Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мировой опыт свидетельствует, что разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ.
Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были "содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты".
У разных стран, естественно, разный опыт создания и функционирования СЭЗ, но принципиальные различия существуют между промышленно развитыми и развивающимися странами.
В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять СЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.
В развитых странах, как правило, приоритетными направлениями развития СЭЗ, особенно начиная с 80-х годов, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных старо промышленных или отставших в экономическом развитии) или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания СЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено, т.к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы. В связи с тем, что характерной чертой развития СЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты.
В развивающихся странах, наоборот, основным источником привлекаемого капитала в ОЭЗ являются иностранные инвестиции (в т.ч. в силу недостаточности национального капитала).
Но, несмотря на различия целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.
В рамках социальной цели решаются следующие задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; повышение благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.
Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Неслучайно в настоящий период времени в мире насчитывается порядка 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находится в развивающихся странах.
В условиях ограниченности,
а тем более дефицита ресурсов
в ряде стран СЭЗ выступают
как реальный и достаточно эффективный
инструмент включения национальных
экономик в мировое хозяйство. Они
ориентированы на активную внешнеэкономическую
деятельность, большую восприимчивость
к современной технике и
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. Условия благоприятности существования свободной зоны показаны в табл. 1.
Таблица 1. Условия благоприятности свободной зоны
Естественные |
Правовые |
Инфраструктурные |
Технологические |
1. Небольшой размер территории 2. Выгодное географическое положение 3. Высокий ресурсный потенциал |
1. Разнообразие льгот и их значительность 2. Расширенные права местной власти 3. Государственные гарантии инвесторам |
1. Множество направлений инвестирования 2. Развитость связей с внешней средой 3. Особый набор услуг для резидентов зоны |
1. Опора на новейшие достижения науки 2. Перспективы совершенствования технологий 3. Совместимость технологий в одном укладе |
В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
1) Естественные условия: представляются множеством факторов спонтанного происхождения, не являющихся продуктом сознательной деятельности.
a) Из них для свободной зоны наиболее важны ее естественные размеры: чем они меньше, тем дешевле обойдется ее инфраструктурное обустройство и тем больше внешних инвестиций будет приходиться на единицу площади.
b) Выгодное географическое положение зоны – это ее близость к международным морским и воздушным портам, позволяющая непосредственно пользоваться услугами глобальной экономической инфраструктуры.
c) Наконец, высокий ресурсный потенциал – это та обязательная естественная база, на которой способна осуществляться интенсивная предпринимательская и инвестиционная деятельность.
2) В правовые условия, кроме льгот, следует также включать расширение прав местных властей и государственные гарантии. Причем значительность льгот должна выражаться не столько в величине каждого их вида, сколько в создаваемом ими во взаимодействии друг с другом и с иными благоприятными условиями совокупном эффекте. Мерой такого эффекта может служить разность в прибыли на капитал или в сроках окупаемости инвестиций в свободной зоне и за ее пределами. Так, в наиболее эффективно функционирующих зонах прибыль доходит до 35-40% годовых, а окупаемость инвестиций – до 3-3,5 года.
3) Инфраструктурные условия представляются, прежде всего, множеством направлений инвестирования: чем инфраструктура, а, следовательно, и сама зона более развиты, тем больше у них таких направлений.
4) Технологические условия зоны тоже можно охарактеризовать в трех основных аспектах.
a) Безусловная новизна применяемых технологий;
b) В конкурентных ситуациях предпочтение следует отдавать тем технологиям, которые будут актуальны и в перспективе;
c) Совместимость всех новейших технологий в одном технологическом укладе.
Свободная зона представляет собой открытую систему, и для своей жизнеспособности она должна быть замкнута на окружающую среду – экономическую систему в целом, откуда в нее поступают инвестиции. Зона должна затрачивать одну часть инвестиций на собственное развитие, а другую – на развитие внешней среды, создавая и экспортируя в нее новейшую технику и технологию. Такой экспорт будет обеспечивать рост эффективности производства, высвобождающий ресурсы для инвестирования во вновь формирующиеся отрасли и сферы экономики. Причем сами эти отрасли сферы тоже зарождаются и проходят инкубационный цикл в тех же свободных зонах. Поэтому значительная часть высвобождаемых таким способом ресурсов пойдет обратно в свободную зону, вследствие чего воспроизводственный контур замкнется и зона обретет устойчивый способ существования.
Новой техникой и технологией
зоны обмениваются, прежде всего, друг
с другом, образуя на базе территориального
разделения труда целостный
Как видим, свободная зона
в экономической системе имеет
Таблица 2. Разделение функций свободной экономической зоны по уровням территориальной организации экономики
Уровни территориальной организации экономики | ||
Местный |
Национальный |
Глобальный |
1. Высокий уровень занятости и доходов населения 2. Высокая квалификация труда 3. Высокое качество условий жизни |
1. Функции СЭЗ в развитых странах 2. Функции СЭЗ в развивающихся странах 3. Функции СЭЗ в странах переходной экономикой |
1. Предотвращение или
смягчение экономических 2. Своевременность смены технологических укладов 3. Ускоренный переход к новому типу общества |
Как видим, функции местного уровня связаны с решением свободными зонами не столько экономических, сколько социальных, гуманитарных, экологических и иных проблем соответствующей территории. Национальный же уровень функций зависит от того, к какой группе принадлежит страна – развитым, развивающимся или странам с переходной экономикой, поскольку очевидно, что в зависимости этого будет в первую очередь строиться политика в отношении СЭЗ каждого государства.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее
благоприятные для размещения СЭЗ,
имеют, как правило, приграничное положение
по отношению к зарубежным странам,
(а в России, в том числе, - и
к бывшим союзным республикам), а
также располагают морскими торговыми
портами и магистральной
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
Можно говорить о нескольких основных типах СЭЗ, разграниченных по определенным признакам:
• по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; технико-внедренческие комплексные, многопрофильные СЭЗ;
• по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные и промышленно-производственные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);
• по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);
• по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные
Конкретные виды зон зависят от специфических задач и функций, особенностей условий деятельности, ее характера и объемов. Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.