Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы на госы.docx

— 295.49 Кб (Скачать файл)

 

63. Понятие блага, продукта, услуги. Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей.

 

 Продукты и услуги - это блага.

Блага - это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.

Существует великое множество благ. Условно их можно объединить в несколько крупных групп. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные услуги. Одни из потребляемых благ имеются в более или менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых районах земного шара. Это свободные блага. Другие блага существуют в ограниченном количестве, поэтому их необходимо производить. Это так называемые экономические блага, например хлеб, компакт-диск, автомобиль, знания, услуги программиста.

     С другой  точки зрения, в частности с  точки зрения вещной формы, блага  можно разделить на материальные  и нематериальные, или осязаемые  и неосязаемые. К первым, например  можно отнести дом, воду, цветы, а  ко второй группе относятся  главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет  на самолете. С функциональной  точки зрения, блага делятся на  две большие группы: потребительские  блага и блага производственного  назначения. К последним относятся  материальные факторы производства, такие как оборудование, сырье, заводские  здания, транспорт, дороги.

Как уже отмечалось, значительная часть настоящего курса экономики посвящена проблеме производства, распределения и использования ограниченных благ. В приведенной классификации ограниченные блага - это экономические блага. В рыночной экономике произведенные ограниченные блага распределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара.

Товар - это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена.

В условиях рыночной экономики понятия "товар" и "благо" близки друг другу. Вместе с тем, из вышеизложенного видно, что любой товар - это всегда какое-то благо, но не любое благо является товаром. Оно не является товаром, если это свободное благо и если это экономическое благо, но оно произведено не для обмена.

     Рассматривая  важнейшие сферы экономики, мы  подчеркивали определяющую роль  сферы производства. Вместе с  тем производство может продолжаться  только в том случае, если произведенные  продукты прошли через сферы  обмена, распределения и потребления. Конечной целью производства  и всей экономической деятельности  является потребление. Производство  и потребление связаны между  собой стадиями обмена и распределения. Произведенные продукты и услуги  поступают в сферу обмена. Потребность - это нужда в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  личности и развития общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно растет. Потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, государства. Они постоянно увеличиваются в объеме и изменяются качественно. В результате возникают все новые и новые потребности. Первая фундаментальная экономическая аксиома гласит: потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято называть законом возвышения потребностей.

Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:

    * низшие (первичные) и высшие (вторичные);

    * абсолютные и  относительные;

    * неотложные и  могущие быть отложенными;

    * прямые и косвенные;

    * настоящие и  будущие и др.

Границы такого деления весьма условны. К материальным потребностям относятся также услуги (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и др.); потребности предприятий (; коллективные потребности общества (железные дороги, школы, больницы и др.).

Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении как общества в целом, так и отдельных стран, фирм, индивидуумов, количественно ограничены. Мало того - они редки, то есть их не хватает на всех (природные ресурсы имеют конечные пределы и в значительной степени невоспроизводимы). Ограниченность ресурсов относительна: их как правило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вторая фундаментальная экономическая аксиома гласит: ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Согласно закону редкости невозможно удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет рационально использовать ресурсы.

Ресурсы подразделяются на природные, трудовые, материальные и финансовые. Первые три вида присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Финансовые же присоединяются к базовым на экономической ступени производства, их называют производными. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называют факторами производства.

 

64. Понятие временного хранения товаров. Места временного хранения. Сроки временного хранения товаров.

Временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, но вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения. Срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 (шесть) месяцев. Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля. Для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.

Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, подтверждение о регистрации документов.

65. Понятие и сущность риск-менеджмента. Риски и их виды. Показатели и методы количественной оценки рисков.

Р-вероятное событие, в результате наступления которого происходят последствия.Р-М—процесс принятия и выполнения управ-ских решений, напр. на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией. В основе - целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации.Конечная цель - получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска. Классификации-Природные-риски стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, ураганы);-Техногенные-связаны с хозяйственной деятельностью человека;-Смешанные-события природного характера, ставшие результатом хоз. деятельности человека;-Чистые (простые) -риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности;-Спекулятивные,динамические—риски непредвиденных изменений стоимостных оценок управленческих решений фирмы, и изменения рын. отношений или полит. обстоятельств;-Производственные—связанные с убытками от остановки производства по различным причинам,с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов;-Финансовые—потери денежных средств( покупат. спос-ть денег, инвестиции);-Имущественные—потеря имущества: кражи, диверсии, халатность, порча.-Коммерческий-риск, связанный с предпринимательской деятельностью, ориентированной на получение максимальной прибыли и возникающий в процессе реализации товаров и услуг.-Социальные риски связаны с жизнью, здоровьем и трудоспособностью работников предприятия;.-Инвестиционные-при вложении средств в инвестиционные объекты с целью получения прибыли;-Транспортные-по причине транспортировки товара; различают морские, воздушные и наземные.Страховой-неэффективная страховая деятельность. Количественный анализ риска заключается в численном определении размеров отдельных рисков и общехозяйственного риска для предприятия в целом. статистический метод; для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления предприятием операций(минус это вероятностные события). метод анализа целесообразности затрат; идентификация потенциальных зон риска. метод экспертных оценок; обобщение мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта. аналитический метод; метод использования аналогов. при анализе риска вновь создаваемого предприятия полезными могут оказаться данные о последствиях воздействия неблагоприят­ных факторов риска на другие предприятия.

 

66. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия сферы околотаможенного сервиса.

 

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филип Котлер. Внешние факторы включают в себя: -факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.; -активность конкурентов; -факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие; -наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны; -действия правительства; -степень приватизации предприятий данной отрасли; -случайные события. К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;2) качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;3) цена товара с возможной наценкой;4) финансы - как собственные, так и заемные;5) торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;6) послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;7) внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. преимущества путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. ,устойчивую лояльность к ее продукции. Наконец, заменяющие продукты могут создать угрозу только при способности конкурентов производить продукты, удовлетворяющие в такой же степени потребителей. Основной проблемой остается поддержание уникальности в глазах потребителей.Фирмы могут осуществлять политику дифференциации при низких издержках. Другой путь снижения издержек при дифференциации - широкое применение стандартных узлов и деталей, ограничение числа моделей. При стратегии фокусировки выбирается ограниченная группа сегментов. Гибкие производственные системы создают новые преимущества для фокусирующих компаний: небольшие партии можно производить по более низкой себестоимости. Однако в целом возможность экономии на масштабах производства у них ниже.Вторая их проблема состоит в том, что ниша, на которую работает компания, может внезапно исчезнуть из-за изменений в технологии или во вкусах потребителей.

67. Понятие, сущность и значение текущего планирования. Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования.

 

Процесс текущего планирования (оперативного планирования) состоит из ввода информации, анализа, принятия решений, документирования, обзора (оценки). Вообще вся стратегия фирмы заключается в оперативных планах. Оперативный план – документ, цель которого обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения таких задач, а также определить объемы, каченство и структуру ресурсов, выделяемых для этого. Организация создает необходимые условий для достижения целей, поставленных в оперативном планировании. Текущее обеспечение предприятие материалом, денежными средствами и т.д. Оперативная мотивация – стимулирование рабочих исполнять свою работу эффективно для реализации целей, поставленных в оперативном планировании. Методы стимулироване – обычные.Оперативный контроль. Спомощью неё м-ру поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии, об объемах выпущенной продукции, ее отгрузке и реализации т.д. Оперативный контроль может прерываться во времени и надобность в нем возникает по мере необходимости. Оперативная координация ничем не отличается от просто координации.Цели оперативного менеджмента – более конкретизированные общие цели предприятия. Естественно, что они недолжны противоречить общим целям. Оперативный менеджмент заключается в действиях, включая орг-цию всего персонала на выполнения решения; анализ хода выполнения с целью заблаговременного выявления возможных отклонений, выработка мер по их предупреждения, либо адаптация.В мен-те различаются понятия стратегического и оперативного управления. Стратегическое планирование дает комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация, определяет цели и направления деятельности, учитывая изменения внешней среды. Стратегическое планирование – аналитическая часть процесса управления, предполагающая анализ среды, определение миссий и целей и выбор стратегии. Текущее планирование – это планирование на срок до одного года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период. Текущий план – документ, цель которого обеспечить понимание задач компании, стратегий и тактики решения задач, а также определить объемы, кол-во и стр-ру рес-в, выделенных для этого.Стратегическое планирование не содержит количественных показателей и разрабатывается на уровне высшего звена управления. Он является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях. Текущее планирование выражено в конкретных цифровых результатах. Текущее планирование имеет дело с распределением ресурсов организации для достижения страт.целей. оно обычно охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды. Разрабатывается низким звеном управления. Текущие планы касаются своевременных задач и целей. Они касаются объема выпуска продукции, материально-технического снабжения, порядка использования оборудования. Основной вопрос стратегического планирования: чего хочет достичь организация в будущем. Текущее планирование является также "добытчиком" информации, т.е. его главного орудия труда. Он осуществляет передачу данных, их получение, обработку, использование в интересах организации, документирование и т.п.Практика показывает, что наиболее важными требования к  руководителю являются: умение корреспондировать деятельность руководимой системы (организации) с актуальными задачами;компетентность, наличие достаточного и признанного полезным опыта работы в определенной сфере общественной деятельности притом на участках, действительно являющихся подготовительными для занятия данной конкретной должности;способность выявлять, а в чем-то и предугадывать тенденции развития системы, организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;   нравственные достоинства — честное?!», правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и к другим, развитое чувство долга и ответственности, непримиримость к недостаткам; единство слова и дела, оперативность и гибкость, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения, инициативно и настойчиво добиваться их исправления посредством соответствующих воздействий на подчиненных;  знание человеческой психологии, способов срабатываться с людьми и формировать целеустремленный коллектив с высоким творческим потенциалом;стремление к аргументированному распределению функций между собой и сотрудниками, умение объективно оценивать результаты деятельности, как сотрудников, так и своей;справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, дар завоевывать их доверие и симпатию, создавать в коллективе настроение, благоприятствующее высокопроизводительной деятельности;умение правильно организовать свою работу, распределять время на решение текущих и перспективных задач, формировать условия для спокойной, нормальной работы коллектива   забота о повседневных нуждах коллектива и отдельных работников, всемерном поддержании их здоровья и работоспособности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"