Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

Вслед за "Шэньчжэнем" были созданы другие специальные  экономические зоны: Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь. Все эти СЭЗ были созданы  на основании решения Постоянного  Комитета Всекитайского собрания народных представителей, утвердившего в августе 1980 г. "Положение о создании особых экономических районов в провинции  Гуандун". Этот документ провозгласил основные цели китайских СЭЗ:

- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии,

- овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

- увеличение экспортной валютной выручки;

- стимулирование реформы;

- эффективное использование природных ресурсов;

- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

- мобилизации финансовых возможностей китайской эмиграции;

- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов;

- расширение внешнеэкономической деятельности и включение страны в систему международного разделения труда;

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест.

Поскольку власти Китая стремились сохранить и постепенно реформировать  систему производственных отношений  в стране, этим первым СЭЗ был  придан закрытый анклавный характер, который распространялся и на движение капитала, рабочую силу и  услуги.

Специальным экономическим  зонам правительство Китая установило следующий набор налоговых льгот:

1. льготная ставка подоходного  налога в размере 15%. Предприятия  с контрактным сроком жизни  не менее 10 лет пользуются двухгодичными  налоговыми каникулами с первого  прибыльного года, а в третий-пятый  годы, ставка налогов снижена  на 50%;

2. иностранные инвесторы  в совместных предприятиях в  зонах развития освобождаются  от подоходного налога при  вывозе (репатриации) своей доли  прибыли;

3. по истечении периода  снижения или освобождения от  подоходного налога на основании  соответствующих положений законов  экспортные предприятия в зонах  развития, экспортирующие 70% и более  своей продукции в стоимостном выражении, в любом году могут уплатить подоходный налог по сниженной ставке 10%, установленной на этот год;

4. по истечении периода  снижения или освобождения от  подоходного налога на основании  соответствующих положений законов  предприятия с передовыми технологиями  в зонах развития могут уплачивать  подоходный налог по сниженной  ставке 10% в течение следующих  трех лет;

5. льготный подоходный  налог по ставке 10% взимается с  дивидендов, процентов, рентных платежей, роялти и других видов доходов,  происходящих из зон развития  и получаемых иностранными инвесторами,  не имеющими постоянного представительства  в зонах развития, кроме случаев,  когда законом предоставляется  освобождение от налога;

6. промышленно-торговый налог  не взимается со строительных  материалов, производственного оборудования, сырья, запчастей и вспомогательных  материалов, компонентов, транспортных  средств и офисных принадлежностей,  импортируемых предприятием зоны  развития для своих собственных  нужд;

7. промышленно-торговый налог  не взимается с произведенной  и экспортированной продукции  предприятия зоны развития, кроме  сырой нефти, переработанной нефти  или тех продуктов, в отношении  которых законами предусмотрены  отдельные положения.

Первыми специальными экономическими зонами Китая были сделаны первые шаги к открытости экономики этой страны. Они реализовались в условиях первого этапа китайских экономических  реформ (1978-1982 гг.). На втором этапе (1983-1989 гг.) был создан еще один тип специальных  экономических зон – приморские открытые зоны. В 1984 году было принято  решение об "открытии" 14 городов-портов. Данные открытые города ориентированы  на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. Как видно на карте 1 приложения расположение этих городов  подтверждает это.

Налоговые льготы в зонах  открытых портовых городов:

1. производственные предприятия  с иностранными инвестициями, учрежденные  в районах 14 портовых городов,  занятых в технологически интенсивных  или интенсивных проектах или  проектах, в которые иностранный  инвестор вложил не менее 30 млн. долларов, и имеющие длительный  срок отдачи, или в энергетике, транспорте и проектах по сооружению  гаваней, после одобрения министерством  финансов уплачивают сниженный  подоходный налог по ставке 15%;

2. с учетом необходимости  одобрения министерством финансов  налог уплачивается по ставке 80% от подоходного налога предприятий,  установленного налоговым законодательством,  теми предприятиями, которые не  имеют право на налоговый вычет,  определяемый предыдущим пунктом,  но заняты в следующих отраслях  промышленности:

машиностроении и электронике;

металлургии, химической промышленности и производстве стройматериалов;

легкой, текстильной и  упаковочной промышленности;

производстве медицинского оборудования и фармакологии;

сельском и лесном хозяйстве, производстве аквакультур и связанных  с ними перерабатывающих отраслях;

строительстве.

