Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

1. СП в сельском хозяйстве  и инфраструктуре в течение  15 и более лет могут освобождаться  от подоходного налога в первые 5 прибыльных лет и уплачивать 50% его с 6-го по 10-й годы;

2. возвращаемая часть  подоходного налога, уплаченного  с реинвестируемой суммы, может  составлять 17% (для ряда товаров  – 13%), ставки акцизов колеблются  от 3 до 45% (на сигареты). Предприятия  сферы услуг платят налог с  операций 3-5% или до 20% (увеселительная  сфера). Для операций с недвижимостью  установлен особый прогрессивный  налог с чистого дохода, полученного  от ее продажи в 30-60%, при  экспорте товарной продукции  НДС и акцизы не взимаются.

СП не уплачивают НДС с  производственного оборудования, ввозимого  иностранным участником в счет своей  доли инвестиций; с полуфабрикатов, сырья, деталей и узлов, компонентов  и упаковочных материалов, импортируемых  для изготовления экспортной продукции; с любого производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой продукции, относительно которой установлены  особые правила.

В таможенных зонах разрешен ввоз любой продукции без уплаты таможенно-промышленного налога и  таможенных пошлин. При вывозе этих товаров на внутренний рынок налоги и пошлины взимаются в полном размере.

В различных типах китайских  СЭЗ местные власти могут представлять СП дополнительные налоговые льготы, если это касается налогов, поступающих  в местные бюджеты (подоходный налог, налог на транспортные средства).

Предоставление права  пользования землей инвесторам находится  в компетенции местных органов  власти. Они могут предоставлять  в аренду земельные участки, размер которых не превышает 66 га пашни  и не более 132 га иных земель. Если участок  больше или в случае, когда сметные  расходы на освоение превышают полномочия муниципальных органов власти, они  входят с предложением в Госплан, а тот – в Госсовет КНР. После  получения разрешения местные органы власти подписывают контракт на освоение участка, указывается конкретная площадь  земли, цели ее использования, срок контракта, размер арендной платы. Последняя устанавливается  дифференцированно, в зависимости  от особенностей региона, зон и сферы  деятельности. В результате в китайской  практике – различные уровни льгот  при исчислении платы за пользование  землей. Если инвестор в Чжухае использует высокую технологию или занят  в малоприбыльном предприятии, он полностью  освобождается от платы за землю. В СЭЗ Сямэнь плата за землю  сокращена вдвое на сметный период строительства. Фирмы, использующие высокие  технологии в СЭЗ Шэньчжэнь, освобождаются  от платы за землю в первые пять лет, а в последующие 5 лет –  только на 50%.

Инвесторам иностранных  фирм в СЭЗ Хайнань предоставляются  скидки на арендуемую землю. Они дифференцируются в зависимости от качества земельных  участков и состава арендаторов. Особое предпочтение отдается китайской  диаспоре.

Порядок сдачи земельных  участков в аренду регулируется "Временными положениями о комплексном подряде  на освоение и использование земельных  участков иностранными инвесторами", утвержденными Госсоветом КНР в 1990 г.

В функционировании СЭЗ Китая  большая роль принадлежит банкам. Там международными операциями занимаются преимущественно Банк Китая и  Китайская международная трастово-инвестиционная компания (СИТИК). Вместе с тем право  ведения валютных расчетов предоставлено  и другим банкам, как чисто китайским, так и иностранным и смешанным.

Китая. В распоряжении всех банков, зарегистрированных в Китае, имеется единый межбанковский валютный рынок, в рамках которого продается  и покупается инвалюта.

Таким образом, можно выявить  следующие особенности китайских  СЭЗ:

1. Поэтапное создание  и становление.

2. Широкое использование  иностранных инвестиций.

3. Важнейший отраслевой  приоритет – промышленное производство.

4. Экспортно-производственная  ориентация.

5. Привлечение в производство  импортного сырья.

6. Китайская налоговая  система дифференцирована по  региональным особенностям.

7. Управление с участием  местных и центральных органов  власти.

8. Включение обширных  национальных регионов.

9. Сочетание рыночных  отношений с социалистическими  ценностями.

