организации справедливо лишь к таким социальным обществам, которые являются формальными т.е., которые создаются по воле соответствующих субъектов управления. Такими организациями являются частные и гос. фирмы, гос. и общ. учреждения. Они имеют форму общественной ячейки и выступают в виде гос. институтов. Все организации независимо от сфер деятельности имеют свою структуру, придающую им целостность и способность выполнять свою миссию. Структура организации логические взаимоотношения уровней управления и функциональных общностей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей. Структурные элементы в зависимости от ее типов получили название отделов, управлений, департаментов. Каждый из структурных элементов выполняет специфические задачи, достигая определенных целей. Структурные подразделения являются органич. состояниями элементов, деятельность которых координируется для достижения общей цели 
Любая организация точно также как и человек, оборудование, предмет труда имеет жизненный цикл. Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд фаз, начиная от рождения и кончая прекращением ее существования. Каждая фаза имеет определенные цели, признаки, стиль руководства с точки зрения организации труда. 1)."Рождение" - определение главной цели или миссии.Руководство, как правило, одно лицо. Основная задача - выход на рынок. Организация труда - максимизация прибыли. 2)."Детство и юность" - кратковременная прибыль и ускоренный рост. Выживание за счет жесткого руководства. Основная задача - укрепление и захват рынка. 3)."Зрелость" - систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. Основная задача - рост по разным направлениям. Завоевание рынка. Учет разнообразных интересов. Организация труда - премирование за индивидуальный результат. 4)."Старение" - высшая ступень зрелости организации. Главная цель - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях. 5)."Возрождение или исчезновение". Главная цель - обеспечение омоложения по всем функциям осуществляется за счет сплочения персонала (коллективизма).

48. Организация как открытая или закрытая система. Сравнительная характеристика систем.

 

Открытая организационная система характеризуется широким набором связей  с   внешней средой и сильной зависимостью от нее (фирма, СМИ, органы власти). Закрытая система характеризуется внутренними связями и создается людьми для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компаний или учредителей (профсоюзы, политические партии). Все организации являются открытыми системами, выживания любой организации зависит от внешнего мира.

Модели организаций как объектов управления: закрытые системы

1. На основе положений  школы научного управления была  разработана модель "механистической  конструкции" организации. Основная  идея - рассмотрение организации (предприятия) как механизма, состоящего из  набора сложных и взаимосвязанных  деталей: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов.

Желаемые результаты работы механизма - максимизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Способы достижения - оптимальное использование ресурсов.

Специфика менеджмента - оперативное управление, оптимизация структур факторов производства и всего производственного процесса.

Употребление термина механистический, по отношению к организации, ассоциируется с машиноподобной системой, созданной для эффективности проведения операций. Вряд ли кто-нибудь стал бы спорить, что эффективность - важная цель организации, однако многие критикуют механистическую структуру за её негибкость.

Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. Сильные стороны модели -возможность установления технико-экономических связей и зависимости между различными факторами производства. Слабые стороны - влияние человеческого фактора не просчитывается. Модель полностью отражает преимущества и недостатки научной школы управления. Наиболее характерной чертой организации с механистической структурой является возможность прогнозирования. Каждое задание строго запланировано, количество и качество выполнения задания также строго определены. Высокая специализации ролей, система отчетности и расписанная система вознаграждения - составляющие такой стабильности. И сейчас есть разработки по механистической модели и взаимодействию сотрудников, как единой команды, по этому принципу. Роли и функции членов команды жестко регламентированы.

Система отношений и взаимодействий четко определена и отступать от нее, значит нарушать работу команды. Часто такая команда является частью инструменталистской или бюрократической организации, где сотрудник для организации является прежде всего либо инструментом, либо исполнителем четко определенной роли.

Команда, реализующая механистическую модель отношений, очень хорошо управляема в рамках тех задач, для которых команда создавалась. При наличии хорошо отлаженных бизнес-процессов - высоко продуктивна.

Однако в ситуации неопределенности и необходимости изменений эффективность команды резко снижается, членам команды сложно перестроиться, внести изменения в систему взаимоотношений и функционирования.

2. Разработки модели, в  которой организация рассматривается прежде всего как коллектив, основанный на разделении труда, производились представителями школы человеческих отношений и поведенческих наук. Поэтому человеческий фактор выделен в этой модели как ось, от положения которой зависят все остальные факторы. Элементы модели - создание благоприятных условий работникам, мотивация персонала, коммуникации, передача полномочий и участие в принятии решений.

Модель формирует систему поддержания человеческих отношений внутри организации.

Ориентация на демократический стиль управления, способствование лояльности работников организации, наиболее полное раскрытие их способностей и вовлечение в процесс разработки управленческих решений.

Основной акцент деятельности менеджеров делается на организацию и управление персоналом, создание внутренних структур, личное воздействие на сотрудников.

