Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

1. Это торгово-складские зоны, в составе которые существует несколько подвидов:

- зоны внешней торговли,

- свободные таможенные зоны,

- свободные беспошлинные зоны,

- свободные порты.

Торгово-складские зоны

В зонах данного типа иностранные  товары могут храниться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты обычных таможенных пошлин и налоговых сборов. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка; 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в  морских портах, на железнодорожных  узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Такие  зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в частности, опыт Ирландии, где еще в 1950-х годах впервые была создана БТСЗ.

Более широким кругом функций  характеризуются относящиеся к  этой группе зоны внешней торговли, получившие распространение в США в 1930-е годы, свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны (Венгрия, бывшая Югославия и Болгария), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятиями. Разновидность этого представляют зоны беспошлинной розничной торговли (duty free) в крупных международных морских портах и аэропортах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и т.д.). Наконец, свободные порты — ТСЗ, где помимо названных операций осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Неслучайно свободные зоны этого вида размещаются обычно в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортозамещающие и экспортные производства. Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация; они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ («Манаус») в свое время была создана в Бразилии и по занимаемой площади (3,6 млн. кв. км) превосходила иные страны.

Однако свободные зоны, ориентированные только на коммерческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей — привлекательности  в силу близости к международным  транспортным коммуникациям и связанным  с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономии на таможенных пошлинах и накладных расходах. Характерен пример США: для зон внешней торговли (а их к началу 1990-х годов насчитывалось  почти 200) здесь предусмотрен режим  «внетаможенной территории», т.е. освобождение от всех видов таможенных пошлин и  тарифов, федеральных акцизов и  квотных ограничений по экспорту и импорту.

По существу этот тип зон  не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно.

2. Другая крупная группа - это экспортно-производственные зоны, в составе которых можно отдельно выделить:

- зоны совместного предпринимательства,

- зоны свободного предпринимательства,

- предпринимательские зоны,

- специальные экономические зоны.

Экспортно-производственные зоны

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки.

В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей  силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального  страхования и др.).

В чем заключаются главные  характеристики СЭПЗ, их преимущества для сторон?

- Здесь сочетается и взаимодействует движение товаров и услуг между странами с международным перемещением факторов производства, что обеспечивает реализацию более эффективных вариантов, формирование тесных и устойчивых экономических связей.

- Важным объектом взаимодействия являются также социальная и экологическая сферы.

- Внешний инвестор получает дополнительные выгоды с учетом льготного внешнеторгового, таможенного, налогово-финансового режима.

- Иностранный участник получает практическую возможность апробировать и реально оценить условия и возможности своей деятельности в данной стране.

- Инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технология, машины и оборудование, сырье, материалы и комплектация), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей страной.

-  СЭЗ обеспечивает возможности привлечения дешевой рабочей силы необходимой квалификации.

- Значительно упрощается решение процедурных, административных вопросов.

-  Льготы по инвестиционным условиям (организация и прекращение деятельности, репатриация прибыли) значительно выше, чем за пределами зоны.

В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики). СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.

При создании СЭПЗ в развивающихся  странах и странах переходной экономики практикуются различные  дополнительные льготы:

- отмена таможенных пошлин и сборов на ввозимые комплектующие для предприятий реального сектора;

-  вычеты из дохода, подлежащего налогообложению, в частности сумм затрат на НИОКР и подготовку рабочих кадров;

- свобода получения валютного кредита, в том числе под низкие проценты;

-  допущение обращения иностранной валюты;

- ускоренная амортизация основного капитала;

- снижение арендной платы за землю и наем помещений;

-  льготные транспортные тарифы.

Часто это дополняется  освобождением от экспортных пошлин, налогов на имущество, профессию, от некоторых региональных и местных  налогов.

Во многих странах практикуется полное или частичное освобождение от налогов впервые годы деятельности на срок до 10 лет, а обычно 5—7 лет (в Малайзии, например, полное освобождение на срок от 2 до 5 лет, в Республике Корея — 5 лет полностью, а в последующие 3 года — 50% обычной ставки; в Шри-Ланке — от 2 до 10 лет полностью, в зависимости от числа созданных рабочих мест, поступлений иностранной валюты, уровня передаваемой технологии и т.д.).

Согласно рекомендациям  Организации ООН по промышленному развитию (UNIDO) по условиям инвестирования в СЭЗ производства отраслей обрабатывающей промышленности разделены на три группы.

Наибольшие льготы имеет первая группа — сборочные производства: радиоэлектронные, точной механики, компьютерной техники, т.е. те, которые нуждаются в новых технологиях, высококвалифицированной рабочей силе.

Менее преференциальная вторая группа — текстильное, швейное производство, требующее много рабочей силы и достаточно быстро окупающееся.

Наименьшие льготы у третьей группы — производства некоторых добывающих отраслей, перерабатывающих местное сырье, привлекающих в значительных количествах местную рабочую силу, позволяющих увеличить занятость населения.

В настоящее время приоритетное значение во многих странах, в том  числе в России, приобретает создание технико-внедренческих СЭЗ.

На производства первой и  второй групп приходится основная часть  предприятий СЭЗ (около 30% их числа  с 55—60% занятых). Большинство из них  находятся в СЭЗ ЮВА и Латинской  Америки (Гонконг, Малайзия, Корея, Сингапур, Тайвань, Гаити, Мексика, Сальвадор). Текстильные  и швейные производства — 20% предприятий  и 15—20% занятых в СЭЗ, что неслучайно, так как обусловлено простотой  технологий, излишком и дешевизной рабочей силы в развивающихся  странах.

По расчетам экспертов  Института востоковедения РАН, затраты  на создание 1 кв. км территории СЭЗ  оцениваются в 25—50 млн. долл. и требуют  расходов на инфраструктуру в размере 4 долл. на каждый вложенный доллар иностранных  инвестиций. Обычно на эти цели привлекаются займы международных кредитных  институтов в частности Всемирного банка, выдаваемые на льготных условиях. Наглядный пример — ЭПЗ «Масанэ (МАСЭЗ), созданная в 1970 г. в одноименном  порту, находящемся недалеко от Пусана (Республика Корея). Удобное географическое расположение способствовало привлечению  техники, оборудования и капитала не только японских компаний, но и ТНК  других развитых стран, тем более  что МАСЭЗ располагает хорошими экспортными коммуникациями. Стратегические задачи создания зоны были определены как привлечение в Республику Корея иностранных инвестиций и  новейших технологий, развитие экспорта, увеличение занятости. В 1995 г. в МАСЭЗ  действовали 73 предприятия почти  с 15 тыс. работающими при объеме инвестиций в 235,3 млн. долл. и суммарном экспорте в 2,4 млрд. долл. Только за 15 лет (с 1981 по 1995 г.) инвестиции в зону увеличились в 2 раза, а объем экспорта из нее возрос почти в 3,5 раза. Здесь практиковался общепринятый для подобных зон и упомянутый выше набор льгот. При этом гарантировалась сохранность капитала, репатриация прибыли и других доходов на капитал. Льготная арендная плата за землю действовала в течение 10 лет. Кроме того, применялись общепринятые ограничения на импорт, был запрещен импорт готовой продукции, производимой в стране. МАСЭЗ стала важным катализатором создания и развития современного производства компьютеров, электронной техники, программного обеспечения, бытовых электроприборов в стране прежде всего на экспорт.

3. В последнее время все большее распространение получают СЭЗ с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсифицировать производство, создать новые рабочие места, подготовить квалифицированных специалистов, — научно-технологические зоны (НТЗ): технополисы (Япония), технопарки (США), техниковнедренческие зоны, научные парки, технологические и деловые центры. Вне зависимости от конкретных названий по преобладающему направлению деятельности различают три типа НТЗ:

• исследовательский парк — СЭЗ, где новая научно-техническая разработка осуществляется до стадии технического прототипа на основе объединения ряда промышленных фирм, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений с приоритетным статусом. Скажем, как в Бостоне: при более чем 700 промышленных предприятиях-участниках свыше 2/3 занимаемой территории приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации в области компьютерной техники. Подобный парк еще раньше был создан в знаменитом Кембридже (Англия). По зарубежным данным, к началу ХХI в. в Европе, США и Японии действовало почти 450 исследовательских парков;

• собственно научный парк (СНИ) — достаточно крупные территориальные образования, где располагаются разные по величине наукоемкие предприятия, осуществляющие производство на основе разработок местного исследовательского центра (институт, университет). Это известная «Силиконовая долина» в США со Стенфордским университетом, где сосредоточено компьютерное производство, ТНК «Майкрософт» и «Интел», обеспечивающие 1/5 мирового выпуска компьютерной и вычислительной техники, или СНП «Треугольник» в Северной Каролине;

• инновационный центр — территориально небольшая НТЗ, в которой расположена малая или средняя фирма, непосредственно занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий. На сегодня таких центров очень много в разных странах, особенно в развитых, располагающих высококвалифицированными исследовательскими кадрами. К ним относятся и российские Зеленоград, Обнинск и Дубна.

4. Заслуживают специального выделения сервисные СЭЗ, концентрирующие банковское и страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие особый сектор ЭПЗ, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон также могут быть отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан.

5. К особому виду, рассматриваемому многими специалистами вне СЭЗ, следует отнести оффшорные зоны, предусматривающие специальную юрисдикцию регистрации и функционирования иностранных компаний на льготных налоговых условиях, но запрещающие последним какую-либо производственную деятельность. Их сейчас около 60, наиболее известны Кипр, Панама, Сингапур, острова Фиджи, Багамы, Бермуды и Мальта.

Информация о работе Свободные экономические зоны