Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ проблем теории и практики антикризисного управления предприятиями и разработка направлений совершенствования механизма антикризисного управления предприятием в современных условиях хозяйствования на основе зарубежного и передового отечественного опыта.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- изучение теоретических основ антикризисного управления предприятием;
- анализ зарубежного и отечественного опыта антикризисного управления;
- разработка направлений совершенствования механизма антикризисного управления предприятием в современных условиях хозяйствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНИТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и сущность кризиса…………………………………………………6
1.2 Понятие антикризисного управления……………………………………....10
1.3 Методы антикризисного управления……………………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
2.1 Особенности антикризисного управления в США………………………..21
2.2 Специфика антикризисного управления в Японии………………………..26
2.3 Анализ антикризисного управления в России……………………………..32
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
3.1. Формирование системного подхода к антикризисному управлению на предприятии ………………………………………………………………….….38
3.2 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием ……………………………………50
3.3 Управление персоналом и его значение в общем механизме антикризисного управления ……………………………………………………58
3.4. Меры государственного антикризисного регулирования ……………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...76

Файлы: 1 файл

диплом 2012 нархоз соверш мех антикризис управл предпрНННННН.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Внедрение в регионах представленных технологий антикризисного управления позволит в рамках рыночного  хозяйства существенно повысить степень управляемости социально-экономическими процессами, обеспечит результативность и эффективность в решении сложных насущных задач стабилизации и развития.

Исходя из этих теоретических  рассуждений и из того опыта, который  был накоплен сотрудниками Национального фонда развития промышленности, они сформулировали три блока программ, которые с разной степенью полноты и успеха реализовывали дальше. Первый блок - это региональные программы. Второй блок - это собственно программа реструктуризации, совершенствования системы управления и финансового оздоровления предприятий. И третий блок - это программы, связанные с информатизацией системы управления регионом.

Важнейшее значение имеют  меры по прединвестиционной подготовке предприятий и привлечению инвестиций. Они должны предусматривать формирование необходимой инфраструктуры и определение источников финансовых ресурсов, обосновывать направления развития государственной и муниципальной собственности региона в промышленном комплексе и создания эффективных механизмов управления этой собственностью. Развитие местной (муниципальной или государственной) собственности - очень важный вопрос, эффективно решаемый путем создания специальных механизмов по управлению собственностью. Дело в том, что далеко не все приватизировано. Многие предприятия остались в государственной и муниципальной собственности. На огромном числе приватизированных предприятий сохранились достаточно большие, часто блокирующие или контрольные, пакеты акций, которые находятся в собственности муниципалитетов или государства. Необходимо наладить рациональное управление пакетами акций и собственно предприятиями. Это один из источников восстановления управляемости в народном хозяйстве.

За счет оздоровления основной массы предприятий производственной сферы в результате реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой реструктуризации и финансового оздоровления народно-хозяйственного комплекса региона, решаются важнейшие социальные проблемы - своевременная выплата заработной платы, создание новых рабочих мест и рост занятости населения, рост доходов городского бюджета и обеспечение соответствующих расходов (содержание организаций и учреждений бюджетной сферы, выплата заработной платы работникам бюджетных организаций, бесперебойная выплата пенсий и пособий).

Важнейшей государственной  мерой предотвращения и преодоления  банкротства является выработка  оптимальной налоговой системы, позволяющей предпринимателю успешно  осуществлять текущую хозяйственную  деятельность и вкладывать инвестиции в развитие бизнеса. Основным налоговым механизмом, призванным способствовать привлечению инвестиций, являются льготы по налогам. Так:

1. Не облагаются налогом  на добавленную стоимость и  налогом на прибыль средства, полученные (переданные) в рамках  инвестиционных специальных конкурсов  при условии использования этих  средств по назначению.

2. Не облагаются налогом  на добавленную стоимость денежные средства и имущество, переданные безвозмездно государственными органами предприятиям и организациям или предприятиями и организациями государственным органам.

3. Уплаченный поставщикам  налог на добавленную стоимость  по приобретенным основным средствам и нематериальным активам подлежит у покупателя вычету (зачету) в полном объеме в момент принятия указанных ценностей на учет. Исключение составляют основные средства, введенные законченным капитальным строительством, а также созданные за счет бюджетных ассигнований.

4. Не облагаются налогом  на прибыль капиталовложения, осуществляемые  организациями материального производства  для развития производственной  базы за счет прибыли, оставшейся  после уплаты налогов, а также  за счет банковского кредита  с учетом выплаты начисленных процентов. Указанная льгота, однако, не должна уменьшать сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 30%.

5. Малые предприятия,  занятые оговоренными в Законе  «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» от 27 декабря 1991 г. №2116-1 видами деятельности, в первые два года с момента регистрации полностью освобождены от уплаты налога на прибыль; в третий год налог уплачивается в размере 25% основной ставки, а в четвертый год - в размере 50% основной ставки. Условием получения льготы является удельный вес доходов от обусловленной законом деятельности в первый и второй годы после регистрации не ниже 70%, в третий и четвертый годы - не менее 90%.

6. Не облагаются налогом  на добавленную стоимость взносы  учредителей в уставной капитал созданных ими предприятий и организаций.

7. Не облагаются налогом  на прибыль средства, полученные  в результате возвращения участнику  хозяйствующего общества его  доли при выходе из общества  в размере не более первоначального  взноса.

8.   Облагаются по пониженной ставке налогом на прибыль дивиденды, полученные держателями акций акционерных обществ, имеющими право на участие в распределении прибыли этих обществ

9.   Для развития реального рынка необходима оптимальная налоговая система, такая налоговая политика государства, которая бы способствовала предотвращению и преодолению последствий банкротства на макроэкономическом уровне наряду с привлечением инвестиций в реальный сектор экономики и улучшением общего ее состояния.

Для улучшения финансового  состояния предприятия, находящегося в кризисе, большое значение имеет изменение срока уплаты налогов и сборов, отчисляемых в каждом хозяйственном периоде за счет собственных средств. Роль государственной налоговой политики заключается в том, что положениями первой части Налогового кодекса установлен порядок переноса срока уплаты налогов и сборов (задолженности) на более поздний срок.

Эти положения введены  в действие соответствующим федеральным  законом летом 1998 г. Перенос установленного срока уплаты может быть осуществлен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму задолженности под залог имущества или при наличии поручительства. При этом изменение срока уплаты задолженности не отменяет существующей и создает новые обязанности по уплате налогов и сборов, то есть, по сути, не является налоговой льготой.

Срок уплаты налогов  не может быть изменен в случае, если в отношении лиц, претендующих на такое изменение (заинтересованных лиц):

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- проводится производство  по делу о налоговом правонарушении  или по делу об административном  правонарушении, связанном с нарушением  законодательства о налогах;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется такими изменениями для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Из сказанного можно  сделать вывод, что стержнем антикризисной  стратегии, в каком бы направлении  она не разрабатывалась, является атакующий  стиль: жесткое и решительное  обновление технологий - производства, сбыта, управления и т.п. «Атакующие выигрывают» - главный принцип антикризисной стратегии.

Рыночная реформа и  введение процедуры банкротства  в практику экономической жизни  России сделали актуальной проблему эффективной организации управления в кризисной ситуации. Даже если по каким-либо причинам процедура банкротства не инициируется, дефицит наличности и нарушение платежеспособности могут привести к фактической ликвидации предприятия.

Итак, антикризисное управление, применяемое и в период досудебной санации и в процессе банкротства, ни в какой мере не противостоит методам регулярного менеджмента. Но оно имеет ряд особенностей, его специфика в сферах антикризисной стратегии и управления персоналом не исчерпывает всех особенностей управления в кризисной ситуации, но именно в этих сферах менеджмента он проявляются наиболее ярко.

Антикризисное управление, действительно отличается от управления в обычном режиме. Весь арсенал  подходов и методов последнего направлен  на развитие и выживание предприятия  в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены исключительно не преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте. Мы полагаем, что в такой трактовке антикризисное управление обретает реальный смысл.