        Модели  организаций как объектов:открытые  системы

1.  На базе общей  теории систем были составлены  и такие модели организаций, где они представлены во взаимодействии с внешней средой. Это открытые системы.

Модели открытых систем выделяют как главное направление деятельности менеджеров - стратегическое управление.

Оценка эффективности проводится по способности организации к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды. Вертикальные организационные структуры построены по принципу сложной иерархической системы.

Она способствует минимизации издержек, которая достигается следующими способами,  централизованное планирование использования ресурсов и оборудования;

   экономия на масштабе;

   аккумулирование  опыта. Централизованное планирование  позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и оборудование. Оборотной стороной является потеря гибкости. Экономия на масштабе достигается за счет разнесения фиксированных издержек на весь объем производства. Аккумулированию опыта способствуют большие объемы массового производства.

2.  В этой модели  предприятия рассматриваются как  общественные организации, в деятельности  которых заинтересованы различные  социальные группы как внутри, так и вне их границ.

Взаимосвязь основана на том, что каждое предприятие выступает одновременно и как производитель и продавец товаров, работ и услуг, и как покупатель, приобретающий для своего производства также товары, работы и услуги.

Цели предприятия позиционируются на удовлетворении  запросов определенных  групп  (потребителей,  поставщиков, инвесторов, общества в целом). Модель основана на теоретической концепции заинтересованных групп, в соответствии с которой организации учитывают разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, взаимозависимости целей; достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие.

При этом должен соблюдаться баланс между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.

Главные функции менеджмента в этой модели -достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций предприятий в обществе.

 

49. Организация реализации принятых решений как одна из основных функций менеджмента. Критерии принятия решений в условиях неопределенности.

 

.Организация реализации принятых решений как одна из основных функций менеджмента. Критерии принятия решений в условиях неопределенности.Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение начало выполняться:1. Составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о конкретных действиях, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения.2. Встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается несколькими аспектами.- всегда лучше информация из первых рук- это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению, что немаловажно для лидерского поведения.Однако когда менеджер тратит слишком много сил на отслеживание и обратную связь, то создается довольно опасная ситуация, позволяющая при растущем использовании компьютеров просто устранить эту функцию из работы менеджера. При этом, информация поступает так быстро и с такой точностью, что проявляется недоучет личностных факторов. Вместе с тем компьютер не может заменить ряд таких функций менеджера, как руководство и личный контакт.Для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Принятие решений в условиях неопределенности основано на том, что вероятности различных вариантов ситуаций развития событий субъекту, принимающему рисковое решение, неизвестны. В этом случае при выборе альтернативы принимаемого решения субъект руководствуется, с одной стороны, своим рисковым предпочтением, а с другой — соответствующим критерием выбора из всех альтернатив по составленной им «матрице решений».Основные критерии, используемые в процессе принятия решений в условиях неопределенности, представлены ниже.критерий Вальда (критерий «максимина»)критерий «максимакса»критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий»)критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса»)1. Критерий Вальда (или критерий «максимина») предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая из всех самых неблагоприятных ситуаций развития события (минимизирующих значение эффективности) имеет наибольшее из минимальных значений (т.е. значение эффективности, лучшее из всех худших или максимальное из всех минимальных).Критерием Вальда (критерием «максимина») руководствуется при выборе рисковых решений в условиях неопределенности, как правило, субъект, не склонный к риску или рассматривающий возможные ситуации как пессимист.2. Критерий «максимакса» предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая из всех самых благоприятных ситуаций развития событий (максимизирующих значение эффективности) имеет наибольшее из максимальных значений (т.е. значение эффективности лучшее из всех лучших или максимальное из максимальных).Критерий «максимакса» используют при выборе рисковых решений в условиях неопределенности, как правило, субъекты, склонные к риску, или рассматривающие возможные ситуации как оптимисты. 3. Критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий») позволяет руководствоваться при выборе рискового решения в условиях неопределенности некоторым средним результатом эффективности, находящимся в поле между значениями по критериям «максимакса» и «максимина» (поле между этими значениями связано посредством выпуклой линейной функции).Критерий Гурвица используют при выборе рисковых решений в условиях неопределенности те субъекты, которые хотят максимально точно идентифицировать степень своих конкретных рисковых предпочтений путем задания значения альфа-коэффициента.4. Критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса») предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая минимизирует размеры максимальных потерь по каждому из возможных решений. При использовании этого критерия «матрица решения» преобразуется в «матрицу потерь» (один из вариантов «матрицы риска»), в которой вместо значений эффективности проставляются размеры потерь при различных вариантах развития событий.Критерий Сэвиджа используется при выборе рисковых решений в условиях неопределенности, как правило, субъектами, не склонными к риску.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"