Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:27, курсовая работа
Целью написания работы является анализ динамики продажи различных видов продукции исследуемого предприятия, оценка финансовых результатов от продажи и поиск путей увеличения прибыли организации.
В соответствии с целью при написании работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы методики продажи продукции и финансовых результатов;
- дать организационно-экономическую характеристику изучаемого предприятия;
- рассмотреть динамику и структуру продажи в натуральном и стоимостном выражении;
- сделать анализ прибыли от продаж в целом и по отдельным видам продукции и каналы реализации;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли от продаж;
- определить безубыточность производства и продаж;
- наметить пути увеличения прибыли от реализации.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы методики анализа продаж продукции и финансовых результатов…………………………………………………………………………5
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….….13
3. Анализ продаж продукции и финансовых результатов……………………...24
3.1 Анализ динамики и структуры продаж в натуральном и стоимостном выражении……………………………………………………………...24
3.2 Каналы реализации продукции……………………………………….28
3.3 Анализ влияния факторов на прибыль от продаж…………………...30
3.4 Анализ безубыточности производства и продаж…………………....33
4. Резервы увеличения прибыли от продаж……………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………………..39
По данным аналитического баланса определим тип финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 12 – Обеспеченность запасов источниками формирования и тип финансовой устойчивости, тыс. руб.
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1.Собственный капитал |
648217 |
563567 |
661868 |
2.Внеоборотные активы |
348441 |
345171 |
377857 |
3.Наличие собственных |
299776 |
218396 |
284011 |
4.Долгосрочный заемный капитал |
48498 |
147688 |
170019 |
5.Наличие долгосрочных |
348274 |
366084 |
454030 |
6.Краткосрочнык займы и |
255276 |
300050 |
190767 |
7.Общая величина нормальных
источников формирования |
603550 |
666134 |
644797 |
8.Запасы |
346467 |
627179 |
644729 |
9.Излишек, недостаток собственных
оборотных средств для |
-46691 |
-408783 |
-360718 |
10.Излишек, недостаток долгосрочных
источников формирования |
1807 |
-261095 |
-190699 |
11.Излишек, недостаток общей величины
нормальных источников |
257083 |
38955 |
68 |
12.Тип финансовой устойчивости |
2 |
3 |
3 |
Финансовая устойчивость понижается. По данным 2010 года предприятие имеет 2 тип финансовой устойчивости, то есть нормальная финансовая устойчивость характеризуется недостатком собственного оборотного капитала для формирования запасов, который восполняется за счет долгосрочного заемного капитала. На 2012 год 3 тип устойчивости, то есть предкризисное финансовое состояние, так как запасы формируются с привлечением краткосрочных займов и кредитов.
3.1 Анализ динамики и структуры продаж в натуральном и стоимостном выражении
Основным источником информации при проведении анализа реализации продукции и финансовых результатов от реализации служит форма № 2 бухгалтерского баланса «Отчет о прибылях и убытках». В таблице 13 содержатся показатели раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» формы № 2 (строки 010–050) за исследуемый период.
Таблица 13 – Исходные данные «Отчет о прибылях и убытках» для анализа и оценки финансовых результатов от продаж.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение (+,-), тыс. руб. |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 | |
1. Выручка |
1325061 |
1291242 |
1948203 |
623142 |
656961 |
147,03 |
150,88 |
2. Себестоимость проданных |
899481 |
992027 |
1441400 |
541919 |
449373 |
160,25 |
145,3 |
3. Валовая прибыль |
425580 |
299215 |
506803 |
81223 |
207588 |
119,09 |
169,38 |
4. Коммерческие расходы |
27818 |
39511 |
52964 |
25146 |
13453 |
190,39 |
132,05 |
5. Управленческие расходы |
173647 |
239410 |
274702 |
101055 |
35292 |
158,2 |
114,74 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
224115 |
20294 |
179137 |
-44978 |
158843 |
79,93 |
882,71 |
Из данной таблицы мы видим, что прибыль от от продаж в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 44978 тыс. руб., но уже в следующем году прибыль от продаж увеличилась в 8 раз.
Однако необходимо отметить и положительную тенденцию: темп прироста выручки от продажи продукции в отчетном году увеличился на 3,85 п.п., в то время как себестоимость проданной продукции снизилась на 14,95 п.п. Очевидно, что за счет значительного темпа роста выручки, опережающего темп роста себестоимости, произошло увеличение величины прибыли от продаж. Коммерческие и управленческие расходы в исследуемом периоде менялись в сторону уменьшения: так, коммерческие расходы снизились на 58,34 п.п. по сравнению с базовым периодом, а управленческие – на 43,46. Уменьшение этих расходов также способствовал увеличению прибыли от реализации.
Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Машзавод 1 мая», достаточно широк. Так, основными видами выпускаемой продукции являются: краны, путевые машины, поворотный круг, запчасти, прочая продукция. Так же завод оказывает услуги по капитальному ремонту оборудования.
На основании данных по отгрузке продукции ОАО «Машзавод 1 мая» можно судить о структуре реализации.
Таблица 14 – Динамика и структура реализации продукции ОАО «Машзавод 1 мая» за 2010-2012 гг. в натуральном и стоимостном выражении
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение (+,-), тыс. руб. |
Темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 | |
1. Выручка, в т.ч. |
1325061 |
1291242 |
1948203 |
623142 |
656961 |
147,03 |
150,88 |
Кран |
521937 |
962842 |
987582 |
465645 |
24740 |
189,21 |
102,57 |
Путевая машина |
17152 |
79200 |
52500 |
35348 |
-26700 |
306,09 |
66,29 |
Моторная платформа МПД-2 |
70535 |
168000 |
205800 |
135265 |
37800 |
291,77 |
122,50 |
Поворотный круг |
82 |
100 |
- |
-82 |
-100 |
- |
- |
Капитальный ремонт, в т. ч. |
48950 |
71800 |
43360 |
-5590 |
-28440 |
88,58 |
60,39 |
Кран |
38660 |
55960 |
37350 |
-1310 |
-18610 |
96,61 |
66,74 |
Путевая машина |
10290 |
15840 |
8010 |
-2280 |
-7830 |
77,84 |
50,57 |
Средний ремонт, в т. ч. |
- |
43120 |
- |
- |
-43120 |
- |
- |
ПМА-1 |
- |
2475 |
- |
- |
-2475 |
- |
- |
Автоматриса |
- |
38062 |
- |
- |
-38062 |
- |
- |
Платформа ППК |
- |
2583 |
- |
- |
-2583 |
- |
- |
2. Объем реализации, в т.ч. |
43 |
69 |
61 |
18 |
-8 |
141,86 |
88,41 |
Кран |
27 |
33 |
38 |
11 |
5 |
140,74 |
115,15 |
Путевая машина |
2 |
8 |
4 |
2 |
-4 |
200 |
50 |
Моторная платформа МПД-2 |
5 |
14 |
14 |
9 |
0 |
280 |
100 |
Поворотный круг |
1 |
1 |
- |
- |
-1 |
- |
- |
Капитальный ремонт, в т.ч. |
8 |
9 |
5 |
-3 |
-4 |
62,50 |
55,56 |
Кран |
5 |
5 |
3 |
-2 |
-2 |
60 |
60 |
Путевая машина |
3 |
4 |
2 |
-1 |
-2 |
66,67 |
50 |
Средний ремонт, в т.ч. |
- |
4 |
- |
- |
-4 |
- |
- |
ПМА-1 |
- |
1 |
- |
- |
-1 |
- |
- |
Автоматриса |
- |
2 |
- |
- |
-2 |
- |
- |
Платформа ППК |
- |
1 |
- |
- |
-1 |
- |
- |
3. Средняя цена одного продукта, руб., в т.ч.: |
30366 |
43156 |
43754 |
13388 |
600 |
144,10 |
101,39 |
Кран |
19331 |
29177 |
25989 |
6658 |
-3188 |
134,44 |
89,07 |
Путевая машина |
8576 |
9900 |
13125 |
4549 |
3225 |
153,04 |
132,58 |
Моторная платформа МПД-2 |
14107 |
12000 |
14700 |
593 |
2700 |
104,20 |
122,5 |
Поворотный круг |
82 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
Капитальный ремонт, в т. ч. |
11162 |
15152 |
16450 |
5288 |
1298 |
147,38 |
108,57 |
Кран |
7732 |
11192 |
12450 |
4718 |
1258 |
161,02 |
111,24 |
Путевая машина |
3430 |
3960 |
4000 |
570 |
40 |
116,62 |
101,01 |
Средний ремонт, в т.ч. |
- |
24089 |
- |
- |
-24089 |
- |
- |
ПМА-1 |
- |
2475 |
- |
- |
-2475 |
- |
- |
Автоматриса |
- |
19031 |
- |
- |
-19031 |
- |
- |
Платформа ППК |
- |
25583 |
- |
- |
-25583 |
- |
- |
4. Полная себестоимость одного продукта, руб., в т.ч.: |
17106,56 |
15955,74 |
20835,21 |
3728,65 |
4879,47 |
121,80 |
130,58 |
Кран |
6842,62 |
5424,95 |
7292,32 |
449,70 |
1867,37 |
106,57 |
134,42 |
Путевая машина |
2052,79 |
1755,13 |
3333,63 |
1280,85 |
1578,50 |
162,40 |
189,94 |
Моторная платформа МПД-2 |
3421,31 |
2712,48 |
5417,15 |
1995,84 |
2704,68 |
158,34 |
199,71 |
Поворотный круг |
342,13 |
319,11 |
- |
-342,13 |
-319,11 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт, в т. ч. |
4447,71 |
3350,71 |
4792,10 |
344,39 |
1441,39 |
107,74 |
143,02 |
Кран |
3113,39 |
2546,54 |
3833,68 |
720,28 |
1287,14 |
123,14 |
150,54 |
Путевая машина |
1334,31 |
804,17 |
958,42 |
-375,89 |
154,25 |
71,83 |
119,18 |
Средний ремонт, в т.ч. |
- |
2393,36 |
- |
- |
-2393,36 |
- |
0 |
ПМА-1 |
- |
598,34 |
- |
- |
-598,34 |
- |
0 |
Автоматриос |
- |
1196,68 |
- |
- |
-1196,68 |
- |
0 |
Платформа ППК |
- |
598,34 |
- |
- |
-598,34 |
- |
0 |
Стоит отметить, что в данном случае полная себестоимость рассчитывается как сумма себестоимости проданной продукции (стр. 020 формы № 2), а также коммерческих (стр. 030) и управленческих расходов (стр. 040), поделенная на объем реализации.
