Теория макроэкономической нестабильности инфляции и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Для общей оценки состояния экономики и эффективности экономической политики используется понятие макроэкономической нестабильности, основными показателями которой являются колебания объема производства, уровней безработицы и инфляции.
Проблема экономических колебаний постоянно волнует экономистов и политиков. Темпы роста реального объема ВВП сильно колеблются год от года. Часто возникают спады деловой активности – периоды, на протяжении которых доходы снижаются, а безработица растет. В период спада происходит также сокращение рабочей недели: большинство работников занято неполное рабочее время, уменьшается количество работающих сверхурочно.

Файлы: 1 файл

Tema_1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию.

Второй подход рекомендуется  авторами-сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. М. Фридмен считает, что инфляция есть исключительно денежный феномен, который является следствием неграмотного вмешательства государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета следует искать пути, не требующие от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентируют внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требует дополнительных инвестиций. Для этой цели они рекомендуют продавать все ресурсы, информацию, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализировать, убрать всяческие барьеры притоку капитала.

При этом большое внимание уделяется роли Центрального банка в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности, таргетирование (установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы). Все это важные меры по борьбе с инфляцией.

В настоящее время  многие правительства развитых стран  ограничиваются постановкой и решением двух стратегических задач: достижением устойчивого экономического роста и борьба с неуправляемой инфляцией. Целей становится меньше, и государству не нужно разбрасываться, поэтому действенность его усилий возрастает.

Каждое направление  борьбы с инфляцией может быть оптимальным для той или иной социально-экономической ситуации в стране. Неслучайно отдельные государства, в зависимости от политического устройства, отдают предпочтение либо кейнсианскому, либо монетаристскому подходам.

Как показывает практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип.

Умеренная инфляция в  пределах 10% не считается опасной, поэтому  современные правительства выбирают тактику не противоборствовать ей, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

Способы управления инфляцией не однозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны требует сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов.

Антиинфляционная политика может выступать в виде адаптационных или антиинфляционных мероприятий.

При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь по причине ухудшения рыночной конъюнктуры. Поэтому проводится политика амортизации ударов инфляции, которая включает в себя следующие мероприятия:

– компенсацию потерь от обесценения денег;

– индексацию доходов;

– индексацию первоначальных инвестиций;

– рост заемных средств  у предприятий, когда кредиторская задолженность превышает дебиторскую;

– привлечение большей  части прибыли предприятий на развитие производства, а не на социальные нужды;

– реализация в производстве краткосрочных проектов, которые способны дать быструю отдачу.

Основными из перечисленных  являются два направления: индексация доходов и компенсация потерь от инфляции.

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и  многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.

Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, создание предела падения жизненного уровня. Но при этом затягивается период выхода из инфляционной волны, причины инфляции не устраняются, лишь временно сглаживаются ее последствия.

Важным элементом борьбы с инфляцией является устранение ее причин. Поэтому антиинфляционная политика государства включает следующие антиинфляционные мероприятия:

– контроль и управление спросом;

– контроль над заработной платой и ценами;

– сокращение бюджетных  расходов и ликвидация дефицита государственного бюджета;

– сокращение социальных программ;

– долгосрочная денежная политика, обеспечивающая стабилизацию денежного обращения: введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, установление «валютного коридора»;

– сведение к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных факторов.

Инфляция связана с  деформациями на товарном и денежном рынках, которые приводят к устойчивому повышению спроса над совокупным предложением. Поэтому особым элементом антиинфляционной политики является государственное регулирование денежной массы, которое включает следующие два блока: регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Под контролем над  заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий – от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, – проводимых в рамках экономической политики.

Проблема состоит в  том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить  контроль над заработной платой и  ценами, чтобы покончить с инфляцией без замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита.

Неотъемлемым компонентом  антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное значение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

Режим жестких денежных ограничений относится к разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет само собой усиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.

 «Валютный коридор»  является способом принудительного  ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

Важная задача антиинфляционной политики – свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, которые связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.

Поскольку движение капиталов  получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект. Для этого надо вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.

Таковы основные направления  антиинфляционной политики государства. Все мероприятия антиинфляционной политики государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, обеспечивающую стабильное денежное обращение. Тактические (краткосрочные) методы антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время смягчить инфляционное напряжение.

Мировая практика знает  немало эффективных методов, использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией. Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты.

Гибкой формой антиинфляционной политики стало таргетирование инфляции. Оно представляет собой установление ее количественно определенных целевых значений. Это промежуточные цели денежно-кредитной политики. Так, своеобразной промежуточной целью провозглашается прогнозируемая инфляция.

Таргетирование инфляции включает в себя ряд элементов. Основными из них являются: 1) публичное провозглашение среднесрочных количественно определенных плановых показателей инфляции; 2) институциональное соглашение относительно ценовой стабильности как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; 3) стратегия, опирающаяся на широкую инфляцию с пониженным вниманием к промежуточным целям; 4) повышенная транспарентность (прозрачность) монетарной политики   посредством   оповещения общественности и рынков о целях и планах денежных властей; 5) повышенная ответственность регулирующих органов за достижения плановых показателей.

Становление рынка в нашей стране в значительной степени зависит от интенсивности инфляционных процессов. Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования российской экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

В российской экономике  на протяжении переходного периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм. Его основу составили следующие элементы экономической политики:

– соблюдение жестких  денежных ограничений;

– меры по стабилизации валютного курса;

– отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг;

– принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь естественных монополий.

Все они, будучи направленными  на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики.

Но, несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различным уровнем доходности, накопления социальных проблем в обществе.

 

4. Сущность, причины  и виды безработицы. Гистерезис. Закон Оукена

 

Состояние экономики характеризуется также тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы. Поскольку основным ресурсом экономики является рабочая сила, снижение безработицы – важнейшая цель экономической политики.

Информация о работе Теория макроэкономической нестабильности инфляции и безработицы