Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Когда по единой цене товар
доступен покупателям с различной
эластичностью спроса, а монополия
устанавливает
36 Монополизация экономики:
Экономические последствия монополии
Современные экономисты считают, что распространение
монополии снижает экономическую эффективность
по следующим причинам:
1) нерациональное использование общественных
ресурсов; производственная неэффективность
Следствием свободной конкуренции по
праву можно считать и производственную
эффективность, и эффективность размещения
общественных ресурсов.
Производственная эффективность достигается
тем, что предприятия, стремясь удержаться
на рынке, работают при оптимальной норме
выработки, когда удельные издержки производства
– минимальны. Цена продукта при этом
находится на
низшем уровне, согласующемся со средними
валовыми издержками. Эффективность размещения
ресурсов отражается в том, что производство
в условиях конкуренции происходит до
той точки, в которой цена (мера стоимости
продукта для общества) была бы равна предельным
издержкам (менее альтернативной продукции,
от которой отказалось общество, производя
любой данный товар).
При тех же издержках фирма, действующая
в условиях чистой монополии, достигнет
намного менее желательных результатов.
Монополисту выгоднее продавать меньший
объем продукции и назначать более высокую
цену, чего не сделал бы конкурирующий
производитель. Это приводит к тому, что
ресурсы общества используются не в полном
объеме, и при этом часть продукции,
необходимая обществу не производится.
Количество выпускаемой продукции не
доходит до точки, соответствующей минимальным
средним валовым издержкам, вследствие
чего производство осуществляется не
с минимально возможными при данном уровне
технологии издержками.
Таким образом, ни производственная эффективность,
ни эффективность размещения ресурсов
недостижимы при онополистических рынках.
37 Антимонопольное регулирование:
Антимонопольное регулирование включает в себя:
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства и т. д.
Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.
Специальная антимонопольная
политика и антимонопольное
Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
С помощью государственного
регулирования экономики и
Антимонопольная политика не
имеет целью ликвидацию или запрет
крупных монопольных
Две основные формы борьбы с монополиями: