Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технико-технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи.
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 История создания СЭЗ
1.2 Сущность и цели создания свободной экономической зоны
1.3 Условия функционирования и требования по размещению СЭЗ
1.4 Основные типы и виды СЭЗ
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА
2.1 США
2.2 Западная Европа
2.3 Страны Азии
2.4 Китай
2.5 Африка
2.6 Центральная и Восточная Европа
2.7 Латинская Америка
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приморская “Находка”
3.2 Балтийский “Янтарь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки рассматриваемой СЭЗ приведены в таблице 1.
Отмечу главные отличительные особенности этой зоны:
- выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
- отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;
- наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км).
Потенциал СЭЗ "Находка"
характеризуют следующие
В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. По данным 9, кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка площадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.
Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы законодательной базы, дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток средств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности, в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ "Находка" потеряла до 30% инвесторов. Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд. долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".
3.2 Балтийский “Янтарь”
Согласно положению о СЭЗ "Янтарь" 10, принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Свободная экономическая
зона создавалась в пределах всей
Калининградской области с
Отмечу главные отличительные черты рассматриваемой зоны:
выгодное экономико-
уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
использование для военных
нужд значительной части территории,
втрое большей, чем площадь территорию
гражданского заселения, что создает
неблагоприятный климат для его
внешнеэкономической
В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствий принятия нового закона, показывает, что, несмотря на наличие определенного потенциала области и на то, что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен, чем в других "старых" СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными для решения ее социально-экономических проблем. При этом:
годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой;
зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;
довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде всего, торгово-посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и создать ощутимые заделы для постепенного экономического подъема в регионе;
положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у ряда других "старых" СЭЗ и регионов, не имевших льготного режима: область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по объему реально вложенных капиталов, а в расчете на душу населения ее показатели существенно меньше, чем в среднем по России;
ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в полтора раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России;
режим свободной торговли
потребовал усиления административного
контроля над экономической
В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".
В новом законе фактически не учтен опыт работы СЭЗ "Янтарь" и высказано мнение, что этот закон не только не создает в Калининградской области привлекательного инвестиционного климата, а может даже ухудшить его.
Отмеченные "результаты" функционирования Калининградской области в режиме СЭЗ (а ее опыт, пожалуй, наиболее "богатый" из всех СЭЗ) важны тем, что они могут служить определенным ориентиром для других российских территорий, уже имеющих или претендующих на звание "СЭЗ", с тем, чтобы избежать повторения сделанных ошибок.
Таким образом, две "старейшие"
и, судя по всему, наиболее активно действующие
СЭЗ России имеют много сходного
как в преимуществах (в основном,
обусловленных их выгодным экономико-географическим
положением), так и в недостатках.
К общим для всех российских СЭЗ
проблемам (они охарактеризованы выше)
здесь добавляются высокие
Вновь следует подчеркнуть,
что без комплексного подхода
к решению указанных проблем
будущее рассмотренных регионов
как настоящих СЭЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главная
причина создания свободных экономических
зон – привлечение иностранных
инвестиций, с помощью которых
государство надеется решить ряд
экономических проблем. Свободные
экономические зоны также позволяют
активизировать внешнеэкономическую
деятельность, концентрируют
Полагаю, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться
при соблюдении следующих обязательных условий:
- формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
- организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа, единого экономического пространства страны;
- взаимной экономической заинтересованности, как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
- возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе; создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
- предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ,
- лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из
эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994
2. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994
3. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1995.
4. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995
5. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995
6. И. Динес, Я. Швыряев, В. Володин, В. Зубов, В. Семенов, Г. Боос. Нужны ли России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век,2003г
7. К. Дробовецкий. Почему в России не работают свободные экономические зоны? // Проблемы теории и практики управления, 2002 г.
8. С. Мирзоев. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, 2002 г.
9. Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства. - СПб.:изд-во СПбГУЭФ,1996
10. Архипов А. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. - 2006.
11. Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. – М
12. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2007
Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006.
13. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994
14. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994
Дополнительная литература:
15.Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995
16.Вардуль Н. Приморская находка. – Коммерсантъ
17.Галиев А., Привалов А., Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ, 1994
Электронные источники:
18.http://www.samoupravlenie.
19.www. rosez.ru
20.Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// catalog.fmb/china12.shtml
21.Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// catalog.fmb/china12.shtml
22.Свободные экономические зоны в Китае // Интернет-ресурс// catalog.fmb/china12.shtml