Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

свободная экономическая зона инвестиция налоговый

ВВЕДЕНИЕ

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

1.1 История создания СЭЗ

1.2 Сущность и цели создания  свободной экономической зоны

1.3 Условия функционирования  и требования по размещению  СЭЗ

1.4 Основные типы и виды  СЭЗ

2  СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА

2.1 США

2.2  Западная Европа

2.3 Страны Азии

2.4 Китай

2.5 Африка

2.6 Центральная и Восточная Европа

2.7 Латинская Америка

3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Приморская “Находка”

3.2 Балтийский “Янтарь"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Свободные экономические  зоны как особые хозяйственные образования  прочно вошли в экономики многих стран мира.

На протяжении многих веков  некоторые страны создавали на части  своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал  и развивать отдельные виды хозяйственной  деятельности. Свободные экономические  зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней  до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Таким  образом, корнями СЭЗ уходят в  глубокую старину, но в то же время  обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной  цивилизации. Эволюция СЭЗ идет постоянно, при этом она не осуществляется в  жестких однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстроокупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.

Различные типы свободных  экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для  притока в многочисленные регионы  и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.

Несмотря на то, что свободные  экономические зоны как территориально-хозяйственные  образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием  великое множество, а особенности  это касается России.

На данный момент в мире действует, по разным оценкам, от 500 до 1500 СЭЗ. Есть они в развитых странах – США, Германии, Великобритании, Японии и в развивающихся – Китае, Бразилии, Мексике и др.

В странах с передовой  экономикой СЭЗ создают в первую очередь в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к среднему уровню. В странах развивающихся – для привлечения инвестиций и обеспечения технологического и промышленного роста.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

1.1  История создания СЭЗ

В целях ослабления жесткого таможенного режима, упрощения таможенных процедур и снижения высоких пошлин, которых придерживалось большинство  европейских государств, в средние  века в портовых городах возникли первые районы "порто-франко": Генуе, Венеции, Марселе. Их территория отделялась от остальной территории специальной  таможенной границей для беспошлинного  ввоза и вывоза товаров. При перемещении  товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. Первый из известных в истории "порто-франко" существовал в римскую эпоху  на острове Делос в 166 г. до н.э. Здесь  приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения некоторых  административных формальностей. Таким образом "порто-франко" как организационно-экономическая форма характеризуется:

1. обособленностью его  территории от остальной территории  страны;

2. режим "порто-франко" вводился уже не только для  развития внешней торговли, но  и для подъема экономики того  или иного региона.

На смену "порто-франко" пришли "свободные гавани" или "свободные порты". В отличие  от своих предшественников на территории "свободного порта" не разрешалось  проживание лиц, не имевших отношение  к эксплуатации и охране товаров, потреблению ими товаров, не оплаченных пошлиной. При вывозе товаров из свободных портов в страну таможенные пошлины взимались в обычном  порядке. Статус свободных портов получили Гамбург, Ганзейские города – Любек  и Данциг, такие порты как Генуя  и Марсель, а также Одесса, Владивосток, Батуми.

Первой свободной экономической  зоной в мире считается город  Ливорно, который в 1547 году был объявлен городом свободной торговли.

Нетрудно заметить, что  для образования свободных портов именно в данный период были характерны определенные предпосылки или условия  их формирования – развитие товарно-денежных отношений, становление системы  международного разделения труда, начало формирования крупных рынков, развитие внутренней и внешней торговли.

Итак, первый этап в развитии СЭЗ характеризовался тем, что они  представляли собой торгово-складские  и транзитные зоны. Это самый древний  тип СЭЗ, дающий возможность предприятиям складировать, упаковывать, маркировать, частично перерабатывать и перегружать  товары в условиях освобождения от таможенных пошлин, других сборов и  административных барьеров.

К сожалению, до нас не дошли  материалы того времени относительно системы управления подобными СЭЗ, так как, вероятно, тогда вообще не существовало теоретических разработок в области управления. Но можно  предположить, что уже на начальных  этапах своего развития механизм управления СЭЗ содержал элементы планирования, организации, стимулирования. Последние  же получили наибольшее развитие и  представляли собой несистематизированный  набор мер государственного регулирования  в основном в части таможенных пошлин.

По мере монополизации  рынка и усиления протекционистской  политики государств "свободные  порты" стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться специальные  экономические зоны, где все большее  значение приобретала переработка  товаров.

Это не могло не повлиять на черты СЭЗ. Теоретически обосновали формирование нового типа СЭЗ англичане  П. Халл, С. Хоув и американец С. Бутлер, предложившие концепцию выхода из кризиса  и развития районов, находящихся  в тяжелом экономическом положении. Суть ее состояла в том, что в таких районах  предпринимателям,  изъявившим желание заняться здесь бизнесом,  предоставлялся ряд льгот: менее жестко регламентировалась их деятельность, допускался ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством (в частности, возможность оперировать любой валютой; иметь отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др.). Эти меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В отличие от своих предшественников СЭЗ из собирающих пунктов и центров распределения товаров превратилась в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта. В результате чего образуются так называемые экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), ознаменовавшие собой период научно-технического и технологического прогресса, интеграции ряда государств в систему мирохозяйственных связей, активизации инвестиционной деятельности.

Расширение хозяйственных  функций СЭЗ потребовало усложнения экономического механизма их функционирования. Особый таможенный режим, характерный  для свободных портов, дополнился налоговыми и другими финансовыми  инструментами государственного регулирования. Развитие коммуникаций позволило создавать  СЭЗ не только в портовых районах. Со временем термин "СЭЗ" стал применяться  к районам, где действует та или  иная система финансово-кредитных  и других льгот по отношению к  предприятию и которые по этой причине несколько обособлены от остальной территории страны.

Первой СЭЗ промышленно-экспортной направленности, успех которой подтолкнул к созданию подобных зон в других странах, явилась созданная в  Ирландии 1959 году зона вблизи международного аэропорта Шеннон. Главной целью  этой зоны поначалу было сохранение рабочих  мест ввиду потери аэропортом своей  ниши в трансатлантических перевозках 1.

Позднее, налоговые и таможенные льготы позволили привлечь в зону ряд предприятий экспортной направленности, повысить технологический уровень  этих производств с помощью созданного здесь на базе местного университета технологического парка, что, в свою очередь, способствовало экономическому подъему всей страны и, прежде всего, ее наиболее отсталой, западной части.

С тех пор ЭПЗ добились крупного успеха, распространившись  преимущественно в развивающихся  странах. По некоторым данным ныне действует  свыше 145 ЭПЗ в более чем 40 странах. Около 75% деятельности ЭПЗ в мире приходится на фирмы, производящие одежду и электронику. Среди других важных отраслей промышленности можно назвать  переработку сельскохозяйственного  сырья, производство мебели, обуви, кожевенных изделий, спорттоваров и других изделий  легкой промышленности.

Таким образом, второй этап в развитии СЭЗ характеризовался появлением новых организационных  их форм, отличающихся от своих предшественников более сложным механизмом управления, расширением масштабов производственной деятельности и углублением международного сотрудничества.

Следующий этап развития СЭЗ  начался в 80-е гг. в связи с  принятием ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных  отраслях промышленности, банковского  и страхового дела. Усиление экономического развития таких районов достигалось  созданием, так называемых зон развития (предпринимательские зоны), в задачи которых входило не стимулирование экспорта, а сохранение существующих и создание новых рабочих мест в районах экономического упадка за счет льгот для предпринимательской деятельности, причем не иностранного, а национального частного капитала. Такие зоны получили широкое распространение в Великобритании, Италии, США, Франции. Их создание базируется на специально разработанных программах развития территории. Особенностью государственной политики создания таких СЭЗ является ориентация не на привлечение иностранного капитала, а на предоставление преференциальных прав данным регионам на период от 10 до 20 лет. Эти зоны в противоположность анклавным зонам в развивающихся странах стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации. 2

Всего свыше 1400 предпринимательских  зон всех уровней (федерального, штатного, местного) действуют в городах  и пригородных районах США. Быстрое  их распространение объясняется  экономическими и другими льготами, предоставляемыми американским компаниям, действующим на их территории. Так  как развитие предпринимательства  и сокращение безработицы – две  основных цели государственных программ предпринимательских зон всех уровней, то власти оказывают всяческое содействие этим зонам в достижении поставленных целей. Одна из причин политики по созданию предпринимательских зон и предоставлению им новых льгот состоит в том, что зоны не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в  то же время способствуют повышению  деловой активности в депрессивных районах страны, уменьшению размеров безработицы, сокращению бюджетных  ассигнований на различные социальные программы. В данный период также  начинают формироваться такие типы зон, как комплексные, технико-внедренческие  и оффшорные зоны.

И, наконец, вначале 1990-х гг. в период, когда крупное производство стало перерастать географические границы национальных рынков, начали появляться трансграничные зоны роста, а также узкоспециализированные зоны.

Сопоставляя хронологию развития различных типов СЭЗ, можно сделать  предположение, что каждый из новых  этапов их развития был обусловлен скачком в экономическом развитии мирового хозяйства, происходящим после  очередного экономического кризиса. Так  образование зон свободной торговли произошло в период подъема мирового хозяйства после Великого экономического кризиса 1929-1933 гг., во время которого объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился в среднем на 44%, мировой торговли – на 61%, общая численность безработных  в капиталистическом мире достигла 30-40 млн. человек.

Аналогично можно объяснить  и создание СЭЗ других типов: экспортно-производственных – после экономического кризиса  в США, Канаде и некоторых странах  Западной Европы в 1948-1949 и 1953-1954 гг.; технополисов и оффшорных зон – после  мирового экономического кризиса в 1973-1975 гг.; трансграничных зон роста  – после мирового экономического кризиса в 1980-1982 гг.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что образование  СЭЗ на каждом этапе является адекватной реакцией государственного организма  на процессы, происходящие в периоды  депрессий и позволяющие вывести  страну или определенную территорию на новый, более высокий уровень  развития. На каждом этапе развития СЭЗ происходило формирование новых типов СЭЗ, отличающихся друг от друга целями их создания, системой предоставляемых льгот и преференций и механизмом управления, позволяющим эффективно функционировать в различной социально-экономической среде.

 

1.2  Сущность и цели создания свободной экономической зоны

 

Создание свободных экономических  зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Фактически свободные  экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в  масштабах мирового хозяйства капиталов.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации  экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных  экономических зон увязывают  стремя основными задачами:

-                  стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

-                  рост занятости;

-                  превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования  свободных экономических зон  является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому  использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.

Мировой опыт создания и  функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

С подобной же целью создавались  свободные экономические зоны и  в развивающихся странах, что  обеспечивало превращение ранее  отсталых районов в динамично  развивающиеся. Однако в отличие  от промышленно развитых стран в  этих государствах упор при создании свободных экономических зон  был сделан на привлечение иностранного капитала.

Информация о работе Свободные экономические зоны