Рис.2 Типовые стратегии достижения
конкурентного преимущества
Если использовать все стратегии
одновременно, это приведёт к низким показателям
конкурентоспособности, так как предприятие
при этом не сможет использовать ни одну
из стратегий из-за их «встроенных» противоречий.
На основе типовых стратегий каждое предприятие
выбирает свою индивидуальную стратегию,
зависящую от конкретных целей деятельности.
Уровень конкурентного преимущества
фирмы определяется ее конкурентным статусом.
Анализ теоретических источников по вопросам
формирования конкурентных преимуществ
позволил выделить основные принципы
концепции повышения конкурентного статуса
предприятия:
задача обеспечения конкурентоспособности
предприятия включает обеспечение конкурентоспособности
продукции, товаров и услуг, и предприятия
в целом;
следует выделять разные критерии
конкурентоспособности предприятия в
зависимости от горизонта планирования
и управления на предприятии;
основным показателем конкурентоспособности
предприятия на оперативном уровне является
интегральный показатель конкурентоспособности
продукции, товаров и услуг;
на тактическом уровне конкурентоспособность
предприятия обеспечивается его общим
финансово-хозяйственным состоянием;
на стратегическом уровне конкурентоспособность
предприятия характеризуется инвестиционной
привлекательностью, критерием которой
является рост стоимости бизнеса.
Повышение конкурентного статуса
предприятия является предпосылкой достижения
фирмой того или иного уровня конкурентного
преимущества и обеспечивается совокупностью
мероприятий, разработанных с учетом влияния
внешних и внутренних факторов, и способствующих
формированию оптимального функционирования,
развития, а также достижению сбалансированности
интересов потребителей и предприятия.
Процесс повышения конкурентного
статуса предприятия связан с необходимостью
согласования связей систем управления
качеством продукции, товаров, услуг на
уровне хозяйствующих субъектов с экономической
и конкурентной политикой на федеральном
и региональном уровнях. Вместе с тем важно
учитывать, что успех деятельности предприятий
зависит от усилий всех работников, направленных
на достижение общей цели. В настоящее
время обеспечение конкурентоспособности
предприятия главным образом зависит
от деловой восприимчивости ее сотрудников
к малейшим изменениям предпочтений потребителей,
а также их способности своевременно удовлетворять
собственные потребности. Однако необходимо
помнить, что вектор обеспечения конкурентоспособности
все более смещается в сторону повышения
эффективности использования интеллектуальных
ресурсов предприятия, способных решить
не только вопросы повышения качества
или снижения издержек и цен. Не менее
ответственной является и организация
успешной борьбы за рынки сбыта со значительным
расширением использования неценовых
факторов (дизайна изделий и упаковки,
политики «раскрутки» бренда, имиджа,
деловой репутации).
Стратегии повышения конкурентных
преимуществ предприятия необходимо определять
исходя из имеющихся возможностей предприятия,
его целей и конкретных условий деятельности,
постоянно проводить комплексные исследования
по определению путей достижения его конкурентоспособности
и укрепления конкурентного статуса.
59.
Ответственность налогоплательщика за
нарушение налогового законодательства.
Налоговые правонарушения и
ответственность за их совершение установлены
разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ
ответственность за деяние, совершенное
налогоплательщиком, наступает, если это
деяние не содержит признаков состава
преступления, предусмотренного уголовным
законодательством РФ.
Налогоплательщик может быть
привлечен к налоговой ответственности
с 16-летнего возраста при условии, что
оно виновно в совершении налогового правонарушения.
Налогоплательщик признается виновным
в совершении налогового правонарушения,
если противоправное деяние совершено
им умышленно или по неосторожности.
Налогоплательщик не подлежит
ответственности за совершение налогового
правонарушения, если:
· деяние, содержащее признаки
налогового правонарушения, совершено
вследствие стихийного бедствия или других
чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
· деяние, содержащее признаки
налогового правонарушения, совершено
налогоплательщиком в состоянии, при котором
он не мог отдавать себе отчета в своих
действиях или руководить ими вследствие
болезненного состояния;
· деяние, содержащее признаки
налогового правонарушения, совершено
в результате выполнения письменных разъяснений
по вопросам применения законодательства
о налогах и сборах, данных налоговым органом
или другим уполномоченным государственным
органом или их должностными лицами в
пределах их компетенции.
Налоговые санкции устанавливаются
и применяются в виде денежных взысканий
(штрафов) в размерах, предусмотренных
соответствующими статьями главы 16 НК
РФ. Следует иметь в виду, что при наличии
хотя бы одного смягчающего ответственность
обстоятельства размер штрафов подлежит
уменьшению не меньше чем в 2 раза. При
наличии обстоятельства, отягчающего
ответственность, размер штрафа увеличивается
на 100%. Неправомерное несообщение (несвоевременное
сообщение) лицом сведений, которые в соответствии
с Налоговым кодексом это лицо должно
сообщить налоговому органу, при отсутствии
признаков налогового правонарушения,
предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса,
- влечет взыскание штрафа в размере 1 000
руб. Те же деяния, совершенные повторно
в течение календарного года, - влекут
взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Ошибки
в отчетности, нарушение правил постановки
на налоговый учет, невыполнение других
обязанностей грозят санкциями не только
организации, но может ударить и по карману
самого бухгалтера. Соответствующие штрафы
предусмотрены Кодексом РФ об административных
правонарушениях.
