Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

yuyu.docx

— 691.83 Кб (Скачать файл)

Когда по единой цене товар  доступен покупателям с различной  эластичностью спроса, а монополия  устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях  максимизации прибыли, тогда рост последней  сопровождается снижением общественного  благосостояния. Это связано с  тем, что при проведении ценовой  дискриминации третьей степени  сокращается объем продаж покупателям  с неэластичным спросом (крутая линия  спроса) и увеличиваются продажи  покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса). В результате уменьшения потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.

36 Монополизация экономики: социально-  экономические последствия.

Экономические последствия монополии  
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам: 
1) нерациональное использование общественных ресурсов; производственная неэффективность 
Следствием свободной конкуренции по праву можно считать и производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов. 
Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Цена продукта при этом находится на 
низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар). 
При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, 
необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками.  
Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при онополистических рынках.

37 Антимонопольное регулирование:  цели и основные направления.

Антимонопольное регулирование включает в себя:

  1. административный контроль над монополизированными рынками;
  2. организационный механизм;
  3. антимонопольное законодательство.

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства и т. д.

Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

Специальная антимонопольная  политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под  контроль процессы монополизации, сохранить  и усилить конкуренцию.

Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная  политика, нацеленная только на обеспечение  благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции. Существующие антимонопольные законы подобно  всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и  интерпретируются судьями.

С помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в  условиях свободной конкуренции  факторы, противодействующие влиянию  монополий или уравновешивающие их.

Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, т. к. в обществе давно сложилось  понимание того, что монополия, как  один из основных факторов роста прибыли  не может быть «укрощена». Поэтому  основной задачей есть поставить  ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений  монопольным положением.

Две основные формы  борьбы с монополиями:

  1. предупреждение создания монополий;
  2. препятствование использования монопольной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"