Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:58, дипломная работа
Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
- общеэкономическая характеристика антимонопольной политики государства на примере зарубежных стран;
- антимонопольная политика России: понятие, принципы, правовое регулирование, развитие и т.д.
Введение 3
Глава I. Антимонопольная политика государства: общеэкономическая характеристика 6
§ 1. Понятие конкуренции 6
§ 2. Основные модели рынка и основы вмешательства государства в экономику 15
§ 3. Зарубежные модели государственного вмешательства в конкуренцию (на примере США и стран Европы) 20
Глава II. Антимонопольная политика России: истоки и современность 35
§ 1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России 35
§ 2. Правовые основы антимонопольного регулирования в России 43
§ 3. Развитие антимонопольного политики в России 51
Заключение 70
Список использованной литературы 73
В хозяйственной жизни, как и во всех остальных сферах человеческой деятельности, необходимо соблюдение определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков хозяйствующих субъектов не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логичную совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в процессе исторического развития, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с генеральной идеей экономической системы.
Одним из главных условий функционирования социально- экономического строя является понимание, общественное признание этих правил и их обязательное соблюдение. Наиболее устойчив экономический строй, хозяйственный механизм которого самовоспроизводится и при помощи экономического стимулирования и наказания заставляет всех соблюдать его правила.
Реальный экономический строй существует всегда на определенной территории в государственных границах, при наличии центральных и местных властей, призванных обеспечивать территориальную целостность страны, поддерживать внутренний порядок, формулировать правила, определяющие характер и механизм существования развития строя, способствовать соблюдению этих правил.
Функции государства по созданию и поддержанию рамочных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики иногда называют полицейскими или функциями ночного сторожа.
Важнейшей проблемой экономической науки во все времена являлась проблема воздействия государства на экономическую деятельность. Все экономические реформы в той или иной степени были направлены либо на усиление, либо на ослабление роли государства в регулировании (регламентировании) деятельности экономических агентов. Начиная с «невидимой руки рынка» Адама Смита, отвергающей активное вмешательство государства в экономику, до идей Д. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования, «нейтрального» государства президента США Гувера и «нового курса» президента Ф. Д. Рузвельта, «рейганомики» с ее «дерегулированием» экономики, французского «дирижизма» и английского «тэтчеризма», и наконец, жесткого централизованного управления экономикой в СССР и фашистской Германии, а также либеральных реформ Л. Эрхарда и Е. Т. Гайдара.
Все эти колебания свидетельствуют о необыкновенной сложности этой проблемы. Единственным выводом из истории экономических реформ может быть вывод о том, что различная степень участия государства в экономической деятельности в разных странах, на разных этапах их исторического развития способствовала (или затрудняла) достижению тех или иных стратегических целей, обусловленных состоянием национальной экономики.
Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам.
Все это предопределяет необходимость и актуальность рассмотрения вопроса о государственном регулировании предпринимательской деятельности в России, что и является целью написания данной дипломной работы.
Для раскрытия поставленной цели целесообразно решение следующих основных задач:
В написании работы будут использованы различные источники, как нормативно-правовые, так и специальные теоретические и учебные.
Среди всего многообразия исследований в рассматриваемой области следует выделить следующие работы: Тотьев К.Ю. «Конкуренция и монополии», Бабашкина А.М. «Государственное регулирование национальной экономики», Князева И.В. «Антимонопольная политика в России». Анохин В. «Государственное регулирование предпринимательства», Еременко В.И. «Особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации», Качалин В. «Международные аспекты антимонопольного регулирования», Казенова Т.М. «Правовые вопросы развития антимонопольного регулирования в современной России», Шевченко О.М. «Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках» и многие другие.
В завершении написания данной работы будут подведены итоги рассмотрения поставленного вопроса и сформулированы выводы и предложения.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, делящихся на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Одним из важных факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не отстать создает мощный стимул экономического прогресса, а угроза выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.
Термин "конкуренция" имеет множество толкований.
Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому concurrentia, означающему "столкновение", "состязание". Именно такая поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.
В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется "свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров"1.
_____________________
1 Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. М., 2003. с. 13-14.
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т. п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому — нет. "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", — считает современный американский экономист П. Хайне1.
Наряду с поведенческой трактовкой в XIX в. и особенно в XX в. получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина2 и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин "конкуренция" (competition) чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом — "соперничество" (rivalry).
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так, Ф. Найт определяет конкуренцию как
_______________________
1 Хайне П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М., 1993. С. 53.
2 См., например: Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции / Пер. с англ. Под ред. Ю.Я. Ольсевича. М., 1996.
ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.
К настоящему времени эта позиция стала общим местом в учебниках.
В частности, в популярной в России книге "Экономикс" Р. Макконнелла и С. Л. Брю говорится, что "конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его"1.
Можно выразить ту же мысль и иначе — в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. И. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.
Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее "процедурой открытия". По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях
_________________________
1 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособите. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться нескольких возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция "открывает", какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.
Нетрудно заметить, что большие ученые, исповедовавшие функциональное понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей "правильное", годное для учебников определение.
Из вышеизложенного можно отметить, что выбор трактовки термина "конкуренция" зависит от целей субъектов конкуренции. Например, субъектам следует:
— обращаться к работам, написанным в рамках поведенческой трактовки конкуренции, если его интересуют методы конкурентной борьбы, принципы выбора стратегии поведения фирмы на рынке и т. д.;
— пользоваться трудами, написанными в рамках структурного подхода, когда главной для него является проблема степени монополизации (или, напротив, открытости) рынка;
— обратить внимание на функциональную интерпретацию, если его интересует роль конкуренции в экономике;
— следует также отметить, что рыночная теория конкуренции вообще и наше пособие в частности базируются в основном на поведенческой и функциональной трактовках конкуренции.
Наше общество сейчас представляет собой индивидуалистическую систему, и не удивительно, что главная движущая сила нашей экономики видится в стимулировании личного интереса: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Вот почему предприниматели ставят своей целью максимализацию прибылей своих фирм, производств или как вариант — минимизацию своих убытков. Владельцы материальных ресурсов, находящиеся в равных условиях, пытаются получить возможно более высокие цени при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов. За определенное количество затрачиваемого труда поставщики живой рабочей силы также стремятся получить возможно больший доход. В свою очередь, и потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Короче говоря, наше нынешнее общество, как и капиталистическое, предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась чрезвычайно хаотичной.
Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать лично для себя денежный доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания (как коренного свойства капитализма). Это наш сегодняшний день.
Конкуренция означает следующее:
1. Наличие на рынке большого
числа независимо действующих
покупателей и продавцов
2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.
Хотя организационным механизмом чистого капитализма и нашего общества служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля и в нашей экономике1.
Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Мы знаем, что увеличение потребительского спроса на какой-нибудь товар, скажем на одежду или обувь, повышает цену этого товара сверх издержек его производства, включающих в себя заработную плату, процент и нормальную прибыль. Образующаяся в результате экономичная прибыль служит, по существу, сигналом для производителей о том, что общество требует большее количество этого товара.