Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ проблем теории и практики антикризисного управления предприятиями и разработка направлений совершенствования механизма антикризисного управления предприятием в современных условиях хозяйствования на основе зарубежного и передового отечественного опыта.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- изучение теоретических основ антикризисного управления предприятием;
- анализ зарубежного и отечественного опыта антикризисного управления;
- разработка направлений совершенствования механизма антикризисного управления предприятием в современных условиях хозяйствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНИТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и сущность кризиса…………………………………………………6
1.2 Понятие антикризисного управления……………………………………....10
1.3 Методы антикризисного управления……………………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Особенности антикризисного управления в США………………………..21
2.2 Специфика антикризисного управления в Японии………………………..26
2.3 Анализ антикризисного управления в России……………………………..32
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
3.1. Формирование системного подхода к антикризисному управлению на предприятии ………………………………………………………………….….38
3.2 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием ……………………………………50
3.3 Управление персоналом и его значение в общем механизме антикризисного управления ……………………………………………………58
3.4. Меры государственного антикризисного регулирования ……………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...76

Файлы: 1 файл

диплом 2012 нархоз соверш мех антикризис управл предпрНННННН.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Например, далеко не все  российские фирмы сумели противопоставить кризисной ситуации действенное антикризисное управление, базирующееся на адекватной стратегии. Вместо глубокого анализа обстановки и прогнозирования последствий менеджеры ряда фирм стремились не сохранить бизнес, а лишь спасти обломки разрушающегося здания. Их действия имели панический характер, были импульсивны и не просчитаны.

Различаются три группы (подхода) методов оценки потенциальных возможностей предприятий (табл. 3.1.1.)

Таблица 3.1.1.

Методы оценки потенциальных возможностей предприятия

I группа

II группа

III группа

Основанные на дисконтировании будущей прибыли или денежного потока;

 капитализации нормализованной  прибыли или денежного потока;

определении периода окупаемости  и т.д.

Скорректированной балансовой стоимости активов (индексный метод);

 анализа активов;

замещения (определение стоимости  нового, сопоставимого по функциям предприятия);

восстановительной стоимости (строительство  полного аналога).

Основанные на сравнении стоимости предприятия со стоимостью сопоставимых и уже проданных предприятий или же на курсовой стоимости акций сопоставимых предприятий.


 

В целом анализ потенциальных  возможностей предприятия, фирмы, корпорации включает главным образом:

- экономический анализ  хозяйственной и финансовой деятельности  субъектов экономических отношений;

- анализ финансовой  устойчивости;

- анализ кредитоспособности;

- анализ использования  капитала;

- анализ уровня самофинансирования;

- анализ их конкурентных  возможностей.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателя прибыли, выявление факторов, воздействующих на прибыль, и резервов роста прибыли; Различные стороны производственной, сбытовой, финансовой деятельности хозяйствующего субъекта получают законченную денежную оценку в показателях, характеризующих его доходность. Она определяется суммой прибыли (балансовой) и уровнем рентабельности.

Балансовая прибыль (или  убыток) как показатель общего результата производственно-хозяйственной деятельности предприятия включает прибыль от реализации основной продукции предприятия, результат от прочей реализации, доходы и расходы от вне реализационных мероприятий. При анализе причин, вызывающих изменение прибыли, оценивают ее факторы, влияющие главным образом на динамику прибыли от реализации основной продукции. К этим факторам относят в первую очередь:

- объем реализации  продукции или услуг (работ);

- структуру реализованной  продукции;

- цены на факторы  производства (ресурсы, используемые  хозяйствующим субъектом в процессе  выпуска продукции);

- уровень затрат на  производство и реализацию продукции.

При анализе уровней  рентабельности оценивают общую  рентабельность производства (отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости производственных фондов) и рентабельность реализованной  продукции (отношение прибыли от реализованной продукции к стоимости реализованной продукции).

Анализ рентабельности тесно связан с определением точки  безубыточности. Необходимость расчета  этого показателя определяется тем, что он показывает ту предельный объем  выручки от реализации продукции (по стоимости и в натуральных единицах), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной.