3. льготный подоходный  налог по ставке 10% взимается с  дивидендов, процентов, рентных платежей, роялти и других видов доходов,  происходящих из городских районов  и открытых экономических зон  и получаемых иностранными инвесторами,  не имеющими постоянного представительства  в Китае, кроме случаев, когда  законом предоставляется освобождение  от налогов;

4. промышленно-торговый налог  не взимается с производственного  офисного коммерческого оборудования, строительных материалов, импортируемых  в качестве инвестиций, а также  транспортных средств, импортируемых  для собственных нужд этого  предприятия;

5. промышленно-торговый налог  не взимается с производственной  и экспортированной продукции  зон портовых городов, кроме  сырой нефти или тех продуктов,  в отношении которых законом  предусмотрены отдельные положения.

В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности размещены технопарки, разрабатываются  новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует производство, ориентируемое на экспорт, активно  работают торговые предприятия. Это  практически разновидность тех  же зон комплексного типа. Власти Китая  затратили огромные средства на обустройство этих территорий. По данным из различных  источников в каждый гектар зоны вкладывалось, включая негосударственные средства, 15-17 млн. долл.

"Открытые" города-порты  дают 2/5 экспорта и почти 100% грузооборота  морских портов. Производительность  здесь на 2/3 выше среднекитайского  уровня.

В 1988 г. была создана пятая  специальная зона. Ею стал остров Хайнань. Но он, в отличие от индустриально  развитой полосы 14 городов, был одним  из самых отсталых районов Китая. Чтобы привлечь в эту огромную СЭЗ инвестиционный капитал, была разработана  и представлена в пользу инвесторов целая система скидок:

- при аренде горных и неосвоенных участков (5-10%);

- при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10%);

- при строительстве транспортной инфраструктуры, угольных шахт, электростанций, водохранилищ, учреждений образования и культуры (10-15%) свободы в проведении экономической политики. Им можно, например, самостоятельно принимать законодательные акты, регулирующие приток иностранного капитала, в том числе и части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю, утверждения проектов совместных предприятий с иностранным капиталом стоимостью от 5 до 30 млн. долл.

На третьем этапе экономических  реформ, который начался в 1990 году, была создана новая зона развития "Пудун", близкая по статусу  к СЭЗ, но являющаяся составной частью Шанхая. В ее составе действуют: зона свободной торговли, районы промышленной, научной и финансово-торговой специализации.

Создание и функционирование первых четырех специальных экономических  зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) регулируется решениями Всекитайского  собрания народных представителей. Правом принимать местные положения  по всем вопросам специальных экономических  зон с последующим утверждением Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань. Все пять специальных  экономических зон Китая имеют  право провинциальных правительств в области экономического регулирования  и издании регулирующих нормативных  актов.

Административное управление. С появлением СЭЗ в Китае были созданы и соответствующие органы административного управления: канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ  – высший орган административного  управления СЭЗ. Он разрабатывает основные социально-экономические установки  и осуществляет контроль за их выполнением, руководит другими ведомствами  в той части их деятельности, которая  относится к СЭЗ. Канцелярии подчинены  административно-управленческие Комитеты СЭЗ (разрабатывают планы развития, рассматривают и утверждают инвестиционные проекты, их регистрацию, занимаются вопросами  труда и заработной платы, образования  и здравоохранения, культуры и общественного  порядка). Кроме того, в зонах функционируют  местные Собрания народных представителей, партийные и профсоюзные организации, другие внутренние структурные подразделения.

