Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:06, шпаргалка

Описание работы

1 ВОПРОС. Причины и необходимость возникновения институциональной экономической теории, ее цели и задачи.
2. Понятие институтов. Их структурное содержание и роль в экономической системе.
4. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона.
Вопрос 5. Понятие и виды трансакций.
Вопрос 6. Характеристика трансакций. Специфичность активов, уровни (степень) специфичности.

Файлы: 1 файл

ответы ЭКЗАМЕН.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

Как уже было неоднократно отмечено, формальную составляющую институциональной  среды – формальные правила игры – непосредственно создает государство. Но при этом в рамках институционального анализа возможно признание серьезного влияния государства и на неформальные правила игры

ВОПРОС 28. Теории возникновения государства.Теория государства Д.Норта

 

Двумя идеальными моделями государства  являются контрактное государство и эксплуататорское государство. В реальной жизни, скорее всего, существуют смешанные модели.

Контрактное государство – это государство, создаваемое на основе договора, в котором каждый гражданин делегирует государству часть функций по спецификации и защите исключительных правомочий, а государство использует монополию на насилие в рамках делегированных ему правомочий. В этом случае граждане рассматривают уплату налогов как свою обязанность. Контрактное государство может существовать при следующих предпосылках:

а) наличие четких конституционных  рамок деятельности государства;

б) существование механизмов участия граждан в деятельности государства;

в) существование института  рынка как главного альтернативного  механизма распределения прав собственности;

г) наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности.

Эксплуататорское государство  - использует монополию на насилие для максимизации доходов правителя или группы лиц, контролирующих государство, даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Ущерб от деятельности эксплуататорского государства можно сократить, если выплаты государству и перераспределения прав собственности носят систематический и предсказуемый характер. В этих условиях устанавливаются определенные правила хозяйственной деятельности и распределения доходов, ориентируясь на которые агенты могут целенаправленно влиять на производство, способствуя экономическому росту. Это свидетельствует о частичном совпадении интересов правителя и граждан, что является необходимым условием стабильности общества.

Различия между двумя теориями коренятся в характеристике получателей дохода (т.е. выгод от обеспечения защищенности и упорядоченности обменов и вообще прав собственности): по эксплуататорским теориям, дополнительные выгоды получает только господствующий класс или властвующая группа; по контрактным теориям, дополнительные выгоды распределяются в разной степени между всеми подданными.

Синтетическая теория государства. И в контрактной, и в эксплуататорской концепциях государство наделяется или присваивает себе власть устанавливать и перераспределять права собственности своих граждан. Разница заключается в том, что в первом случае это делается для реализации интересов граждан, а во втором – для удовлетворения потребностей правящей группы, класса или клана. Присваиваемые выгоды в первом случае представляют собой дополнительную прибыль, которую получает каждый как результат индивидуальной экономии издержек, возникающей из-за делегирования и централизации функции защиты правомочий, а во втором – ренту, извлекаемую правящей группой из своей позиции монополиста на оказание насилия для спецификации и защиты все тех же правомочий своих подданных. Важно подчеркнуть, что и в том, и в другом случаях – или непосредственно, или вынужденно – государство выступает в качестве конечного гаранта прав собственности.

  Все это обусловило появление  так называемой синтетической теории государства, связанной с именем Д. Норта23. Государство понимается Д. Нортом как организация, продающая услуги «оборона» и «правосудие» в обмен на налоги. Централизованное производство этих услуг характеризуется значительной экономией на масштабах, поэтому в целом возникает положительный эффект. Если бы каждый защищал свои права собственности в индивидуальном порядке, совокупные издержки были бы гораздо больше.

    Кроме того, государству  присущи черты так называемого «дискриминирующего монополиста». В данном случае государство разделяет налогоплательщиков на определенные группы, устанавливая для каждой из них такие права собственности, при которых максимизируется поступление налогов в казну. Нужно отметить и существующие здесь ограничения: при чрезмерно жестком налоговом бремени у налогоплательщика всегда имеются конкурирующие способы действий: уклонение от налогов, переход в иное подданство – эмиграция.

