Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СП в сельском хозяйстве
и инфраструктуре в течение
15 и более лет могут
2. возвращаемая часть
подоходного налога, уплаченного
с реинвестируемой суммы,
СП не уплачивают НДС с
производственного
В таможенных зонах разрешен ввоз любой продукции без уплаты таможенно-промышленного налога и таможенных пошлин. При вывозе этих товаров на внутренний рынок налоги и пошлины взимаются в полном размере.
В различных типах китайских СЭЗ местные власти могут представлять СП дополнительные налоговые льготы, если это касается налогов, поступающих в местные бюджеты (подоходный налог, налог на транспортные средства).
Предоставление права пользования землей инвесторам находится в компетенции местных органов власти. Они могут предоставлять в аренду земельные участки, размер которых не превышает 66 га пашни и не более 132 га иных земель. Если участок больше или в случае, когда сметные расходы на освоение превышают полномочия муниципальных органов власти, они входят с предложением в Госплан, а тот – в Госсовет КНР. После получения разрешения местные органы власти подписывают контракт на освоение участка, указывается конкретная площадь земли, цели ее использования, срок контракта, размер арендной платы. Последняя устанавливается дифференцированно, в зависимости от особенностей региона, зон и сферы деятельности. В результате в китайской практике – различные уровни льгот при исчислении платы за пользование землей. Если инвестор в Чжухае использует высокую технологию или занят в малоприбыльном предприятии, он полностью освобождается от платы за землю. В СЭЗ Сямэнь плата за землю сокращена вдвое на сметный период строительства. Фирмы, использующие высокие технологии в СЭЗ Шэньчжэнь, освобождаются от платы за землю в первые пять лет, а в последующие 5 лет – только на 50%.
Инвесторам иностранных фирм в СЭЗ Хайнань предоставляются скидки на арендуемую землю. Они дифференцируются в зависимости от качества земельных участков и состава арендаторов. Особое предпочтение отдается китайской диаспоре.
Порядок сдачи земельных
участков в аренду регулируется "Временными
положениями о комплексном
В функционировании СЭЗ Китая
большая роль принадлежит банкам.
Там международными операциями занимаются
преимущественно Банк Китая и
Китайская международная
Китая. В распоряжении всех банков, зарегистрированных в Китае, имеется единый межбанковский валютный рынок, в рамках которого продается и покупается инвалюта.
Таким образом, можно выявить
следующие особенности
1. Поэтапное создание и становление.
2. Широкое использование иностранных инвестиций.
3. Важнейший отраслевой
приоритет – промышленное
4. Экспортно-производственная ориентация.
5. Привлечение в производство импортного сырья.
6. Китайская налоговая система дифференцирована по региональным особенностям.
7. Управление с участием местных и центральных органов власти.
8. Включение обширных национальных регионов.
9. Сочетание рыночных отношений с социалистическими ценностями.
Китайские реформы, составной
частью которых являются СЭЗ, внесли
серьезный вклад в
2.5 Африка
В Африке свободные экономические зоны пока получили меньшее распространение - в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.
Далеко
не все попытки создания свободных
экономических зон в
2.6 Центральная и Восточная Европа
Первые свободные
2.7 Латинская Америка
Латинская Америка по числу
свободных экономических зон
лишь немногим уступает зарубежной Азии.
Первоначально в этом регионе
создавали преимущественно зоны
свободной торговли (в портах и
пограничных транспортных узлах), но
затем стали преобладать
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
К концу 80-х годов в
экономике СССР и РФ окончательно
обозначился структурный
Чрезвычайное многообразие целей перед создаваемыми СЭЗ проистекало из-за ошибочного рассмотрения иностранных вложений в качестве катализатора экономического и научно-технического прогресса, средства балансирования структуры российской экономики, инструмента стимулирования национальной конкурентоспособности.
Столь умозрительные стартовые
иллюзии подпитывались
Правительство и Верховный Совет РФ при этом "убивали двух зайцев". Во-первых, резко ограничивалось доминирование "союзного центра" через: делегирование местным властям широкого круга полномочий, относимых к ведению союзных органов хозяйственного управления; перевод госпредприятий, находящихся на территории СЭЗ, из союзного в республиканское подчинение. Следовательно, возможности Центра в деле реализации структурно-инвестиционной политики кардинально сужались.