Удельный вес инвестиций иностранного участника, согласно законам, должен составлять не менее 25% уставного  капитала, в противном случае предприятие  не может иметь статуса СП. Разрешено  создание предприятий, полностью принадлежащих  иностранному капиталу. Срок деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятию гарантию от национализации.

Главный орган СП – правление. СП является формально самостоятельным  хозяйственным субъектом, но на практике ведомство, руководимое китайским  участником, контролирует хозяйственную  и финансовую деятельность, планы  развития СП. Координация государственного плана с планом СП может осуществляться путем краткосрочных и долгосрочных контрактов.

Значительной самостоятельностью обладают предприятия, контролируемые иностранным участником, особенно полностью  принадлежащие последнему, хотя они  и вынуждены действовать в  рамках, установленных законом КНР.

После получения разрешения местное народное правительство  подписывает контракт на освоение участка, где оговариваются площадь, цели использования, срок контракта, размер платы и т.д. Затем составляется подробный план освоения участка  и технико-экономическое обоснование, утверждаемые соответствующими органами.

При реализации продукции  на китайском национальном рынке  СП может действовать самостоятельно или на комиссионных началах через  посреднические государственные компании. В этом случае покупатель должен уплатить импортную таможенную пошлину. На внутреннем рынке разрешается реализация только высококачественных или импортозамещающих  изделий. В китайских свободных  экономических зонах преобладает  рыночное регулирование. Центральные  власти устанавливают лишь несколько  основных директивных показателей, включая годовой финансовый доход, объем производства и снабжения  по важнейшим видам промышленной продукции, поставляемой централизованно, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный  бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.

На большую часть товаров  и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные  услуги, воду, электроэнергию.

Совместное предприятие, определяя цены на свою продукцию, реализуемую  на внутреннем рынке, обязано учитывать  рекомендации организаций, контролирующих цены. Цены на товарную продукцию СП на мировом рынке должны в основном соответствовать ценам на аналогичные  товары государственных предприятий  КНР.

Используется множество  моделей финансового обеспечения  в СЭЗ Китая. Одна из самых больших  китайских СЭЗ Шэньчжэнь, например, на свое становление и развитие использовала часть собственных накоплений, которые  составили 37% всех инвестиций. Вложения зарубежных инвесторов – 24%, внутренние кредиты – 22%, бюджетные ассигнования – 10%. Средства китайских фирм, центральных  и муниципальных ведомств составили 7%. Сформировалась и такая модель финансирования СЭЗ, когда компании за счет банковского кредита создают  на небольшом участке необходимую  инфраструктуру; иногда строят фабричные  здания, а затем сдают земельные  участки и сооружения производственного  характера в аренду китайским  и зарубежным инвесторам. Получаемые арендные платежи используются на погашение  банковских кредитов. Этот механизм финансового  обеспечения в некоторых зонах  дополняется тем, что предприятия иностранных и национальных инвесторов обеспечиваются водой, электроэнергией и услугами транспорта. А это создает условия для интенсивного наращивания осваиваемой территории зоны.

Еще одна модель финансирования отрабатывается зоне Хайнань. Там практикуется выделение крупных участков земли  для освоения зарубежными инвесторами, которые сами создают необходимую  им инфраструктуру. А землю и постройки  используют по своему усмотрению.

В СЭЗ Китая используются различные налоговые льготы. Иностранному инвестору, реинвестировавшему в Китае  прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой  долей.

Предприниматели, инвестировавшие  свой капитал в низкорентабельные  отрасли или в отдаленные и  экономически отсталые районы, вознаграждаются  скидкой с подоходного налога в 15-30% сроком на 10 лет после 5-летнего  полного или частичного освобождения от его уплаты. Юридическое лицо, инвестировавшее свыше 5 млн. долл., или предоставившее передовую технологию, или действующее на предприятии  с медленным оборотом капитала, может  обратиться с просьбой о частичном  или полном освобождении от налога.

Китайская налоговая система  дифференцируется по зонам. В результате СЭЗ Хайнань, например, имеет свои особенности:

Информация о работе Свободные экономические зоны