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис предприятий является нормальным явлением рыночной экономики. Преодолеть кризисную ситуацию и выжить в ней может только сильное предприятие. Предприятие же, которое не соответствует сложившейся ситуации на рынке должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

В первой главе исследовательской  работы были рассмотрены понятия  кризиса и антикризисного управления, а также характеристика сложившейся  ситуации на рынке.

Ввиду существования  огромного количества факторов, которые могут повлечь за собой кризис, любая компания в обязательном порядке должна разрабатывать свой план антикризисного управления. Удачное решение в поставленной задаче может не только вывести фирму из застоя, но и помочь в дальнейшем развитии. Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер.

Универсальных методов  антикризисного менеджмента не так  много, но они, безусловно, могут посодействовать  предприятию в сложном экономическом положении. Эти методы разрабатывались на основе многих изученных путей развития различных видов кризиса, но каждая компания в своей сути и проблемах индивидуальна и разработка своих методов выхода из кризиса должна являться главной задачей в кризисный момент существования.

Во второй главе исследовательской  работы были рассмотрена специфика  некоторых стран в антикризисном  управлении.

Итак, антикризисное управление в каждой стране - будь то США или  Россия - различны. В каждой стране своя специфика управления, и ориентируясь на нее, владельцы и финансовые исследователи могут разрабатывать свои планы по дальнейшему существованию фирмы.

Америка – страна, где были заложены основы современного менеджмента, и именно ее опыт в большинстве случаев используется во многих странах Западной Европы. Япония же интересна своим подходом к самому процессу управления. Отношения, складывающиеся в коллективе, уважение и преданность собственному делу - вот, что более всего важно для японцев, и на чем в основном строится весь процесс управления. Россия на данный временной промежуток находится в процессе развития и создания собственного метода управления, заимствуя некоторые более подходящие элементы менеджмента из практики американских и японских менеджеров, подстраивая их под свой стиль развития.

В третьей главе дипломного исследования рассмотрены направления  совершенствования механизма антикризисного управления.

Экономическая стратегия  фирмы складывается из ряда элементов, важнейшими из которых является стратегия  предотвращения несостоятельности предприятия. Вся экономическая стратегия должна носить опережающий, предотвращающий характер. Тем не менее должны быть определены особые правила и приемы, применяемые в управлении фирмой, непосредственно направленные на предотвращение банкротства предприятия.

Антикризисная политика является частью общей финансово-хозяйственной  политики предприятия и заключается  в разработке системы методов  диагностики платежеспособности и  финансовой устойчивости предприятия, в реализации механизмов оздоровления предприятия.

Концепция антикризисного управления предприятием-должником  состоит из следующих основных элементов:

1. Диагностика финансового  состояния и оценка бизнеса  предприятия. 

2.   Разработка маркетинговой стратегии.

3.   Применение инновационной стратегии.

4. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисное бизнес-планирование.

8. Организация процедуры  банкротства предприятия. 

Концепция антикризисного управления включает в себя прежде всего стратегические и тактические  методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Уже не раз отмечалось, что в условиях трансформации  российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов существенно  повысился фактор неопределенности, увеличился риск. Выживание предприятий в этих условиях все чаще зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в значительной мере в рамках реализации маркетинговой стратегии, нацеленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников фирмы, совершенствование ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков, на повышение эффективности функционирование компании.

Главная проблема сегодня  на многих предприятиях связана с  неумением правильно организовать маркетинг, с тем, что из-за недостатка информации они не могут найти тот продукт, который востребован сегодня рынком. Налаживая тонкие связи в рамках производственной региональной и межрегиональной кооперации, можно решать проблему финансового оздоровления предприятий.

Предприятие может добиться крупных успехов и признания  на рынке, если будет использовать в  управлении наиболее передовые, прогрессивные  методы. К числу таких новаций  следует отнести практику внедрения  контроллинга. Использование системы контроллинга в антикризисном управлении, как вытекает из зарубежной практики, позволяет «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели (миссии) своего развития.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием