Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: разработка направлений диверсификации деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических вопросов связанных с диверсификацией деятельности предприятий, а именно: изучить понятие диверсификации, мотивы побуждающие прибегнуть к диверсификации, изучить существующие классификации видов диверсификации, а также современные методы и направления диверсификации применяемые как в Росси так и за рубежом;
анализ основных результатов хозяйственной деятельности ООО «Лидер», анализ основных фондов, анализ издержек, анализ финансовых результатов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации деятельности 6
1.2 Виды диверсификации 15
1.3 Современные направления диверсификации за рубежом и в России 21
2 Анализ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности ООО «Лидер» 28
2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2.2 Анализ основных фондов предприятия 34
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 38
2.4 SWOT-анализ ООО «Лидер» 42
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 49
3.1 Обоснование вида диверсификации 49
3.2 Анализ рынка и характеристика нового производства 52
3.3 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Файлы: 1 файл

Diplom_Izmaylov_M_M.docx

— 247.09 Кб (Скачать файл)


ЗАДАНИЕ

на  дипломную работу

Студенту:  Измайлову М.М.

Тема  дипломной работы: «Диверсификация  деятельности предприятия (на примере ООО «Лидер»)»

Утверждена приказом по ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП» от 28.05.2012 №87.2

Руководитель  дипломной работы: к.э.н., доцент Шишкина Н.П.

Срок сдачи студентом  работы   «25» мая 2012  г.

                                               

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения дипломной  работы 

Этапы выполнения

План 

выполнения (дата)

Фактическое

 выполнение (дата)

Подпись

Руководи-теля

  1. Подбор и изучение  литературы, НТД

28.01-30.01.12

01.02.12

 
  1. Составление аналитического обзора

02.02-04.02.12

05.02.12

 

3 Выбор и обоснование принятого направления исследования и способов решения поставленных задач

06.02-10.02.12

11.02.12

 
  1. Написание теоретического раздела

12.02-13.03.12

14.03.12

 
  1. Написание

 аналитического раздела

15.03-12.04.12

13.04.12

 
  1. Разработка проектных

 мероприятий

13.04-28.04.12

29.04.12

 
  1. Оформление

 пояснительной записки

14.04-10.05.12

10.05.12

 
  1. Доработка пояснительной

 записки

10.05-11.05.12

11.05.12

 

9. Допуск к защите

15.05.12

15.05.12

 

10. Сдача готовой

 дипломной работы 

на кафедру

13.05-15.05.12

25.05.12

 

 

Исполнитель________________    ___25.05.12______

                             ( Ф.И.О)                                            (дата, подпись)                

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6

1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации деятельности 6

1.2 Виды диверсификации 15

1.3 Современные направления диверсификации за рубежом и в России 21

2 Анализ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности ООО «Лидер» 28

2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28

2.2 Анализ основных фондов предприятия 34

2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 38

2.4 SWOT-анализ ООО «Лидер» 42

3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 49

3.1 Обоснование вида диверсификации 49

3.2 Анализ рынка и характеристика нового производства 52

3.3 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнения, т.к. предприятия розничной торговли играют важнейшую роль в народном хозяйстве любого государства. Диверсификации деятельности предприятий уделяется большое внимание в современной науке. Особенно важным это направление науки является для России – страны с переходной экономикой. Диверсификация, по сути, является важнейшим инструментом для российского бизнеса для борьбы с тяжелым наследством Советского Союза в виде огромных и неповоротливых производств. Также диверсификация является удобным инструментом для инвестиций свободных денежных средств, а также инструментом выхода бизнеса на новый качественный уровень.

Объектом исследования дипломной работы является предприятие  розничной торговли смешанными товарами ООО «Лидер», которое является крупнейшим частным предприятием на территории Тунгокоченского района Забайкальского края.

Предметом исследования является хозяйственная деятельность предприятия.

Целью работы является: разработка направлений диверсификации деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение теоретических  вопросов связанных с диверсификацией деятельности предприятий, а именно: изучить понятие диверсификации, мотивы побуждающие прибегнуть к диверсификации, изучить существующие классификации видов диверсификации, а также современные методы и направления диверсификации применяемые  как в Росси так и за рубежом;
  • анализ основных результатов хозяйственной деятельности ООО «Лидер», анализ основных фондов, анализ издержек, анализ финансовых результатов;
  • разработка и обоснование вида диверсификации деятельности, в рамках реализации стратегии диверсификации предприятия;
  • оценить влияние результатов на эффективность деятельности ООО «Лидер», оценить изменение финансовых показателей, рисков.

В ходе выполнения работы были использованы учебная, методическая литература, материалы периодической печати, данные Федеральной службы статистики, а также фактические материалы ООО «Лидер».

Во введении раскрыта актуальность темы дипломной работы, определена цель, задачи для ее достижения, обозначены предмет и объект исследования.

Цель и задачи дипломной  работы определили ее структуру.

В первой главе рассмотрены  теоретические подходы к изучению диверсификации, изучены существующие классификации по видам, понятие, методы и мотивы, а также существующие направления диверсификации деятельности в России и за рубежом.

Во второй главе проведен комплексный анализ деятельности ООО «Лидер» за последние годы. Проведен анализ основных технико-экономических показателей за 2009-2011гг., дана оценка эффективности деятельности предприятия по основным финансовым результатам, проведен анализ основных фондов.

Как результат теоретического и аналитического исследования в  третьей главе предложена стратегия  диверсификации деятельности, обосновано выбранное направление, представлено описание проекта открытия цеха по производству гвоздей строительных. Проведены необходимые расчеты демонстрирующие успешность проекта и влияние результатов на эффективность деятельности предприятия.

В заключении приведены  выводы по проделанной работе. 

 

 

 

 

 

 

 

1ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие, цели  и мотивы диверсификации деятельности 

Экономика любой страны является самодостаточной, если она  имеет в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. Совместно  со средним и малым бизнесом она позволяет этой стране обеспечить устойчивый  рост валового национального продукта и уровня жизни населения. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев. Одним из наиболее широко применяемых путей развития бизнеса в Российской экономике стало создание большого числа диверсифицированных компаний.

Вопросы, связанные с  диверсификацией производства стали  особо привлекать к себе внимание и изучаться в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям. Причем диверсификация стала актуальна в связи с увеличением степени экономической свободы предприятий, расширением конкуренции, а также бурным развитием процесса конверсии военно-промышленного комплекса. Выбирать стратегию диверсификации производства стали многие российские предприятия, функционирующие в различных отраслях, преследующие самые разнообразные цели: от простого желания выжить до получения дополнительной прибыли.

В экономической литературе встречается большое количество определений диверсификации. Но сложность  заключается в том, что диверсификация – такая экономическая категория, которой не всегда можно дать однозначное  определение. Разные люди подразумевают  под ней разные процессы, поэтому  важным моментом является способность  распознать и истолковать эту  концепцию применительно к своим  обстоятельствам. Тем не менее, можно  дать достаточно общее, широкое определение  диверсификации.

Диверсификация (познелат. diversificatio – изменения, общее разнообразие, от лат.

Diversus – разный и facio – делаю) есть в самом виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Диверсификация связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и организацию новых видов производства, проникновенно в другие отрасли. [1] Таким образом, в отечественной экономической литературе диверсификация определялась как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности».

Исходя из вышесказанного видно, что с экономической точки  зрения, диверсификация – это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем. Такое определение почти всегда оправдывает себя. Однако оно не учитывает другие аспекты диверсификации, которые имеют место в деятельности современных предприятий. Среди них – способность фирмы «упорядочить» свой капитал и интеллект, по причине конкуренции, а также способность иметь огромное поле деятельности для управленцев и достаточно возможностей для дальнейшего роста.

Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый  способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации –  добиться в будущем повышения  показателей экономической эффективности  при полном использовании ресурсов.

Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: «диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения» ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».[5]

Необходимо данное определение  дополнить двумя уточнениями.

Во-первых, этот процесс  касается, прежде всего, перехода на новые  технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной, если они находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания.

Обобщая различные терминологические  подходы, мы пришли к выводу о правомерности следующего определения: диверсификация производства – это трансформация предприятия, связанная с внедрением ранее не выпускавшихся товаров; не применявшихся технологий производства, управления, предпринимательства; освоением новых рынков, осуществляемая на основе перераспределения и рационализации использования ресурсов.

При этом следует различать:

– собственно диверсификацию производства, связанную с расширением  номенклатуры выпускаемой продукции или организацией новых производств;

– диверсификацию вложений, как распределение капитала инвестора  между различными ценными бумагами для снижения инвестиционного риска;

– диверсификацию маркетинговой  деятельности, представляющую собой  особый вид стратегии маркетинга, направленной на расширение рыночных сфер за счет внедрения новых видов продукции и услуг, не имеющих тесных связей с основной деятельностью предприятия.[5]

В последнее время все  больше отечественных предприятий  стремится диверсифицировать свою деятельность. Процесс диверсификации проистекает вопреки условиям, создаваемым государством. За все время проведения реформ в России не было ни одного законодательного акта, который бы указывал на проведение продуманной государственной политики, направленной на поддержку этого процесса. Исключение - Федеральный закон от 30 ноября

1995 г. № 190-ФЗ «О  финансово-промышленных группах», который  явился единственным документом, дающим ряд преимуществ диверсифицированным  объединениям предприятий, и направлен на сближение промышленного и банковского капитала. 

Преимущества диверсифицированного предприятия заключаются в способности быстро перестраиваться в зависимости от изменений условий хозяйствования, что особенно актуально в период реформ и отсутствия стабильного правового и налогового поля, необходимого для его успешного функционирования. Кроме того, диверсификация деятельности дает возможность аккумулировать необходимые для инвестиций финансовые ресурсы, особенно дефицитные в России в период реформ, и достойно конкурировать с крупными иностранными компаниями и корпорациями на отечественном и мировом рынках.[22]

Информация о работе Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")