Китайские реформы, составной  частью которых являются СЭЗ, внесли серьезный вклад в хозяйственную  жизнь этой страны. Безусловно, практическое воплощение политики внешней открытости идет не всегда гладко. Но в целом  возникающие на этом пути трудности  и проблемы удается преодолевать в такой степени, что сохраняется  общая поступательная динамика.

 

2.5 Африка

В Африке свободные экономические  зоны пока получили меньшее распространение - в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.

Далеко  не все попытки создания свободных  экономических зон в развивающихся  странах оказались успешными. Под  влиянием, прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.

2.6 Центральная и Восточная Европа

Первые свободные экономические  зоны в Центральной и Восточной  Европе появились в начале 80-х  годов прошлого века. Все страны этого региона ориентировались  в основном на зоны свободного предпринимательства, которые по содержанию известны как  экспортно-производственные зоны. Они  выступали в государственной, акционерной  и смешанной формах и выполняли  широкий спектр задач. В настоящее  время СЭЗ функционируют в  Венгрии, Румынии, Польше.

2.7 Латинская Америка

Латинская Америка по числу  свободных экономических зон  лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе  создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и  пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также  разного рода оффшорные центры. Обычно отдельные страны Латинской Америки имеют сравнительно небольшое число СЭЗ, которые целенаправленно создаются правительствами этих стран и имеют четкую специализацию. Примером очень крупной и комплексной зоны может служить СЭЗ «Манаус» в бразильской части Амазонии, занимающая площадь в 3,6 млн. км. А в Мексике, напротив, создавали небольшие СЭЗ фактически на базе отдельных предприятий, поэтому число их очень велико. Разного вида СЭЗ функционируют также в Чили, Колумбии, Уругвае, в небольших странах Центральной Америки и на островах Карибского моря.

 

3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

К концу 80-х годов в  экономике СССР и РФ окончательно обозначился структурный кризис, выраженный глубокими диспропорциями в отраслевых структурах производства и инвестиций, падением эффективности  капитального строительства (снижением  рентабельности вложений, увеличение долей капитальных и длительных по срокам освоения элементов капстроительства в воспроизводственной и технологической  структурах инвестиций). Кроме того, замкнутый характер развития СССР и  неэквивалентный обмен между  РФ и союзными республиками, РФ и  странами соцлагеря, обескровили российское национальное хозяйство. Тем самым, был предопределен безграничный спрос на инвестиции.

Чрезвычайное многообразие целей перед создаваемыми СЭЗ  проистекало из-за ошибочного рассмотрения иностранных вложений в качестве катализатора экономического и научно-технического прогресса, средства балансирования структуры  российской экономики, инструмента  стимулирования национальной конкурентоспособности.

Столь умозрительные стартовые  иллюзии подпитывались представлениями  об интенсивном привлечении иностранных  инвестиций практически во все отрасли  местной экономики через образование  комплексных зон. На рубеже 90-х годов  было достигнуто согласие РФ и регионов в борьбе против центра. Методом  достижения последнего стало форсирование беспрецедентной скорости и масштабности "зонирования".

Правительство и Верховный  Совет РФ при этом "убивали  двух зайцев". Во-первых, резко ограничивалось доминирование "союзного центра" через: делегирование местным властям  широкого круга полномочий, относимых  к ведению союзных органов  хозяйственного управления; перевод  госпредприятий, находящихся на территории СЭЗ, из союзного в республиканское  подчинение. Следовательно, возможности  Центра в деле реализации структурно-инвестиционной политики кардинально сужались.

В результате субъекты РФ, наделенные статусом СЭЗ, получали пятилетние налоговые  кредиты за счет всех налоговых платежей на данных территориях, разрешение бартерных  операций во внешней торговле, отмену экспортного и импортного налогов, введение регистрационного режима для  иностранных инвестиций, свободное  ценообразование и другие льготы. Более того, внеэкономический характер создания СЭЗ в 1990-1991 гг. подтверждался  ориентацией на преимущественно  бюджетное финансирование.

Во-вторых, декларирование российским руководством многоплановых целей  СЭЗ обеспечило консолидацию широких  социальных групп вокруг последнего в борьбе против "тоталитарного" Центра.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в  страну иностранных инвестиций льготы для СЭЗ стали предметом скрытого субсидирования отдельных лоббистских  группировок и региональных лидеров, перекачивания сырья и капиталов  за рубеж. Это дискредитировало здоровую в своей основе идею о СЭЗ. Региональные инициативы о создании СЭЗ, даже вполне конструктивные и обоснованные, воспринимались как попытки выбивания эксклюзивных льгот, ничего не дающих стране.

В результате, внешнеэкономический  эксперимент по созданию СЭЗ в  основном провалился.

Уже с июля 1991 г. процесс  регистрации СЭЗ был временно приостановлен. К этому времени  стало ясно, что: создание СЭЗ –  капиталоемкий процесс; либерализация  экономики сделает неактуальной большинство преференций СЭЗ, распространив  их на всю страну; проведение кардинальной экономической реформы приведет к утрате Россией конкурентных преимуществ  перед странами-реципиентами. К их числу относились: колоссальная емкость  внутреннего рынка для потребительских  товаров и современной производственной техники, низкие цены на внутреннем рынке  на топливно-энергетические и минеральные  ресурсы, высокий инновационный  потенциал, квалифицированные трудовые ресурсы, развитая инфраструктура коммуникаций.

Однако реализация концепции  СЭЗ в России осуществлялась со значительными  задержками. Реальным содержанием она  начала наполняться только в конце 1993 г. – начале 1994 г. Задержки с реализацией  концепции СЭЗ были связаны с  кризисным состоянием российской экономики  и финансов, отсутствием соответствующей  правовой базы, острой внутриполитической борьбой, растущим разбросом в интересах  субъектов РФ, что осложняло выработку  целенаправленной федеральной политики 6.

Была сделана попытка  разобраться в целесообразности ранее организованных СЭЗ Законом  РСФСР "Об иностранных инвестициях  в РСФСР" (июль 1991 г), Указом Президента РФ "О либерализации внешнеэкономической деятельности" (ноябрь 1991 г), Законом РФ "Об основах налоговой системы" (январь 1992 г).

С середины 1992 г. был взят курс на создание точечных зон. Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон" (июль 1992 г), как и Временное положение  о СЭЗ, подготовленное Международной  ассоциацией развития СЭЗ предлагали переход от комплексных СЭЗ к  образованию микрозон (завод, авиа или  морской порт), сочетающих выгодное географическое положение и минимум  затрат на обустройство.

Однако развитие данной концепции  идет однобоко. Приоритет, безусловно, отдается свободным таможенным зонам (СТЗ). Таможенным кодексом РФ (апрель 1993 г), Указами Президента РФ о создании СТЗ в г. Москве предусматривается  применение на территории РФ режима СТЗ  и организация ЗСТЗ: Шереметьево, Франко-порт, Терминал.

Тем более что в июне 1993 г. Законом РФ "О таможенном тарифе" и письмом-распоряжением  Госналогслужбы и Минфина РФ отменяется действие внешнеторговых и федеральных  налоговых льгот, формально подтвержденным для СЭЗ в июле 1992 г.

Вместе с тем, линия  на ликвидацию зон прерывается прецедентами СЭЗ "Янтарь" и "Ингушетия". В  порядке исключения Постановлениями  Правительства РФ (июль 1993 г. и 1994 г) в первой восстанавливается режим  беспошлинной торговли, а во второй федеральные налоговые льготы. После  отмены этих преференций Указом Президента РФ "О признании утратившими  силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот" (март 1995 г) в январе 1996 г. законами РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", "О  создании Центра международного бизнеса "Ингушетия" они эксклюзивно  возобновлены. Вдобавок, Постановлениями  Правительства (весна-осень 1996 г) предусматривается  возможность создания СЭЗ в Кабардино-Балкарии, Хакасии, Дагестане и т.д. и т.п.

Названные нормативно-правовые акты обеспечили очередное избрание Б.Н. Ельцина на пост Президента РФ. Другими словами, под тактикой перехода от комплексных к точечным СЭЗ  маскировались региональные инициативы относительно использования зональных  льгот в качестве инструмента  скрытого субсидирования ряда лоббистских  группировок и первоначального  накопления капитала.

На заседании Государственной  Думы 23 мая 1997 г. в третьем чтении был принят федеральный закон "О  свободных экономических зонах", в котором определены правовые и  организационные основы создания, функционирования и ликвидации свободных экономических  зон на территории Российской Федерации.

Информация о работе Свободные экономические зоны