Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:25, контрольная работа
Для общей оценки состояния экономики и эффективности экономической политики используется понятие макроэкономической нестабильности, основными показателями которой являются колебания объема производства, уровней безработицы и инфляции.
Проблема экономических колебаний постоянно волнует экономистов и политиков. Темпы роста реального объема ВВП сильно колеблются год от года. Часто возникают спады деловой активности – периоды, на протяжении которых доходы снижаются, а безработица растет. В период спада происходит также сокращение рабочей недели: большинство работников занято неполное рабочее время, уменьшается количество работающих сверхурочно.
Соотношение позитивных и негативных последствий неформальной занятости во многом зависит от ее масштабов и состава занятых, включая пол, возраст, уровень образования, квалификации, профессию, сферу деятельности (отрасль), территорию. Политика по отношению к неформальной занятости должна строиться с учетом особенностей этих характеристик, а также необходимости сочетания интересов граждан и государства.
Комплексная оценка эффективности экономики с позиций занятости распадается на две подсистемы: первая подсистема включает оценку влияния экономической ситуации на занятость и состояние рынка труда; вторая подсистема включает оценку влияния экономической политики на занятость населения.
Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально-трудовой деятельностью, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях.
Во всех этих формах трудовые отношения складываются по-разному, в зависимости от отношения непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регулируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах.
Регулирование занятости населения является одной из важнейших экономических функций государства. С середины XX столетия западные страны применяют для этой цели систему социальных амортизаторов, сокращающих последствия безработицы. Для этой цели создаются фонды страхования по безработице, куда работодатели отчисляют денежные средства для погашения содержания безработных. Организуются биржи труда, направляющие зарегистрированных безработных на освободившиеся рабочие места. Создаются новые рабочие места и обучающие центры по перепрофилированию для работников трудоспособного возраста. Трудовые кодексы этих стран устанавливают продолжительность рабочего дня, недели, года для всех работников. Законодательно допускается совмещение профессий и совместительство рабочих мест. Создаются условия для занятых неполный рабочий день. Пенсионное законодательство определяет предельный рабочий возраст, а также – льготный (досрочный) пенсионный возраст для некоторых профессий. Законодательно определяется средний размер пенсии и средний размер пособия по безработице, размеры материальной помощи безработным и социальных льгот для них за счет средств государственного бюджета.
В обеспечении эффективной занятости определенную роль играют биржи труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржи труда возникли в первой половине XIX в. Сейчас главным образом существуют государственные биржи труда, подчиненные министерствам труда. В США сейчас насчитывается свыше 1900 таких бирж труда. Биржи труда оказывают посреднические услуги при трудоустройстве безработных, для лиц, желающих переменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, осуществляют профессиональную ориентацию молодежи, ведут учет безработных и производят им выплату пособий по безработице.
Биржи труда являются учреждениями, от управления которыми трудящиеся и профсоюзы отстранены. В деятельности бирж труда нередко процветают коррупция, взяточничество, шантаж, дискриминация трудящихся по признакам расы, национальности, политическим убеждениям.
Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные агентства, обслуживающие, как правило, определенные категории работников: сельскохозяйственных рабочих, конторских служащих, учителей и т.п. Есть также и посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзных, религиозных и молодежных организациях.
Деятельность бирж труда
не оказывает существенного
В России биржи труда возникли в начале XX в. в крупных промышленных центрах. Они существовали в 20-х годах при советской власти и были орудием пролетарского государства по ликвидации безработицы. К концу 1930 г. безработица в России была ликвидирована, и биржи труда перестали существовать.
В настоящее время в России существует безработица. Это связано с осуществлением экономической реформы. Поэтому вновь возникли биржи труда и службы занятости, которые выполняют свои посреднические функции между безработными и фирмами.
