Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

Мировой опыт свидетельствует, что разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или  другими преимуществами, ставят различные  цели при организации СЭЗ.

Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала  создавать свободные аэропорты (в  Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью  расширения возможностей занятости, привлечения  деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного  механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были "содействовать и поощрять иностранную  торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в  Соединенные Штаты".

У разных стран, естественно, разный опыт создания и функционирования СЭЗ, но принципиальные различия существуют между промышленно развитыми  и развивающимися странами.

В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять СЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В развитых странах, как правило, приоритетными направлениями развития СЭЗ, особенно начиная с 80-х годов, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных старо промышленных или отставших в экономическом развитии) или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания СЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено, т.к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы. В связи с тем, что характерной чертой развития СЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты.

В развивающихся странах, наоборот, основным источником привлекаемого  капитала в ОЭЗ являются иностранные  инвестиции (в т.ч. в силу недостаточности  национального капитала).

Но, несмотря на различия целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

В рамках социальной цели решаются следующие задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; повышение благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Неслучайно в настоящий период времени в  мире насчитывается порядка 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находится в  развивающихся странах.

В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают  как реальный и достаточно эффективный  инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они  ориентированы на активную внешнеэкономическую  деятельность, большую восприимчивость  к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей  инфраструктуры, применение особых методов  и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Будучи частью территории страны, СЭЗ выступают  вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время  необходимо подчеркнуть, что СЭЗ  отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным), и экономически таможенным, налогово-финансовым режимами.

1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ

 

Все цели организации СЭЗ  могут быть реализованы при целой  системе условий, создаваемых, для  зарубежных инвесторов принимающей  страной. Условия благоприятности  существования свободной зоны показаны в табл. 1.

 

Таблица 1. Условия благоприятности свободной зоны

Естественные

Правовые

Инфраструктурные

Технологические

1. Небольшой размер территории

2. Выгодное географическое  положение

3. Высокий ресурсный потенциал

1. Разнообразие льгот  и их значительность

2. Расширенные права местной  власти

3. Государственные гарантии  инвесторам

1. Множество направлений  инвестирования

2. Развитость связей с  внешней средой

3. Особый набор услуг  для резидентов зоны

1. Опора на новейшие  достижения науки

2. Перспективы совершенствования  технологий

3. Совместимость технологий  в одном укладе


 

В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

1) Естественные условия: представляются множеством факторов спонтанного происхождения, не являющихся продуктом сознательной деятельности.

a) Из них для свободной зоны наиболее важны ее естественные размеры: чем они меньше, тем дешевле обойдется ее инфраструктурное обустройство и тем больше внешних инвестиций будет приходиться на единицу площади.

b) Выгодное географическое положение зоны – это ее близость к международным морским и воздушным портам, позволяющая непосредственно пользоваться услугами глобальной экономической инфраструктуры.

c) Наконец, высокий ресурсный потенциал – это та обязательная естественная база, на которой способна осуществляться интенсивная предпринимательская и инвестиционная деятельность.

2) В правовые условия, кроме льгот, следует также включать расширение прав местных властей и государственные гарантии. Причем значительность льгот должна выражаться не столько в величине каждого их вида, сколько в создаваемом ими во взаимодействии друг с другом и с иными благоприятными условиями совокупном эффекте. Мерой такого эффекта может служить разность в прибыли на капитал или в сроках окупаемости инвестиций в свободной зоне и за ее пределами. Так, в наиболее эффективно функционирующих зонах прибыль доходит до 35-40% годовых, а окупаемость инвестиций – до 3-3,5 года.

3) Инфраструктурные условия представляются, прежде всего, множеством направлений инвестирования: чем инфраструктура, а, следовательно, и сама зона более развиты, тем больше у них таких направлений.

4) Технологические условия зоны тоже можно охарактеризовать в трех основных аспектах.

a) Безусловная новизна применяемых технологий;

b) В конкурентных ситуациях предпочтение следует отдавать тем технологиям, которые будут актуальны и в перспективе;

c) Совместимость всех новейших технологий в одном технологическом укладе.

Свободная зона представляет собой открытую систему, и для  своей жизнеспособности она должна быть замкнута на окружающую среду  – экономическую систему в  целом, откуда в нее поступают инвестиции. Зона должна затрачивать одну часть инвестиций на собственное развитие, а другую – на развитие внешней среды, создавая и экспортируя в нее новейшую технику и технологию. Такой экспорт будет обеспечивать рост эффективности производства, высвобождающий ресурсы для инвестирования во вновь формирующиеся отрасли и сферы экономики. Причем сами эти отрасли сферы тоже зарождаются и проходят инкубационный цикл в тех же свободных зонах. Поэтому значительная часть высвобождаемых таким способом ресурсов пойдет обратно в свободную зону, вследствие чего воспроизводственный контур замкнется и зона обретет устойчивый способ существования.

Новой техникой и технологией  зоны обмениваются, прежде всего, друг с другом, образуя на базе территориального разделения труда целостный воспроизводственный  контур – новый технологический  уклад, обеспечивающий воспроизводство  последнего поколения технических  средств на его же собственной  основе. Поэтому если отдельно взятые зоны экспортируют новую технику  и технологию, то объектом экспорта зональной сети в целом становятся эти уклады. Каждый такой уклад  отличается от предшественника более  выгодным для потребителя соотношением цены и качества товаров и услуг. Получаемая отсюда экономия идет на удовлетворение новых потребностей и, соответственно, на инвестиции в новые сферы экономики  и формирование на этой основе общества нового исторического типа (сегодня, например, это постиндустриальное общество, формируемое благодаря интенсивному развитию сферы услуг).

Как видим, свободная зона в экономической системе имеет три функции, реализуемые в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе она избавляет экономику от избыточных инвестиций, предотвращая ее перегрев или смягчая его последствия; в среднесрочной речь идет о своевременной смене технологических укладов; долгосрочная перспектива – это ускоренный переход к новому историческому типу общества (сегодня – к постиндустриальному). Особенность этих функций – их объективный характер: они не предопределяются государственной политикой, а вытекают из потенциала свободной зоны как институциональной инновации и потребности экономики в тех или иных направлениях его реализации. В отличие от них функции СЭЗ на местном и национальном уровнях задаются, в том числе и субъективными факторами. Отсюда функции свободной зоны можно в целом представить следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2. Разделение функций свободной экономической зоны по уровням территориальной организации экономики

Уровни территориальной  организации экономики

Местный

Национальный

Глобальный

1. Высокий уровень занятости  и доходов населения

2. Высокая квалификация  труда

3. Высокое качество условий жизни

1. Функции СЭЗ в развитых  странах

2. Функции СЭЗ в развивающихся  странах

3. Функции СЭЗ в странах переходной экономикой

1. Предотвращение или  смягчение экономических кризисов

2. Своевременность смены  технологических укладов

3. Ускоренный переход  к новому типу общества


 

Как видим, функции местного уровня связаны с решением свободными зонами не столько экономических, сколько  социальных, гуманитарных, экологических  и иных проблем соответствующей  территории. Национальный же уровень  функций зависит от того, к какой  группе принадлежит страна – развитым, развивающимся или странам с  переходной экономикой, поскольку очевидно, что в зависимости этого будет  в первую очередь строиться политика в отношении СЭЗ каждого государства.

 

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие  требования и к ее размещению. К  наиболее общим из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение  по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и  к бывшим союзным республикам), а  также располагают морскими торговыми  портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих  решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

 

1.4 Основные типы и виды СЭЗ

Можно говорить о нескольких основных типах СЭЗ, разграниченных по определенным признакам:

• по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; технико-внедренческие комплексные, многопрофильные СЭЗ;

• по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные и промышленно-производственные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);

• по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);

• по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные

 

Конкретные виды зон зависят  от специфических задач и функций, особенностей условий деятельности, ее характера и объемов. Специалисты  насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

Информация о работе Свободные экономические зоны