    При этих условиях основной целью государства становится формирование такой структуры прав собственности, при которой можно было бы обеспечить максимизацию своего дохода – не только за счет принуждения, но и с помощью добровольных платежей населения. Иными словами, государство пытается оправдать налоговую систему, стремясь производить такой набор услуг обществу, который, с одной стороны, был бы полезен всем и каждому, а с другой – минимизировал бы издержки государства на спецификацию и защиту прав собственности. В результате экономии на масштабах при централизованном производстве общественных благ ресурсы общества могут быть более эффективно использованы для обеспечения экономического роста.

Тем самым достижение указанной  основной цели государства предполагает решение двух противоречивых задач. По Д. Норту, первая ведет к попыткам специфицировать такой набор фундаментальных правил, который позволил бы правителю максимизировать свой доход, вторая задача предполагает полностью эффективный набор прав собственности с целью максимизации совокупного продукта общества;

Первая из задач –  единственная в эксплуататорских теориях, вторая – в контрактных. Решение  этих противоречивых задач происходит в любом государстве, при различных  формах государственной власти.

Возможность перехода в теневую  экономику или выезд зарубеж  ограничивает стремление высшей власти к максимизации своей ренты.

 

ВОПРОС 29. Функции и  провалы государства. Критерии оценки эффективности государства

 

Под провалами (изъянами) рынка понимаются ситуации, связанные с возможными неудачами рыночного механизма. Иными словами, в этих ситуациях рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает существование общественных благ, несовершенство конкуренции и неполноту системы рынков, наличие внешних эффектов (экстерналий), неполноту и несовершенство информации.

В экономической теории выделяются чисто частные и чисто общественные блага. Чисто частное благо может быть использовано только тем субъектом, кто платил за него, и каждая единица такого блага может быть продана за отдельную плату. Чисто общественное благо потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя основными свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении.  Поэтому, чтобы обеспечить (социально желательное) оптимальное количество общественных благ, государство должно вмешиваться, вводя налоги и обеспечивая общественными благами.

Существование экономии от масштаба или обусловленного сговором поведения  может привести к неконкурентным рынкам, где решения индивидуальных производителей могут влиять на количество и цены. Когда на рынке преобладает монополия или олигополия, количество предлагаемых товаров меньше, чем в конкурентных условиях, а некоторый выигрыш потребителя будет передан фирмам в форме монопольной прибыли.

 В этом случае  государству позволительно вмешаться  для гарантирования оптимального выпуска, т.е. выпуска, который мог бы быть получен в конкретной ситуации. Антимонопольное законодательство, которое может регулировать ценообразование и дробление существующих монополий, часто служит допустимой мерой вмешательства.

Однако государственная собственность – другая обычно практикуемая и, вероятно, более сильная мера. Устанавливаемые государством входные барьеры часто являются источниками монополий.

Внешние эффекты существуют там, где некоторые внешние влияния от действий одного индивида на действия других приводят к несоответствию частной и социальной структур издержек и выгод. Напомним, что к внешним эффектам относят выгоды и издержки, не отраженные в системе рыночных цен. В принципе преодолеть эту проблему можно, более точно определив права собственности и организовав переговоры заинтересованных сторон. Однако во многих случаях сделать это экономически невозможно из-за трансакционных издержек.

Примерами государственного вмешательства  в связи с экстерналиями являются государственное обеспечение благами с положительными внешними эффектами по субсидированным ценам (например, образование, здравоохранение, социальная инфраструктура), субсидирование тех, кто создает положительные внешние эффекты (например, субсидии в исследования и инновации), а также налогообложение тех, кто создает отрицательные экстерналии (например, налог на загрязнение).

Еще одним случаем провала рынка  являются неполнота и несовершенство (асимметрия) информации, которые не дают возможности субъектам рынка принимать наилучшие решения. Информация – редкое благо, за которое нужно платить и зачастую высокую цену, что многим не под силу. Важную роль в информационной обеспеченности играют общества потребителей, фирмы и реклама, средства массовой информации, органы государственной власти. Однако обеспеченность достоверной информацией – сложная проблема, которая трудно поддается решению даже при участии государства.

Таким образом, решение проблем, связанных  с провалами рынка, многие экономисты рассматривают как сферу необходимого вмешательства государства в рыночную экономику.

 Таким образом,  государство – особый случай  властных отношений, возникающих  на основе передачи гражданами  части своих прав на контроль  своей деятельности в сферах  спецификации и защиты прав  собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, т.е. на основе социального контракта, принуждения и насилия.

Основным назначением государства  является не столько его право  управлять и принуждать, хотя это  необходимо и важно, сколько его  инструментальная и удобная возможность  обеспечивать общество механизмом формирования и выполнения государственной политики. Никакие другие социальные институты не способны так хорошо справляться с этой задачей. Кроме того, политика должна быть связана с пересмотром правил, регулирующих поведение, включая экономическое поведение. В данном подходе государство рассматривается как институциональное устройство, которое может и должно осуществлять государственную политику и управление.

На всех этапах хозяйственного развития государству  принадлежала одна из важных ролей, но в зависимости от обстоятельств функции государства оказывались различными. Государственная собственность служила решению разнообразных задач, важнейшей из которых было поддержание общественной стабильности посредством элиминирования наиболее острых конфликтов и их причин.

Довод в пользу государственного вмешательства  гласит: государство как представитель  членов общества может вмешиваться  в рыночный механизм. Этот довод обычно принимает две формы. Во-первых, государство может вмешиваться в создание социально значимых («достойных») благ, обеспечение которых общество желает поощрить, а в случае «недостойных благ» – ограничить. Во-вторых, государственное вмешательство может быть оправдано, если общество полагает, что рыночные сделки в некоторых областях морально неприемлемы (например, донорство или услуги полиции). В этом случае государство должно удалить такие блага из рыночной сферы и управлять ими самостоятельно. Такой подход к объяснению роли государства называется патернализмом.

Патернализм – система принципов деятельности правительства (или работодателей), которые берут на себя обеспечение личных потребностей граждан, одновременно устанавливая определенные нормы их поведения в качестве частных лиц, а также их отношений с государством (или работодателем) и другими гражданами.

Активное вмешательство  государства в хозяйственную  жизнь оказалось очень важным в нынешнем столетии.

Таким образом, государство является одним из главных институтов общества, точнее – системой институтов власти и управления, поддерживающих стабильность общества и участвующих в осуществлении институциональных преобразований. Значит, государству присущи функции, характерные для институтов.

Цели государства реализуются  в его экономической политике и государственном регулировании. В большинстве стран по мере накопления опыта государственного регулирования постепенно сокращалось количество целевых параметров. В настоящее время правительства развитых стран принимают во внимание две стратегические цели: достижение устойчивого экономического роста и борьба с неуправляемой инфляцией.

Функции государства.

- спецификация и защита прав  собственности: при условии неравенства трансакционных издержек нулю распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов;

- создание каналов обмена информацией: равновесная цена формируется на базе развитой информационной инфраструктуры рынка, позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными издержками и искажениями;

- разработка стандартов мер  и весов: деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества товаров и услуг, а в более широком плане – организовать денежное обращение, так как универсальная мера обмена есть одна из функций денег;

- создание каналов и механизмов  физического обмена товарами и услугами: инфраструктура рынка включает не только каналы обмена информацией, но и каналы физического движения товаров и услуг (транспорт, площадки для торгов и т. д.);

- правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах: возникновение непредвиденных обстоятельств при исполнении контрактов требует вмешательства третьей стороны (суда) для создания гарантий от их оппортунистического использования партнерами контракта;

- производство общественных благ: ввиду проблемы безбилетника требуется использование государством принуждения для финансирования производства этих благ.

По мнению представителей НИЭТ, экономическая  роль государства в условиях рыночной экономики сводится к осуществлению  трех функций:

- законодательное определение правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;

- поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера, но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"