Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 17:28, курсовая работа
Развитие инновационной деятельности объективно обусловлено экономическими интересами. В то же время современные управленческие структуры страны не способны быстро и эффективно реагировать на инновации, чем и определена необходимость проведения комплексного исследования в этой области. Задача заключается в разработке направлений совершенствования инновационной деятельности в нашей республике.
Введение………………………………………………………………………………4
1. Инновации на предприятии……………………………………………………….5
1.1. Характеристика инноваций как объекта управления................................5
1.1.1. Понятие инновации............................................................................... 5
1.1.2. Классификация инноваций……………………………………………9
1.2. Содержание и сущность процесса управления инновацией……………..10
1.2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента……………10
1.2.2. Организация инновационного менеджмента………………………...14
1.3. Оценка эффективности инноваций………………………………………...17
1.3.1. Эффективность использования инноваций…………………………..17
1.3.2. Общая экономическая эффективность инноваций…………………..19
2. Расчетная часть……………………………………………………………………..22
2.1 Проведение маркетинговых исследований 22
2.2 Обоснование проектной мощности нового производства 23
2.3 Расчет инвестиций в основной капитал……………………………………..23
2.3.1. Состав основного капитала…………………………………………...24
2.3.2 Расчет капитальных вложений в здания и технологическое оборудо-вание 25
2.3.3 Расчет остальных слагаемых основного капитала 26
2.3.4. Амортизация основного капитала…………………………………....27
2.3.5.Остаточная стоимость основного капитала…………………………..28
2.4. Расчет себестоимости (текущих издержек) единицы продукции……….28
2.4.1.Расчет затрат на сырье, материалы, топливо, энергию 30
2.4.2. Расчет основной и дополнительной зарплаты производственных ра-бочих 31
2.4.3. Расчет налогов, включаемых в цену ………………………………. .38
2.5. Расчет товарной, реализованной продукции и доходов от реализа-ции… 41
2.5.1. Расчет товарной и реализованной продукции………………………41
2.5.2. Расчет прибыли от реализации………………………………………42
2.6.Расчет потребности в оборотном капитале………………………………..31
2.6.1. Расчет нормированных оборотных средств по производст-венным запасам…………………………………………………………………………31
2.6.2. Расчет потребности в незавершенном производстве…………….…33
2.6.3. Расчет нормативов оборотных средств по готовой про-дукции на складе……………………………………………………………………….33
2.7. Расчет показателей эффективности использования основного и оборот-ного капитала. …………………………………………………………………………45
2.8. Анализ безубыточности……………………………………………………51
2.9. Расчет показателей экономической эффективности……………………..52
Заключение…………………………………………………………………………57
Функция управления — планирование — охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.
Функция организации в инновационном менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. К ним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т. п.
Функция регулирования (от лат. — подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической
систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
Функция координации в инновационном менеджменте означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов. Координация обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления.
Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
Функция контроля в инновационном
менеджменте заключается в
Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как уже указывалось, выполняет три функции:
1) рисковое вложение капитала;
2) организация инновационного процесса;
3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Содержание этих функций объекта управления инновации заключается в следующем.
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.
Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций.
Действие этой функции затрагивает все этапы инновационного процесса.
Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов и операций: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т. п.
1.2.2. Организация инновационного менеджмента.
Организация в широком
плане означает совокупность процессов
или действий, ведущих к образованию
и совершенствованию
Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.
В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры, сети интернета, терминалы, электронные устройства, телефаксы и др.)).
Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация).
Технология (греч. tehne — искусство, мастерство + logos — слово, понятие, учение) инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.
Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления.
Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:
1. Инновационный процесс.
2. Определение цели управления инновацией.
3. Выбор стратегии менеджмента инновации.
4. Определение приемов управления инновацией.
5. Разработка программы управления инновацией.
6. Организация работ по выполнению программы.
7. Контроль за
выполнением намеченной
8. Анализ и оценка
эффективности приемов
9. Корректировка приемов менеджмента инновации.
Организация инновационного менеджмента показана на рис. 1.3. Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть в дальнейшем эффективность использования приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной финансовой инновации.
Рис. 1.3. Схема организации инновационного менеджмента
На втором плане организации инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель — это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход (т. е. захват) на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т. п.
Инновации тесно связаны с риском и с рисковым вложением капитала. Поэтому конечная цель инноваций — это оправдание риска, то есть получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цель венчурного вложения капитала всегда должна быть четкой.
Следующим важным этапом организации инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, то есть их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления является менеджер. Он имеет два права: право выбора и право ответственности за этот выбор.
Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут быть созданы специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов и т. п. Каждый их этих людей выполняет только порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ.
Эти работники могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (то есть две трети, три четверти или единогласно) большинством голосов.
Однако окончательно выбрать вариант принятия решения должен только один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение, за его эффективность и т. п. Ответственность указывает на заинтересованность принимающего решение в достижении поставленной инновационным менеджментом цели.
При выборе стратегии и приемов менеджмента инноваций часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы, из полученной информации, из результатов анализа и оценки этой информации, сделанных аналитиками, консультантами, экспертами. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, то есть его чутье, прозорливость и опыт. Наличие стереотипных ситуаций дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поиску оптимальных, приемлемых для себя решений.
Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть самыми разными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью.
Многовариантность инновационного менеджмента означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации.
Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы.
Программа — это план. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий исполнителей для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевыми и рабочими. Рабочая программа представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Рабочая программа — это частная программа.
Целевая комплексная программа есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В этой программе предусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.
Прообразом программы является сетевой график. Сетевой график составляется для выполнения программы. Он отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
Сетевой график — это модель достижения поставленной цели. Причем эта цель является моделью, динамично приспособленной для анализа вариантов достижения цели, для оптимизаций плановых заданий, для внесения изменений и т. п.
Метод сетевого планирования применяется при планировании проведения комплекса взаимосвязанных работ. Он позволяет:
* во-первых, наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций и установить взаимосвязь между ними;
* во-вторых, обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы (то есть организационного мероприятия), и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой операции;
* в-третьих, эффективно использовать денежные и материальные ресурсы.
Применение метода сетевого
планирования и управления позволяет
улучшить:
* структуру системы управления путем четкого определения и распределения задач, прав, обязанностей;
* организацию процедур координации и контроль за ходом работ на базе оперативной и точной информации, оценку выполнения плана.
Сетевое планирование имеет своей целью воздействовать на управление.
Управление призвано поддерживать установленный рациональный режим работы, восстанавливать нарушенное состояние подвижного равновесия, столь характерное для динамических систем, обеспечивая слаженную и бесперебойную работу всех ее звеньев.
Управление системой может вестись по следующим параметрам: время, стоимость, ресурсы, технико-экономические показатели.
Наиболее распространенными являются системы с параметром «время».
На основании
Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работы по выполнению намеченной программы действий, то есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т. п.
Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий-
Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.
Заключительным этапом организации инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов управления инновацией.
1.3. Оценка эффективности инноваций.
1.3.1. Эффективность использования инноваций.
После того как инновационный проект отобран, начинается следующий этап — использование инноваций. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Не менее важна она и для переходной экономики. В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (табл. 1.1):
Таблица 1.1.
Виды эффекта от реализации инноваций
Вид эффекта |
Факторы, показатели |
Экономический |
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций. |
Научно-технический |
Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность. |
Ресурсный |
Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса. |
Социальный |
Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций (шум, электромагнитное поле, освещенность). |
Экологический |
Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. |