Экономические изменения в России в 1992 – 2004 гг. сформировали сложные социальные задачи, естественной формой разрешения которых является, в том числе и рынок труда. Прежде всего, речь идет о появлении открытой безработицы. Она несет такие социальные издержки, которые не могут быть компенсированы никакими выплатами. В результате потери работы в сознании человека разрушаются все традиционные ценности современного общества, которые в первую очередь связаны с трудом: самоутверждение, материальное благополучие, возможности для профессионального роста, социальный статус. Прослеживается четкая связь между ростом безработицы и числом психических заболеваний, ростом разводов и самоубийств. Среди безработной молодежи растет преступность, наркомания, алкоголизм.
Поэтому меры по социальной защите населения следует разделить на долговременные (стратегические) и временные (тактические).
К стратегическим мерам социальной защищенности следует отнести систему мер, обеспечивающую всеобщую рациональную занятость. Сюда относятся:
1) создание качественно нового производственного аппарата для всех отраслей, резкое сокращение ручного труда;
2) полная механизация
и автоматизация
3) изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;
4) укрепление материальной
базы и совершенствование
5) развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно здравоохранения и сферы услуг.
Эти меры необходимы для становления, интенсивного воспроизводства и рационального использования трудовых ресурсов. Социальная защищенность населения должна проявляться, прежде всего, в создании условий для эффективного труда, чтобы работник был удовлетворен трудом и заработной платой.
К тактическим мерам социальной защищенности населения следует отнести:
1) организацию профессиональной переподготовки работников в связи с разгосударствлением, изменением профиля работы предприятия, конверсией;
2) социальную защиту
временно не занятых
3) расширение личной свободы человека, ликвидация всяких ограничений в развитии и использовании своих способностей к труду. Это должно проявиться в ликвидации прописки, в ликвидации привязанности к определенному месту работы и жительства в связи с очередью на квартиру, на получение места в детском саду, в снятии ограничений для выезда за границу.
Во многих странах наиболее распространенной является социальная помощь безработным. Она включает:
1) пособия по безработице.
Это наиболее крупная
2) помощь по безработице.
Это второй этап помощи
3) оплата пользования
отдельными коммунальными
Управление рынком труда на уровне государства и региона должно выполнять две функции: повышение эффективности использования труда и формирование рациональной структуры занятости.
Для России оптимальный и приемлемый вариант политики занятости – активный, способный обеспечить максимально возможную занятость населения и качество рабочей силы, на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, создания условий экономического роста и процветания общества. Конечно, полностью исключить пассивные меры нельзя, однако важно установить оптимальное соотношение между ними и активными мерами.
Активная политика занятости должна способствовать уменьшению структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Политика в отношении безработных должна ориентироваться не на скорейшее, как это происходит сейчас, а на эффективное трудоустройство, способное обеспечить должную экономическую отдачу, как для конкретного работника, так и на макроэкономическом уровне. В этих целях необходимы:
– разработка и осуществление федеральных и региональных программ содействия занятости;
– совершенствование проводимой социальной политики и развитие системы социального страхования и защиты от безработицы;
– создание специализированных
служб информационно-
– сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях;
– развитие самозанятости и создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства;
– создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;
– регулирование
– организация оплачиваемых общественных работ;
– повышение эффективности работы психологических служб;
– содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности работников; обучение и переобучение работников;
– формирование действенного рыночного механизма мотивации труда;
– регулирование миграционных процессов;
– разработка продуманной демографической политики.
В мировой практике действует «Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы», принятая Международной организацией труда. Она была принята в 1934 г. Сейчас она пересмотрена и ратифицирована многими государствами мира. Конвенция стала актуальной и для России, поскольку у нас появилась безработица. В конвенции имеются следующие разделы: 1) общие положения; 2) содействие продуктивной занятости; 3) охватываемые случаи; 4) лица, подлежащие защите; 5) методы защиты; 6) пособия, подлежащие выплате; 7) специальные положения для лиц, впервые обращающихся с заявлением о трудоустройстве; 8) юридические, административные и финансовые гарантии.
Информация о работе Теория макроэкономической нестабильности инфляции и безработицы