Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы на госы.docx

— 295.49 Кб (Скачать файл)

К 2010 г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.

 

55.Основные  требования к созданию оптимальных  условий труда на предприятиях  сферы околотаможенного сервиса.

 

 Основные требования  к созданию оптимальных условий  труда на предприятиях сферы  околотаможенного сервиса.Оптимальные условия труда — это благоприятный микроклимат, отсутствие производственных вредностей в рабочей зоне, отсутствие физических и умственных перегрузок и полная безопасность труда. Если условия труда неблагоприятные, у работающего появляется утомляемость. Для оценки состояния условий труда в настоящее время широко применяются эргономические методы. Эргономика — научная дисциплина, изучающая проблемы взаимодействия и приспособления средств производства (машин, оборудования, приборов и др.) к человеку с целью создания оптимальных условий труда. Это способствует увеличению производительности труда, сохранению здоровья и работоспособности человека. Одна из основных задач эргономики — организация рабочего места. В решении задач охраны труда важную роль играет его научная организация (НОТ), основанная на достижениях науки и техники и на передовом опыте. Организация условий труда способствует повышению производительности труда, сохранению здоровья работающих и предупреждению травматизма. НОТ включает в себя разделение и кооперацию труда, обеспечение благоприятных условий труда и рациональную организацию его на рабочих местах. Одна из причин неполного использования трудового потенциала — это неблагоприятные условия труда, вызывающие увеличение количества дополнительных отпусков, времени нетрудоспособности, более ранний выход на пенсию. Потери рабочего времени в промышленности по болезни достигают 60 % всех целодневных потерь и во много раз больше потерь, связанных с травматизмом. За работу в неблагоприятных условиях труда государство предоставляет работающим льготы (повышенные тарифные ставки, льготное пенсионное обеспечение) и компенсации (дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день). Решение задач охраны труда заключается не в расширении льгот и компенсаций, а в сужении и затем полной ликвидации неблагоприятных условий труда. Всякий процесс труда — это взаимодействие человека с внешней средой, которое сопровождается расходованием энергии. Меру затраты человеком физической и умственной энергии в единицу времени принято называть интенсивностью труда. Можно было бы ожидать, что с повышением интенсивности должна пропорционально возрастать и производительность труда. Однако это не всегда так, потому что выполняемая человеком работа оказывает влияние на его работоспособность и в конечном счете на производительность труда. Влияние это зависит от интенсивности, условий и безопасности труда. Наибольшая работоспособность достигается только в оптимальных условиях труда работника.

 

 

56. Основные цели современного предприятия. Роль предприятий сферы околотаможенного сервиса в экономике страны

 

Основными целями предприятия могут быть:

  • завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

  • добиться более высокого качества своего товара;

  • занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

  • добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

  • повысить прибыльность своих операций;

  • добиться максимально возможного уровня занятости.

 

 

57. Особенности управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью.

 

Управление рисками включает в себя четыре основных процесса: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков.

Идентификация рисков – это первая стадия процесса управления ими. На этом шаге выявляются и описываются риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, а также взаимосвязи рисков между собой. Выявленные риски классифицируются по группам (например, могут быть определены следующие категории рисков: финансовые, технологические, политические, профессиональные, форс-мажор и т.д.).

На этапе анализа производится оценка рисков. Здесь подсчитываются вероятности рисков и ущерба, который они могут нанести, а также определяются границы рисков. После этого риски группируются по степени важности и выделяются наиболее важные из них, которые будут тщательно отслеживаться на протяжении всего срока ведения проекта.

После идентификации и анализа рисков на стадии планирования разрабатываются мероприятия по предотвращению рисков и устранению их последствий, если они все же произойдут. Соответствующие документы включают в себя описание действий по реагированию на возникновение каждой из возможных проблем и перечень лиц, ответственных за осуществление соответствующих действий по их нейтрализации

Задачей этапа контроля является мониторинг выявленных рисков и осуществление планово-предупредительных мероприятий. На основании данных такого мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой. Правильно организованный контроль выполнения проекта обеспечивает руководство компании качественной и своевременной информацией для принятия решений по предотвращению рисков.

По ходу проекта могут выявляться новые риски или меняться степень их влияния на проект. Именно поэтому управление рисками представляет собой замкнутый цикл, в котором за контролем опять следует стадия идентификации и так вплоть до окончания проекта.

Методы управления рисками

Контроль над риском составляет существенную часть успешной торговли. Эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков. Для борьбы с рисками применяются известные методы управления. Для уменьшения производственных рисков (например, невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции) разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками: страхование; хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.

Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение (диссипация) риска).

Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводят страхованию.

По своей природе страхование — форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками. Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования. Преимущество хеджирования – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов Это позволяет использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеэкономических операций (на российских предприятиях практически не используется).

Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся: применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей – тратт и др.).

Преимущество данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования для участников ВЭД, недостаток – относительная дороговизна данного типа услуг.

Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях.

 

 

58. Особенности формирования и использования конкурентных преимуществ в сфере околотаможенного сервиса

 

Формирование и использование собственных конкурентных преимуществ – характерная тенденция работы всех наиболее успешных предприятий страны. Подходы к обеспечению предприятием устойчивых конкурентных преимуществ меняются в процессе перехода от одной стадии своего развития - к другой. Отсутствие внимания к этой проблеме со стороны руководства предприятия приводит к неэффективности применяемых стратегий поддержания конкурентоспособности и несоответствию предприятия рыночным условиям конкуренции. Формирование и поддержание конкурентных преимуществ затрагивает весь механизм деятельности предприятия. Рассмотрим основные принципы формирования и поддержания конкурентных преимуществ:

    • стремление руководства предприятия к улучшениям, новшествам и переменам во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;

    • совершенствование и увеличение количества источников конкурентных преимуществ;

    • применение системного подхода к формированию конкурентных преимуществ.

Основные этапы, которые необходимо пройти каждому предприятию для повышения своего конкурентного положения на рынке, представлены на рис.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Схема процесса формирования стратегии для достижения конкурентного преимущества

Майкл Портер разработал типовые варианты стратегий обеспечения конкурентного преимущества, которые зависят не только от вида конкурентного преимущества, но и от сферы, в которой оно достигается. Эти стратегии носят названия: «абсолютное лидерство в издержках», «дифференциация» и «фокусирование» [2; с. 98]. Данные стратегии представляют собой наиболее общие варианты способов конкурирования и могут быть использованы компаниями в качестве основы при выборе направления своего развития.

Сфера конкуренции, или широта рыночного сегмента, на который ориентируется предприятие, важна потому, что производители могут получить конкурентное преимущество за счёт масштабности поставленных целей. Но они могут выигрывать и за счёт узкого определения цели, завоевав высочайшую репутацию у избранной группы потребителей.

При выборе стратегии достижения конкурентного преимущества предприятию необходимо определить сферу конкуренции или широту своей цели (рис.2). Нет отрасли, в которой успех может принести только одна стратегия, всё зависит от конкретного предприятия, а также от ряда факторов, от которых зависит выбор стратегии: структуры стратегического потенциала, возможностей расширения ресурсов предприятия, особенностей (структуры) отрасли и национальной экономики в целом.

 

 

 

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

   

Низкие издержки

Дифференциация

СФЕРА

КОНКУ-РЕНЦИИ

Широкая цель

ЛИДЕРСТВО НА ИЗДЕРЖКАХ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ

Узкая цель

ФОКУСИРОВАНИЕ

НА ИЗДЕРЖКАХ

НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"