Правонарушение (статья
КоАП РФ) |
Размер штрафа |
Нарушение установленного срока
подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
или органе государственного внебюджетного
фонда (п. 1 ст. 15.3) |
От 500 до 1000 руб. |
Ведение деятельности при нарушении срока постановки
на учет в налоговом органе или органе
государственного внебюджетного фонда
(п. 2 ст. 15.3) |
От 2000 до 3000 руб. |
Нарушение установленного срока
представления в налоговый орган или орган
государственного внебюджетного фонда
информации об открытии или о закрытии счета в банке
или иной кредитной организации (ст. 15.4) |
От 1000 до 2000 руб. |
Нарушение установленных законодательством
о налогах и сборах сроков представления налоговой
декларации в налоговый орган по месту
учета (ст. 15.5) |
От 300 до 500 руб. |
Непредставление в налоговые
органы, таможенные органы или органы
государственного внебюджетного фонда
оформленных в установленном порядке документов
и (или) иных сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля
(ст. 15.6) |
От 300 до 500 руб. на должностных
лиц, от 100 до 300 руб. на граждан |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского
учета и представления бухгалтерской
отчетности*, а также порядка и сроков хранения
учетных документов |
От 2000 до 3000 руб. |
Нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых
операций (ст.15.1), а именно:
-- осуществление расчетов
наличными деньгами с другими
организациями сверх установленных
размеров**;
-- неоприходование в кассу
денежной наличности;
-- несоблюдение порядка
хранения свободных денежных
средств;
-- накопление в кассе
наличных денег сверх установленных
лимитов (ст. 15.1) |
На должностных лиц от 4000 до
5000 руб. на граждан, от 40000 до 50000 руб на
юридических лиц |
60. Перемещение товаров
через таможенную границу. Места перемещения
товаров через таможенную границу.
. Все лица на равных
основаниях имеют право на
перемещение товаров через таможенную
границу с соблюдением положений,
установленных таможенным законодательством
таможенного союза и законодательством
государств-членов таможенного союза.
Товары перемещаются
через таможенную границу в
порядке, установленном таможенным
законодательством таможенного
союза.
Для отдельных категорий товаров,
в том числе припасов, товаров для личного
пользования, транспортных средств международной
перевозки, настоящим Кодексом и (или)
международными договорами государств-членов
таможенного союза могут быть установлены
особенности их перемещения через таможенную
границу.
Товары, перемещаемые
через таможенную границу, подлежат
таможенному контролю в порядке,
установленном таможенным законодательством
таможенного союза и законодательством
государств-членов таможенного союза.
При проведении таможенного
контроля таможенные органы и их должностные
лица не вправе устанавливать требования
и ограничения, не предусмотренные таможенным
законодательством таможенного союза
и законодательством государств-членов
таможенного союза.
При ввозе на таможенную территорию
таможенного союза и вывозе с этой территории
товаров, необходимых для ликвидации последствий
стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
продукции военного назначения, необходимой
для выполнения акций по поддержанию мира
либо проведению учений, а также товаров,
подвергающихся быстрой порче, живых животных,
радиоактивных материалов, взрывчатых
веществ, международных почтовых отправлений,
экспресс-грузов, гуманитарной и технической
помощи, сообщений и материалов для средств
массовой информации и других подобных
товаров таможенные операции, предшествующие
подаче таможенной декларации, совершаются
в первоочередном порядке.
Места перемещения
товаров через таможенную границу
Местами перемещения товаров
через таможенную границу являются пункты
пропуска через государственные (таможенные)
границы государств-членов таможенного
союза либо иные места, определенные законодательством
государств-членов таможенного союза.
61. Полномочия,
их распределение и делегирование на предприятии:
этапы, основные требования.
В практике управления различают
несколько видов должностных полномочий:
распорядительные, рекомендательные,
контрольно-счетные, координационные,
согласительные. Распорядительные полномочия
дают право принимать решения, обязательные
для исполнения. Функциональные полномочия
представляют собой косвенное воздействие,
предусматривающее принятие решений,
обязательных для исполнения работниками,
непосредственно контролируемыми линейными
руководителями. Как правило, это специализированные
решения, направленные на качественные
аспекты задачи: методы, подходы, способы
действия и т. д. Рекомендательные полномочия
предусматривают право консультирования
руководителей и исполнителей и не предполагают
обязательного исполнения. Ими наделяют
различного рода специалистов, референтов,
консультантов. Контрольно-счетные полномочия
представляют возможность осуществлять
проверку деятельности определенных руководителей,
исполнителей или видов деятельности.
Согласительные полномочия наделяют правом
формулировать свое отношение к решениям,
принимаемым в рамках линейных и функциональных
полномочий. Делегирование – это такая
организация работы, при которой руководитель
распределяет между подчиненными конкретные
задания. Делегирование является необходимым,
по крайней мере, по двум важнейшим причинам:
1.Ежедневный объем работы, которую предстоит
выполнить руководителю, всегда превышает
его физические и временные возможности.
Это совершенно нормально и поручение
дел, заданий своим подчиненным позволяет
руководителю сделать больше.2.Совершенно
нормально и естественно, когда подчиненный
способен делать какую-либо работу, справиться
с задачей лучше чем начальник. Вместе
с тем, эффективно организованное делегирование
дает очень многое, а именно:1.Делегирование
есть способ мотивации сотрудников. 2.Делегирование
дает возможность руководителю узнать
способности сотрудников, уровень их квалификации,
определить их квалификации, определить
их потенциальные возможности.3.Делегирование
позволяет руководителю найти время для
решения стратегических задач обладающих
наибольшим приоритетом и по важности,
и по срочности.
62. Понятие
«модель менеджмента». Сравнительный
анализ российской и зарубежных моделей
менеджмента.
Под моделью менеджмента подразумевается
совокупность решений, принятых руководством
компании при выборе целей, создании системы
мотивации, координации деятельности
и распределении ресурсов. Говоря о выборе
модели менеджмента, авторы выделяют три
основных принципа. Во-первых, модель предполагает ориентацию
на некоторые фундаментальные идеи, которые
уже потом реализуются в виде конкретных
практик и стилей поведения. Во-вторых,
изучение моделей менеджмента других
организаций позволяет вносить эффективные
изменения в систему управления компании.
В-третьих, не существует единственно
правильной, идеальной модели менеджмента,
ситуация на рынке подвержена изменениям,
что предполагает необходимость корректировки
системы. Менеджмент предполагает ежедневную,
кропотливую работу для реализации целей,
стоящих перед компанией. Можно отметить
четыре группы проблем, стоящих перед
большинством управленцев: определение
целей и задач организации, выбор системы
мотивации персонала, выбор политики взаимодействия
сотрудников и подразделений, определение
принципов принятия решений.
Сравнительный анализ российской и зарубежных
моделей менеджмента:
«Очевидно, что ни одна из
существующих моделей не может
быть в точности принята нашей
страной. Поэтому необходимо изучить
накопленный мировой опыт и
сформировать собственную, российскую
модель корпоративного управления,
учитывающую особенности менталитета
населения России. Освоение мирового
опыта показывает, что отечественная
система управления корпорациями
имеет много общего со всеми
выделенными моделями».
В настоящее время большинство российских
компаний финансируют свой бизнес в основном
за счет прибыли и кредитов банка. При
этом достаточным обеспечением для получения
займов они не располагают
Сравнительная характеристика российской
модели управления акционерным обществом
и основных моделей корпоративного управления:
Сходства между российской
и англо-американской моделями управления |
Сходства между российской
и немецкой моделями управления |
Сходства между российской
и японской моделями управления |
Треугольник управления акционерным
обществом
Личные контакты директоров играют важную
роль при выборе кандидатов в совет директоров.
Многосторонний мониторинг (то есть аудиторская
комиссия и ревизионная комиссия)
Защита прав акционеров, не имеющих контрольного
пакета акций (например, кумулятивное
голосование)
Инвестиционные фонды внутри страны
являются основными внешними акционерами
в обоих странах. |
Особое внимание уделяется долгосрочному
контролю над предприятиями, а не краткосрочной
прибыли.
Банки играют двойную роль – в качестве
кредиторов и акционеров.
Структура владения акциями похожа: российские
компании являются одними из крупнейших
акционеров в российских АО; немецкие
компании владеют большей частью акций
в немецких АО. |
Треугольник управления акционерным
обществом.
Особое внимание уделяется долгосрочному
контролю над предприятиями, а не краткосрочной
прибыли.
Банки играют двойную роль – в качестве
кредиторов и акционеров.
|
Различия между российской
и англо-американской моделями управления |
Различия между российской
и немецкой моделями управления |
Различия между российской
и японской моделями управления |
В соответствии с законом генеральный
директор в России не должен одновременно
быть председателем совета директоров;
в США и Великобритании такого требования
нет.
Роль государственного комитета по управлению
имуществом в России и отсутствие государственного
владения американскими АО. |
Российские АО используют треугольник
управления, немецкие АО – двустороннее
управление.
Российские АО имеют право изменять размер
совета директоров, размер наблюдательного
совета в Германии установлен законом
Инвестиционные фонды внутри страны
являются основными акционерами в России,
а в Германии – нет. |
Работники предприятия могут и не представлять
большинства в совете директоров российского
АО; в большинство японских советов входят
только внутренние представители.
Инвестиционные фонды внутри страны
являются основными акционерами в России,
а я в Японии – нет. |