Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:04, дипломная работа
Целью работы является: разработка направлений диверсификации деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических вопросов связанных с диверсификацией деятельности предприятий, а именно: изучить понятие диверсификации, мотивы побуждающие прибегнуть к диверсификации, изучить существующие классификации видов диверсификации, а также современные методы и направления диверсификации применяемые как в Росси так и за рубежом;
анализ основных результатов хозяйственной деятельности ООО «Лидер», анализ основных фондов, анализ издержек, анализ финансовых результатов;
ВВЕДЕНИЕ 4
1ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации деятельности 6
1.2 Виды диверсификации 15
1.3 Современные направления диверсификации за рубежом и в России 21
2 Анализ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности ООО «Лидер» 28
2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2.2 Анализ основных фондов предприятия 34
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 38
2.4 SWOT-анализ ООО «Лидер» 42
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 49
3.1 Обоснование вида диверсификации 49
3.2 Анализ рынка и характеристика нового производства 52
3.3 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Практически во всех странах при диверсификации структуры экономики правительства осуществляли выбор приоритетных отраслей, в которые и направлялись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов – автомобильная промышленность.
Состав приоритетных отраслей со временем менялся. В Китае на начальном этапе реформ приоритетными отраслями были признаны сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие отрасли, производящие предметы потребления, позднее – машиностроение, производство строительных материалов, автомобильная и химическая промышленность. Во второй половине 1990-х годов приоритетными отраслями были производство микросхем, персональных компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов.[18]
Во внешнеэкономической сфере, особенно на первых этапах диверсификации, во многих странах применялась политика протекционизма, в том числе высокие пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспортеров наряду с освобождением от пошлин импортируемых оборудования и технологий. В частности, в Южной Корее па первом этапе осуществлялся контроль за внешнеторговыми операциями, государство субсидировало национальных экспортеров, получавших различные льготы. Только в 1970-е годы эти льготы составили не менее 1/10 ВНП. Одновременно правительство контролировало импорт, установив запретительные пошлины па предметы роскоши.
Интересным примером европейского типа является диверсификация, проведенная в Финляндии. За четыре десятилетия страна прошла путь от экономики, основанной па промышленности, связанной с лесными ресурсами, до экономики, где электроника и лесная отрасли являются одинаково важными для производства и экспорта. Существует ряд причин, по которым Финляндия стала ведущей страной в области информационных и коммуникационных технологий. Прогресс в сфере телекоммуникации в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Возникновению и развитию информационных и коммуникационных технологий способствовали также исследовательская и образовательная системы. Финская инновационная система включает целую сеть крупных и мелких компаний и строится на корпоративном сотрудничестве в области исследований и обучения.
Одной из важных особенностей диверсификации является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Финские потребители и компании активно внедряли технические новинки. Плотность сети мобильной связи в Финляндии – самая высокая в мире. Более 70 % населения имеют сотовые телефоны. По количеству пользователей Интернета она занимает первое место в мире. Начиная с 1990-х годов особый акцент делался на инновациях, установлении национальных приоритетов при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. В то же время подчеркивалось, что рынок сам должен определить победителей. Необходимо учитывать, что ресурсная отрасль может инициировать развитие технологий в других отраслях, что н произошло в Финляндии Подъем машиностроения в 1960—1980-х годах, затем химической промышленности, отраслей электроники и автоматизации был во многом связан с лесной промышленностью. Кроме того, она дала импульс развитию сектора услуг – консультированию, проектному финансированию, исследованиям и разработкам.
В Финляндии традиционно наблюдался высокий уровень инвестиций. В последние 10–15 лет объем инвестиций в научно-исследовательские разработки рос быстрее, чем в других странах ОЭСР. Среднегодовой прирост составлял в ней около 10 %. В то же время доля иностранных инвестиций и технологий оставалась довольно низкой. В основе финского экспорта и специализации се компаний лежат главным образом технологии, разработанные внутри страны. Она является одной из самых конкурентоспособных стран мира благодаря высокому научному и технологическому уровню, высокому уровню образования и быстрой интернационализации.
Опыт Финляндии, как видно, доказывает возможность успешного решения задачи диверсификации структуры экономики при определенных условиях. Однако о его прямом перенесении в Россию не может быть и речи, учитывая различия между двумя странами, прежде всего масштабы экономики. Небольшим странам приходится специализироваться на одном или нескольких секторах из-за отсутствия ресурсов для развития всего спектра промышленности и услуг. Россия же имеет как достаточное количество трудовых и природных ресурсов (может производить широкий ассортимент товаров па экспорт), так и емкий внутренний рынок (может работать по большинству отраслей «сама на себя», снижая зависимость от экспортных поставок). Вместе с тем надо отмстить, что использование опыта других стран по диверсификации экономики вполне приемлемо по ряду направлений, по с учетом особенностей российской экономики.
На предприятиях отечественной
промышленности и в отраслях экономики
в настоящее время
Рассматриваемые вопросы не претендуют на бесспорность. Следует обратить внимание, во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опыта и проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверке русскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий. Субъекты рыночных отношений, на наш взгляд, пока не владеют методами управления набором видов деятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок. Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства.[27]
Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).
Ключевыми факторами в
данном случае являются усиление влияния
научной и инновационной
Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.
Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими.