В результате субъекты РФ, наделенные статусом СЭЗ, получали пятилетние налоговые кредиты за счет всех налоговых платежей на данных территориях, разрешение бартерных операций во внешней торговле, отмену экспортного и импортного налогов, введение регистрационного режима для иностранных инвестиций, свободное ценообразование и другие льготы. Более того, внеэкономический характер создания СЭЗ в 1990-1991 гг. подтверждался ориентацией на преимущественно бюджетное финансирование.
Во-вторых, декларирование российским руководством многоплановых целей СЭЗ обеспечило консолидацию широких социальных групп вокруг последнего в борьбе против "тоталитарного" Центра.
Вместо инструмента
В результате, внешнеэкономический эксперимент по созданию СЭЗ в основном провалился.
Уже с июля 1991 г. процесс
регистрации СЭЗ был временно
приостановлен. К этому времени
стало ясно, что: создание СЭЗ –
капиталоемкий процесс; либерализация
экономики сделает неактуальной
большинство преференций СЭЗ, распространив
их на всю страну; проведение кардинальной
экономической реформы приведет
к утрате Россией конкурентных преимуществ
перед странами-реципиентами. К их
числу относились: колоссальная емкость
внутреннего рынка для
Однако реализация концепции СЭЗ в России осуществлялась со значительными задержками. Реальным содержанием она начала наполняться только в конце 1993 г. – начале 1994 г. Задержки с реализацией концепции СЭЗ были связаны с кризисным состоянием российской экономики и финансов, отсутствием соответствующей правовой базы, острой внутриполитической борьбой, растущим разбросом в интересах субъектов РФ, что осложняло выработку целенаправленной федеральной политики 6.
Была сделана попытка
разобраться в целесообразности
ранее организованных СЭЗ Законом
РСФСР "Об иностранных инвестициях
в РСФСР" (июль 1991 г), Указом Президента
РФ "О либерализации
С середины 1992 г. был взят курс на создание точечных зон. Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон" (июль 1992 г), как и Временное положение о СЭЗ, подготовленное Международной ассоциацией развития СЭЗ предлагали переход от комплексных СЭЗ к образованию микрозон (завод, авиа или морской порт), сочетающих выгодное географическое положение и минимум затрат на обустройство.
Однако развитие данной концепции идет однобоко. Приоритет, безусловно, отдается свободным таможенным зонам (СТЗ). Таможенным кодексом РФ (апрель 1993 г), Указами Президента РФ о создании СТЗ в г. Москве предусматривается применение на территории РФ режима СТЗ и организация ЗСТЗ: Шереметьево, Франко-порт, Терминал.
Тем более что в июне 1993 г. Законом РФ "О таможенном тарифе" и письмом-распоряжением Госналогслужбы и Минфина РФ отменяется действие внешнеторговых и федеральных налоговых льгот, формально подтвержденным для СЭЗ в июле 1992 г.
Вместе с тем, линия на ликвидацию зон прерывается прецедентами СЭЗ "Янтарь" и "Ингушетия". В порядке исключения Постановлениями Правительства РФ (июль 1993 г. и 1994 г) в первой восстанавливается режим беспошлинной торговли, а во второй федеральные налоговые льготы. После отмены этих преференций Указом Президента РФ "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот" (март 1995 г) в январе 1996 г. законами РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", "О создании Центра международного бизнеса "Ингушетия" они эксклюзивно возобновлены. Вдобавок, Постановлениями Правительства (весна-осень 1996 г) предусматривается возможность создания СЭЗ в Кабардино-Балкарии, Хакасии, Дагестане и т.д. и т.п.
Названные нормативно-правовые акты обеспечили очередное избрание Б.Н. Ельцина на пост Президента РФ. Другими словами, под тактикой перехода от комплексных к точечным СЭЗ маскировались региональные инициативы относительно использования зональных льгот в качестве инструмента скрытого субсидирования ряда лоббистских группировок и первоначального накопления капитала.
На заседании Государственной
Думы 23 мая 1997 г. в третьем чтении
был принят федеральный закон "О
свободных экономических зонах"