Из данных таблицы следует, что объем реализации продукции в целом по предприятию в отчетном году составил 61 шт., что на 8 шт. меньше, чем в базисном году, и на 18 шт. больше, чем в 2010 году. Наибольшую долю в объеме реализации, как в натуральном, так и стоимостном выражении имеют краны. В 2011 году было продано 33 шт. по средней цене 29177 тыс. руб. за одну шт., что позволило получить выручку, равную 962842 тыс. руб. Размер выручки по данному виду продукции превышает аналогичный показатель 2011 года на 40,74%, а 2010 года – на 14,15%. За период с 2010 по 2012 годы наблюдается рост полной себестоимости на 30,58%, опережающий рост среднереализационных цен (1,39%). В тоже время цены в 2012 году выросли по сравнению с предыдущим периодом на 44,10%, что вместе с ростом себестоимости на 21,8% привело к увеличению темпов роста выручки на 96,04%.
3.2 Каналы реализации продукции
Показатели товарности производства продукции можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 15 – Уровень товарности отрасли производства.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Производство продукции, шт. |
52 |
73 |
69 |
Реализация продукции, ц |
43 |
69 |
61 |
Уровень товарности, % |
82,69 |
94,52 |
88,41 |
Производство продукции ОАО «Машзавод 1 мая» выше чем его реализация в 2010, 2011 и 2012 годах обусловлена тем, что реализовывается продукция одним и тем же потребителям и рынок сбыта не обновляется.
Таким образом в 2010 году, ОАО «Машзавод 1 мая» реализовывало не всю продукцию, о чем свидетельствует уровень товарности = 82,69%. В 2011 году количество товарной продукции увеличилось на 11,83% по сравнению с 2010 годом. Это было вызвано увеличением сбыта продукции, возможно за счет нового потребителя.
Необходимые данные для определения состава и структуры денежной выручки от реализации продукции по каналам сбыта ОАО «Машзавод 1 мая» представлены в следующей таблице.
Таблица 16 – Состав и структура выручки от реализации продукции по каналам сбыта
Каналы сбыта |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Прибалтика |
18515 |
1,41 |
10496 |
0,81 |
25978 |
1,33 |
Республика Беларусь |
165632 |
12,5 |
43601 |
3,38 |
267894 |
13,75 |
Украина |
39365 |
2,97 |
12651 |
0,98 |
43670 |
2,24 |
Казахстан |
61142 |
4,61 |
149378 |
11,57 |
190765 |
9,79 |
Таджикистан |
12978 |
0,98 |
49945 |
3,87 |
53469 |
2,74 |
Армения |
- |
- |
3189 |
0,25 |
5460 |
0,28 |
Словакия |
- |
- |
2285 |
0,18 |
4321 |
0,22 |
Испания (Куба) |
- |
- |
22446 |
1,74 |
18731 |
0,96 |
РФ |
1016366 |
76,7 |
997251 |
77,22 |
1338515 |
68,71 |
Итого |
1325061 |
100 |
1291242 |
100 |
1948203 |
100 |
Из Таблицы 16 мы видим, что в 2011 году были открыты новые рынки сбыта – Армения, Словакия и Испания. Самая большая выручка от продажи в РФ. Значительная продажа была в 2012 году в РФ на сумму 1338515 тыс. руб. Самая маленькая в 2011 году в Словакию – 2285 тыс. руб.