В диверсификации структуры
экономики исключительная роль отводится
стимулированию и поддержке частной
предпринимательской
Для решения наиболее острых проблем малого бизнеса в ближайшее время необходимо:
– упростить налоговый учет и отчетность. Сложная отчетность приводит к дополнительным издержкам, не оказывая существенного влияния на поступления от налоговых сборов;
– разработать и внедрить упрощенную систему налогообложения для среднего бизнеса (по типу упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, но для предприятий с годовым оборотом до 50 млн. руб. и численностью работающих до 300 человек);
– обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, ценах путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду;
– упростить процедуры оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также все операции с собственностью, используемой в предпринимательских целях.
Для успешного развития постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, необходимо создание условий, обеспечивающих:
– высокий уровень образования в стране;
– динамичную инфраструктуру отрасли связи и распространения информации;
– эффективную инновационную систему, включающую исследовательские центры, университеты и малые фирмы с рисковым капиталом;
– экономический и институциональный режимы, стимулирующие эффективное создание, распространение и использование знаний.
Для выбора подходящего направления, вида диверсификации во второй главе данной работы проведен анализ предприятия ООО «Лидер».
Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» было создано в 2006 году, для осуществления хозяйственной деятельности, для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в услугах, работах, товарах и продукции с целью извлечения прибыли в соответствии с действующим законодательством РФ. Единственным учредителем является Мамчур Ольга Ильинична.
Юридический адрес ООО «Лидер» 674100, Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли, ул. Первомайская,1.
Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц у ООО «Лидер» зарегистрировано 9 видов экономической деятельности. Основным видом деятельности является розничная торговля.
У предприятия 9 торговых точек магазинов смешанных товаров. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Дополнительными видами деятельности являются: лесозаготовки; переработка и консервирование картофеля; распиловка и строгание древесины; розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво; розничная торговля мебелью и товарами для дома; розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой; прочая розничная торговля в специализированных магазинах; деятельность автомобильного грузового транспорта. Также у предприятия имеются 2 смежных огороженных земельных участка, на которых находится офис предприятия, гараж для грузового транспорта в блоке с магазинами, гараж для грузового транспорта(бывшее пожарное депо), 2 отапливаемых склада для продуктов питания, склад для мебели, 3 неотапливаемых склада для стройматериалов и заморозки.
Помещения, в которых располагаются торговые точки, арендуются предприятием как по договору безвозмездного пользования, так и по договору аренды.
ООО «Лидер» имеет самостоятельный баланс; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; нести обязанности; может быть истцом и ответчиком в суде. Также ООО «Лидер» имеет расчетный и валютные счета в Читинском ОСБ 8600, имеет печать, содержащую полное наименование.
Организация руководствуется действующим законодательством РФ, в том числе ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и собственным уставом.
Уставный капитал организации на сегодняшний день составляет 100 000 рублей. Форма собственности – частная.
На предприятии работает 26 человек. Организационная структура ООО «Лидер» представлена на рисунке 2.1.
Генеральный директор (1чел.)
Зам по
хоз.части (1 чел.) менеджер(1 чел.) бухгалтер(1 чел.)
Сторож-) Водитель(2 чел)
истопник(5 чел.)
Рисунок 2.1-Организационная структура предприятия
У предприятия заключены договоры поставки с более чем тридцатью предприятиями оптовой торговли, в том числе с официальными дилерами и дистрибьюторами.
Для общей экономической характеристики предприятия, динамики его развития проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Лидер» в период с 2009 по 2011 гг. Данные представлены в таблице 2.1.
Пересчет показателей в сопоставимые цены производился в ценах 2009 г. Для пересчета были использованы индексы потребительских цен на непродовольственные товары (в 2010 г. – 105%, в 2011 г. – 106,7).[9]
Таблица 2.1
Основные технико-
ООО «Лидер» за 2009-2011 годы
Показатель |
Ед. изм. |
Размер показателя по годам |
Темп роста, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2011 к 2009 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от реализации в текущих ценах |
Тыс. руб. |
35274,21 |
30437,45 |
35002,5 |
86,3 |
115,0 |
99,2 |
Выручка от реализации в сопоставимых ценах |
Тыс. руб. |
35274,21 |
28988,05 |
31242,5 |
82,2 |
107,8 |
88,6 |
Валовой доход |
Тыс. руб. |
12345,9 |
10653,1 |
12250,9 |
86,3 |
114,9 |
99,2 |
Издержки обращения |
тыс. руб. |
4745,4 |
4883,4 |
5139 |
102,9 |
105,2 |
108,3 |
Уровень издержек обращения |
% |
13 |
16 |
15 |
119,3 |
91,5 |
109,1 |
Численность работающих |
чел. |
28 |
26 |
26 |
92,9 |
100 |
92,9 |
Среднемесячная заработная плата, |
руб. |
8316 |
9065 |
9972 |
109 |
110 |
119,9 |
Прибыль от реализации |
Тыс. руб. |
7600,5 |
5769,7 |
7111,9 |
75,9 |
123,3 |
93,6 |
Уровень валового дохода |
% |
35 |
35 |
35 |
100 |
100 |
100 |
Рентабельность продаж |
% |
22 |
19 |
20 |
87,98 |
107,2 |
94,3 |
Информация о работе Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")