Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вслед за "Шэньчжэнем"
были созданы другие специальные
экономические зоны: Чжухай, Шаньтоу,
Сямэнь. Все эти СЭЗ были созданы
на основании решения Постоянного
Комитета Всекитайского собрания народных
представителей, утвердившего в августе
1980 г. "Положение о создании особых
экономических районов в
- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии,
- овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
- увеличение экспортной валютной выручки;
- стимулирование реформы;
- эффективное использование природных ресурсов;
- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
- мобилизации финансовых возможностей китайской эмиграции;
- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов;
- расширение внешнеэкономической деятельности и включение страны в систему международного разделения труда;
- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест.
Поскольку власти Китая стремились сохранить и постепенно реформировать систему производственных отношений в стране, этим первым СЭЗ был придан закрытый анклавный характер, который распространялся и на движение капитала, рабочую силу и услуги.
Специальным экономическим
зонам правительство Китая
1. льготная ставка подоходного
налога в размере 15%. Предприятия
с контрактным сроком жизни
не менее 10 лет пользуются двухгодичными
налоговыми каникулами с
2. иностранные инвесторы в совместных предприятиях в зонах развития освобождаются от подоходного налога при вывозе (репатриации) своей доли прибыли;
3. по истечении периода
снижения или освобождения от
подоходного налога на
4. по истечении периода
снижения или освобождения от
подоходного налога на
5. льготный подоходный
налог по ставке 10% взимается с
дивидендов, процентов, рентных платежей,
роялти и других видов доходов,
6. промышленно-торговый налог
не взимается со строительных
материалов, производственного
7. промышленно-торговый налог
не взимается с произведенной
и экспортированной продукции
предприятия зоны развития, кроме
сырой нефти, переработанной
Первыми специальными экономическими
зонами Китая были сделаны первые
шаги к открытости экономики этой
страны. Они реализовались в условиях
первого этапа китайских
Налоговые льготы в зонах открытых портовых городов:
1. производственные предприятия
с иностранными инвестициями, учрежденные
в районах 14 портовых городов,
занятых в технологически
2. с учетом необходимости
одобрения министерством
машиностроении и электронике;
металлургии, химической промышленности и производстве стройматериалов;
легкой, текстильной и упаковочной промышленности;
производстве медицинского оборудования и фармакологии;
сельском и лесном хозяйстве, производстве аквакультур и связанных с ними перерабатывающих отраслях;
строительстве.
3. льготный подоходный
налог по ставке 10% взимается с
дивидендов, процентов, рентных платежей,
роялти и других видов доходов,
4. промышленно-торговый налог
не взимается с
5. промышленно-торговый налог
не взимается с
В открытых районах с льготным
режимом хозяйственной
"Открытые" города-порты дают 2/5 экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.
В 1988 г. была создана пятая специальная зона. Ею стал остров Хайнань. Но он, в отличие от индустриально развитой полосы 14 городов, был одним из самых отсталых районов Китая. Чтобы привлечь в эту огромную СЭЗ инвестиционный капитал, была разработана и представлена в пользу инвесторов целая система скидок:
- при аренде горных и неосвоенных участков (5-10%);
- при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10%);
- при строительстве транспортной инфраструктуры, угольных шахт, электростанций, водохранилищ, учреждений образования и культуры (10-15%) свободы в проведении экономической политики. Им можно, например, самостоятельно принимать законодательные акты, регулирующие приток иностранного капитала, в том числе и части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю, утверждения проектов совместных предприятий с иностранным капиталом стоимостью от 5 до 30 млн. долл.
На третьем этапе
Создание и функционирование
первых четырех специальных
Административное управление.
С появлением СЭЗ в Китае были
созданы и соответствующие
Удельный вес инвестиций иностранного участника, согласно законам, должен составлять не менее 25% уставного капитала, в противном случае предприятие не может иметь статуса СП. Разрешено создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. Срок деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятию гарантию от национализации.
Главный орган СП – правление. СП является формально самостоятельным хозяйственным субъектом, но на практике ведомство, руководимое китайским участником, контролирует хозяйственную и финансовую деятельность, планы развития СП. Координация государственного плана с планом СП может осуществляться путем краткосрочных и долгосрочных контрактов.
Значительной
После получения разрешения
местное народное правительство
подписывает контракт на освоение участка,
где оговариваются площадь, цели
использования, срок контракта, размер
платы и т.д. Затем составляется
подробный план освоения участка
и технико-экономическое
При реализации продукции
на китайском национальном рынке
СП может действовать
На большую часть товаров и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные услуги, воду, электроэнергию.
Совместное предприятие, определяя цены на свою продукцию, реализуемую на внутреннем рынке, обязано учитывать рекомендации организаций, контролирующих цены. Цены на товарную продукцию СП на мировом рынке должны в основном соответствовать ценам на аналогичные товары государственных предприятий КНР.
Используется множество
моделей финансового
Еще одна модель финансирования отрабатывается зоне Хайнань. Там практикуется выделение крупных участков земли для освоения зарубежными инвесторами, которые сами создают необходимую им инфраструктуру. А землю и постройки используют по своему усмотрению.
В СЭЗ Китая используются различные налоговые льготы. Иностранному инвестору, реинвестировавшему в Китае прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой долей.
Предприниматели, инвестировавшие свой капитал в низкорентабельные отрасли или в отдаленные и экономически отсталые районы, вознаграждаются скидкой с подоходного налога в 15-30% сроком на 10 лет после 5-летнего полного или частичного освобождения от его уплаты. Юридическое лицо, инвестировавшее свыше 5 млн. долл., или предоставившее передовую технологию, или действующее на предприятии с медленным оборотом капитала, может обратиться с просьбой о частичном или полном освобождении от налога.
Китайская налоговая система дифференцируется по зонам. В результате СЭЗ Хайнань, например, имеет свои особенности: