Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:18, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

yuyu.docx

— 691.83 Кб (Скачать файл)

Виды чистых монополий:

1.Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов. 
Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.

2.Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых. 
Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля, «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.

3.Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги. 
Пример в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно коммунальных услуг.

4.Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает. 
Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:

  • Необходимость получения патентов.
  • Необходимость получения лицензий.
  • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

Примеры нечестной конкуренции:

  • распространение лживой информации о конкурентах
  • недобросовестная критика товаров конкурентов
  • лживая реклама
  • давление на поставщиков и банки

5.Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции. 
Пример: французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» — впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.

6.Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.

7.Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.

33 Монопольная  власть: источники и измерение.

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной  властью, т.к. является единственным поставщиком  уникальной продукции.

Но  чистая монополия редка, т.к. большинство  товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют  ценой, т.е. имеют некоторую монопольную  власть. Если на рынке действует  одна монопольная фирма, говорят  об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная  прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной  власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .

2. Если мы умножим числитель  и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:

где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

Рассмотрим источники, или  факторы монопольной власти (т.е. то, от чего зависит монопольная  власть):

1Доля фирмы в рыночном  предложении. 

2Отсутствие/наличие хороших  заменителей у товара, выпускаемого  фирмой с монопольной властью.  Чем больше доля фирмы (1), и  чем меньше заменителей у товара, тем больше монопольная власть.

3Эластичность рыночного  спроса. Чем меньше эластичность  спроса на товар фирмы, тем  больше монопольная власть этой  фирмы на рынке. 

34 Максимизация  прибыли фирмой- монополистом.

Поведение фирмы-монополиста  обусловлено не только потребительским  спросом и предельным доходом, но и издержками производства.

Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет  равен предельным издержкам (МС):

MR = MC.

Дальнейший рост объема выпуска  на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении  с данным уровнем, то для фирмы-монополиста  это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.

Максимальную прибыль  фирма-монополист извлекает в том  случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1).

Рис. 28.1. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль  в коротком периоде

На рис. 28.1 изображены краткосрочные  кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос  на ее продукт и предельный доход  от продукта. Монопольная фирма извлекает  максимальную прибыль, производя объем  благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает  цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ ) х QM.

Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли  невозможно. Если цена, соответствующая  выпуску, при котором MR = МС, понизится  ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 28.2).

Рис. 28.2. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде

Когда фирма-монополист покрывает  все свои издержки, но не извлекает  прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Максимизация прибыли  в долгом периоде показана на рис. 28.3.

Рис. 28.3. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде

Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде.

Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и  цену. Завышая цены, она сокращает  при этом объемы выпуска продукции.

В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя  производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству  предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

35 Ценовая дискриминация.

5.2. Ценовая дискриминация

Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа  однородной продукции в одно и  то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение  она получила в сфере услуг.

Допустим, проживающий в  труднодоступной местности фермер может получить минеральные удобрения  только от одного поставщика. Затраты  поставщика на приобретение и доставку 1 ц удобрений постоянны и равны 120 руб. Поставщик знает, что каждый последующий центнер удобрений, внесенный в почву, увеличивает  урожайность в соответствии с  законом снижающейся предельной производительности переменного фактора; поэтому фермер готов заплатить  за 1-й центнер 200 руб., за 2-й - 190 руб., за 3-й - 175 руб., за 4-й - 155 руб., и за 5-й - 120 руб. В этом случае поставщик  удобрений может осуществить ценовую дискриминацию первой степени, т.е. продать фермеру каждый центнер удобрений по цене спроса.

При проведении ценовой дискриминации  первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного  дохода. В этом случае объем выпуска  монополии, как и фирм на рынке  совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Ценовая 
дискриминация 1-й степени


Но в  отличие от рынка совершенной  конкуренции покупатели не получают потребительских излишков. Заштрихованный на рис. 5.5 треугольник представляет прибыль монополии.

Осуществить ценовую дискриминацию  первой степени на практике удается  редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу  продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую дискриминацию второй степени. Так, в конце 2001 г. интернет-карты провайдера Lanck имели следующие цены: 1 ч - 28 руб., 5 ч - 115 руб., 30 ч - 505 руб. Другие провайдеры наряду с почасовой оплатой устанавливают фиксированную абонементную плату; в результате средняя цена за малое количество часов пребывания в Интернет оказывается выше средней цены за большое число часов. Аналогично поступают поставщики промышленной электроэнергии: помимо оплаты каждого киловатт-часа потребленного электричества взимается фиксированная плата за подключенные мощности.


Правило проведения ценовой  дискриминации второй степени4 вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии - предельным затратам»5 , т.е.

MR1 = P2, MR2 = P3, ... , MRn = MC.

Как воспользоваться этим правилом показывают: и 5.2.

В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене. В этом случае отраслевой спрос представлен не одной, а несколькими кривыми спроса. Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам:

= P1q1 + P2q2 + ... + Pnqn - TC(Q),

где Pi, qi - соответственно цена и объем продаж на i-м сегменте рынка;

Условием ее максимизации является следующая система уравнений:

MR1 = MR2 = ... = MRn = MC.

Следовательно, на каждом из сегментов  рынка нужно установить такую  цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и  равнялась предельным затратам общего выпуска.

Как на основе этого правила определяются цены показывают: и 5.3.

С учетом того, что MR = P(1 + 1/eD), условие максимизации прибыли при ценовой дискриминации третьей степени можно представить в следующем виде:

 

.

 

Из него следует, что

 

.

 

Это означает, что ценовая  дискриминация третьей степени  увеличивает прибыль лишь в том  случае, если сегменты рынка различаются  эластичностью спроса по цене. Когда  такое различие есть, тогда для  покупателей с меньшей эластичностью  спроса цену нужно установить выше, чем для покупателей с большей  эластичностью спроса.

Проведенный анализ показал, как за счет ценовой дискриминации  монополия может увеличить прибыль. Рассмотрим теперь, как ценовая дискриминация  влияет на общественное благосостояние, измеряемое суммой излишков потребителей и производителей.

Ценовая дискриминация первой и второй степеней увеличивает общественное благосостояние, так как она сопровождается увеличением выпуска продукции  и более полным удовлетворением  рыночного спроса. Воздействие ценовой  дискриминации третьей степени  на общественное благосостояние неоднозначно.

Если в результате ее осуществления  отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут  покупать потребители, для которых  единая монопольная цена была слишком  высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации  первой и второй степеней.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"