В нормальных условиях предприятие  находится выше точки безубыточности. Колебания выручки и прибыли, как правило, невелики и не слишком сказываются на возможности предприятия рассчитываться по своим обязательствам, в частности, выплачиваемым из чистой прибыли. В крайнем случае, предприятие легко покрывает свои расходы дополнительным заимствованием денежных средств, сохраняя при этом свою высокую инвестиционную привлекательность. В целом последствия для предприятий финансовых и других рисков, управленческие ошибки уравновешиваются его резервами.

В неблагоприятных условиях предприятие, в конечном счете, теряет объемы производства и оказываются ниже точки безубыточности. Доступные предприятию возможности в изменении выручки от реализации основной продукции и себестоимости не могут вывести предприятие из зоны убыточности, увеличить инвестиционную привлекательность предприятия, дать ему средства для развития, покрытия своих затрат. В дальнейшем предприятие начинает накапливать пени и штрафы, чем ухудшает свое положение.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении  с планом и соответствующими показателями предшествующего периода.

Для оценки финансового  состояния предприятия анализируется  его финансовая устойчивость. Для  этого используются такие показатели, как коэффициент автономии и  коэффициент финансовой устойчивости. Первый из этих показателей позволяет  определить долю собственных средств в общей сумме источников финансирования деятельности хозяйствующего субъекта, характеризуя тем самым степень его независимости от привлеченных финансовых ресурсов. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости и снижении риска финансовых затруднений.

Среди относительных  показателей устойчивости финансового  состояния выделяют также коэффициент  прогноза банкротства. Он показывает удельный вес чистых оборотных средств  предприятия в сумме активов баланса. Снижение этого показателя свидетельствует о финансовых затруднениях и необходимости проводить санацию предприятия.

С целью определения  кредитоспособности предприятия анализируется  его ликвидность. Она означает платежеспособность хозяйствующего субъекта и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступления. Для оценки кредитоспособности предприятия определяются коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Коэффициент текущей ликвидности отражает способность предприятия своевременно рассчитаться по своим срочным обязательствам. Коэффициент обеспеченности собственными средствами констатирует наличие у предприятия достаточного количества собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Капитал хозяйствующего субъекта в целом представляет собой  сумму оборотных средств, основных фондов и нематериальных активов. Поэтому  анализ использования капитала включает оценку эффективности использования оборотных средств и основных фондов, нематериальных активов. Для оценки эффективности использования оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Он представляет собой отношение объема выручки от реализации продукции в расчете на один рубль оборотных средств. Рост этого коэффициента означает повышение эффективности использования оборотных средств.

Эффективность использования  основных фондов и нематериальных активов  измеряется следующими показателями:

- коэффициентом фондоотдачи основных фондов. Он определяется отношением объема выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных фондов;

- коэффициент фондоотдачи  нематериальных активов. Этот  показатель определяется отношением  объема выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости нематериальных активов.

Рост коэффициентов  фондоотдачи свидетельствует о  повышении эффективности использования  основных фондов и нематериальных активов.

- коэффициент фондоемкости  основных фондов. Он представляет  собой величину, обратную коэффициенту фондоотдачи.

Уровень самофинансирования хозяйствующего субъекта(то есть финансирование его деятельности за счет собственных  источников: прибыли и амортизационных  отчислений) с помощью коэффициента самофинансирования. Он определяется как отношение собственных средств к привлеченным средствам, характеризует определенный запас финансовой прочности предприятия. Чем выше величина этого коэффициента, тем выше уровень самофинансирования.

Существенное значение для оценки потенциала предприятия имеет и анализ его конкурентных возможностей. Это - многогранный показатель. Речь идет, прежде всего, об оценке конкурентоспособности производимой предприятием продукции. Она включает оценку экономических, технических и нормативных параметров продукции, их сопоставление с параметрами товаров конкурентов, соответствие требованиям потребителей. Для покупателя имеет значение и величина затрат, связанных с эксплуатацией приобретаемой продукции (в основном это относится к промышленным товарам длительного пользования и производственного назначения).

Результаты анализа  показателей финансовой устойчивости и конкурентных возможностей хозяйствующего субъекта, сформулированные адекватные выводы позволяют вовремя вывести  его из кризисной ситуации, стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность, рассчитывать вероятную эффективность антикризисных мероприятий, а также разрабатывать запасные варианты действий на случай тех или иных неудач в реализации рискованных решений.

Для этого соответствующие  подразделения предприятия должны располагать всей необходимой информацией.

Для обеспечения современного поступления и анализа информации, характеризующей текущие события  и изменения экономического и  социального состояния региона, создания благоприятных условий  и эффективной организации процесса принятия управленческих решений в социально-экономической сфере целесообразно создание «Информационной системы мониторинга экономического и социального развития региона», которая послужит основой для системы прогнозирования экономических и социальных процессов в регионе.

«Программный комплекс мониторинга промышленных предприятий  региона» позволяет обеспечить своевременное  получение и анализ информации, требующейся  для принятия комплексных решений  по реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, расположенных на территории региона, оперативный анализ динамики, выявление тенденций, прогнозирование и вариантное моделирование финансово-экономического развития предприятий промышленного комплекса региона в отраслевом и территориальном разрезах.

Регионы владеют многочисленными  долями (акциями, паями) в уставных капиталах  различных предприятий. Решать задачи точного учета и оценки стоимости  долей (акций, паев) в уставных капиталах  предприятий различных организационно-правовых форм, являющихся государственной или муниципальной собственностью, а также совершенствования организации управления ими, включая организацию оперативного контроля и определения эффективности работы представителей государства (муниципалитета) в органах управления предприятий, и текущего мониторинга результатов хозяйственно-экономической деятельности самих предприятий позволяет комплекс «Управление государственными (муниципальными) долями (акциями, паями) в уставных капиталах предприятий».

В результате осуществления мероприятий по совершенствованию действующей системы управления и оптимизации производственной структуры и деятельности компании на основе реструктуризации бизнеса, рациональной постановки финансово-хозяйственной деятельности и применения современных структур, форм, методов и механизмов управления компанией достигается главная цель - обеспечение роста экономической эффективности ее функционирования.

 

3.2. Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием

Уже не раз отмечалось, что в условиях трансформации  российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов существенно  повысился фактор неопределенности, увеличился риск. Выживание предприятий  в этих условиях все чаще зависит  от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в значительной мере в рамках реализации маркетинговой стратегии, нацеленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников фирмы, совершенствование ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков, на повышение эффективности функционирование компании.

Главная проблема сегодня  на многих предприятиях связана с  неумением правильно организовать маркетинг, с тем, что прежде всего из-за недостатка информации они не могут найти тот продукт, который востребован сегодня рынком. Налаживая тонкие связи в рамках производственной региональной и межрегиональной кооперации, можно решать проблему финансового оздоровления предприятий. Не обязательно оказывать помощь всем предприятиям, завязанным в единую технологическую цепочку, поддержать, скажем, последнее в этой технологической цепочке предприятие, выпускающее конечную продукцию, которое, соответственно, оплатит продукцию своих смежников и поставщиков.

Так, умелое управление маркетингом  позволило АО «Пемос», выпускающему синтетические моющие средства, превратиться из аутсайдера в лидеры отечественного рынка бытовой химии. До кризиса августа 2008 г. завод представлял грустное зрелище. На заводе не было «живых» денег, и продукцию обменивали на все то, что можно было обменять, с тем чтобы выменянную на стиральные порошки продукцию можно было хоть как-то продавать в дальнейшем за деньги, а если это не удавалось, то рассчитаться с бюджетом и партнерами по бизнесу натуральными продуктами других предприятий.

Такой бартер приводил к  тому, что немногочисленные торговые предприятия, которые покупали у  завода моющие средства за «живые»  деньги, постепенно, не выдержав конкуренции, уходили с рынка, тогда как предприятия, получавшие моющие средства по бартеру, зачастую выбрасывали их на рынок по ценам в 2 раза ниже отпускной цены завода, ибо это для них было средством обналичивания денег. В итоге, объемы производства на заводе снизились до 10-15% проектной мощности Приведенный пример показывает, что в условиях перехода к рынку предприятия не могут обойтись без использования маркетинговой стратегии. Она нацелена на поддержание и развитие процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, повышение качества продукции и расширение товарного ассортимента, освоение новых рынков, увеличение сбыта и, в конченом счете, на повышение эффективности деятельности предприятия.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием