Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:30, дипломная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления на современном этапе, выявить его характерные черты и особенности, а также определить сущность проблематики реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы и правоприменительную практику местного самоуправления в РФ;
- выявить приоритетные направления развития местного самоуправления в России;
- раскрыть сущность местного самоуправления на примере муниципального образования город Благовещенск.
Введение
1. Местное самоуправление в России: современное состояние и актуальные проблемы
1.1 Правовые основы и правоприменительная практика местного самоуправления в РФ
1.2 Структурная организация местного самоуправления
1.3 Контроль и ответственность в деятельности органов местного самоуправления
2. Приоритеты развития местного самоуправления в России
2.1 Рационализация системы разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.2 Структурная модернизация местного самоуправления
3. Местное самоуправление на примере муниципального образования город Благовещенск
3.1 Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
3.2 Система органов местного самоуправления муниципального образования город Благовещенск
3.3 Анализ деятельности органов местного самоуправления города Благовещенск
Заключение
Библиографический список
Приложения
Оглавление
Введение
1. Местное
самоуправление в России: современное
состояние и актуальные
1.1 Правовые основы и
правоприменительная практика
1.2 Структурная организация местного самоуправления
1.3 Контроль и ответственность
в деятельности органов
2. Приоритеты развития
местного самоуправления в
2.1 Рационализация системы
разделения предметов ведения
и полномочий между органами
государственной власти и
2.2 Структурная модернизация местного самоуправления
3. Местное самоуправление на примере муниципального образования город Благовещенск
3.1 Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
3.2 Система органов местного самоуправления муниципального образования город Благовещенск
3.3 Анализ деятельности органов местного самоуправления города Благовещенск
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».
Реальное
и эффективное местное
Рассматривая местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти.
Актуальность данной проблемы говорит сама за себя. Ежегодно подвергается реформированию и корректировке нормативная база местного самоуправления.
В настоящее время российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии.
Во-первых,
в декабре 2010 г. отмечается 17-летие
действующей Конституции
Во-вторых, 1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения должны вступить в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии).
В результате проведенной реформы вместо 11 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 2003 г., было образовано 24 510 муниципальных образований.
Новый Закон
детально регламентирует систему органов
местного самоуправления. Обязательным
является наличие не только исполнительных,
но и представительных органов, а
также главы муниципального образования
во вновь образованных муниципальных
образованиях. Не допускается совмещать
должности главы
Несмотря
на наличие в новом законе целого
ряда удачных идей, весь закон (как
и сама предложенная концепция реформирования
местного самоуправления) подвергался
и продолжает подвергаться серьезной
критике. Сомнения, прежде всего, вызывает
наделение правами
Серьезные
претензии высказывались также
по поводу заметного увеличения возможности
государственных органов и
Таким образом,
ответственность за реализацию муниципальной
реформы перекладывается с
Наличие данных проблем в организации местного самоуправления обусловило выбор темы, а также цель и основные задачи.
Объект исследования – определение и раскрытие системы местного самоуправления на примере муниципального образования город Благовещенск
Предмет исследования – современная модель местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель
настоящей работы состоит в том,
чтобы, опираясь на законы и научные
источники, раскрыть понятие и сущность
российского местного самоуправления
на современном этапе, выявить его
характерные черты и
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
правовые основы и
- выявить
приоритетные направления
- раскрыть
сущность местного
Гипотеза
– местное самоуправление в Российской
Федерации может в современных
условиях (законодательная база, инициативность
граждан, наличие необходимых
В проведенном исследовании рассматриваются:
Практическая значимость исследования заключается в следующем: определить сущность законодательной базы развития и совершенства местного самоуправления в Российской Федерации. При том, что регламентация существующей практики применения действующего законодательства посвященного развитию местного самоуправления в России имеет значимую роль, тем не менее, остаются проблемы четкого регулирования законодательной базы местного самоуправления на местах.
1. Местное самоуправление в России: современное состояние и актуальные проблемы
Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. “Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства”1.
Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.
Местному
самоуправлению принадлежит важная
роль в реализации одной из главных
задач современности –
Местное
самоуправление – важнейший элемент
организации публичной власти. Его
специфика, как отмечается в научной
литературе, заключается в двойственной
природе: политической и общественной.
С одной стороны, органы самоуправления
интегрированы в единую систему
управления страной. Местное самоуправление
имеет действующий на основе законов
и иных нормативных актов аппарат,
оно может самостоятельно формировать
бюджет, устанавливать и собирать
налоги. С другой стороны, местное
самоуправление является важным элементом
гражданского общества, формой политической
самоорганизации локальных
Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса – задача науки. Для решения этих проблем необходим прочный научный фундамент. При этом нужно исходить из того, что государство не может создавать самоуправленческие структуры. Они должны появляться снизу и самостоятельно. При этом главная задача государства - создать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления, и прежде всего, его низового уровня.
1.1 Правовые основы и правоприменительная практика местного самоуправления в РФ
Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельность местного самоуправления.
На первое место ставятся международно-правовые документы. Это соответствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Конституция
РФ содержит специальную главу о
местном самоуправлении из четырёх
статей (ст. 130-133). Однако ряд положений
входит в число основ конституционного
строя (ст. 12), а кроме того, содержится
в ст.8,9,15,24,32,33,40,41,43,
- местное
самоуправление в пределах
- органы
местного самоуправления не
- местное
самоуправление обеспечивает
- местное
самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого
волеизъявления, через выборные
и другие органы местного
Информация о работе Проблемы органов местного самоуправления