Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: разработка направлений диверсификации деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических вопросов связанных с диверсификацией деятельности предприятий, а именно: изучить понятие диверсификации, мотивы побуждающие прибегнуть к диверсификации, изучить существующие классификации видов диверсификации, а также современные методы и направления диверсификации применяемые как в Росси так и за рубежом;
анализ основных результатов хозяйственной деятельности ООО «Лидер», анализ основных фондов, анализ издержек, анализ финансовых результатов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации деятельности 6
1.2 Виды диверсификации 15
1.3 Современные направления диверсификации за рубежом и в России 21
2 Анализ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности ООО «Лидер» 28
2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2.2 Анализ основных фондов предприятия 34
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 38
2.4 SWOT-анализ ООО «Лидер» 42
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 49
3.1 Обоснование вида диверсификации 49
3.2 Анализ рынка и характеристика нового производства 52
3.3 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Файлы: 1 файл

Diplom_Izmaylov_M_M.docx

— 247.09 Кб (Скачать файл)

Практически во всех странах  при диверсификации структуры экономики  правительства осуществляли выбор приоритетных отраслей, в которые и направлялись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов – автомобильная промышленность.

Состав приоритетных отраслей со временем менялся. В Китае на начальном  этапе реформ приоритетными отраслями  были признаны сельское хозяйство, пищевая  промышленность и другие отрасли, производящие предметы потребления, позднее –  машиностроение, производство строительных материалов, автомобильная и химическая промышленность. Во второй половине 1990-х годов приоритетными отраслями были производство микросхем, персональных компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов.[18]

Во внешнеэкономической  сфере, особенно на первых этапах диверсификации, во многих странах применялась политика протекционизма, в том числе высокие  пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспортеров наряду с освобождением от пошлин импортируемых оборудования и технологий. В частности, в Южной Корее па первом этапе осуществлялся контроль за внешнеторговыми операциями, государство субсидировало национальных экспортеров, получавших различные льготы. Только в 1970-е годы эти льготы составили не менее 1/10 ВНП. Одновременно правительство контролировало импорт, установив запретительные пошлины па предметы роскоши.

Интересным примером европейского типа является диверсификация, проведенная в Финляндии. За четыре десятилетия страна прошла путь от экономики, основанной па промышленности, связанной с лесными ресурсами, до экономики, где электроника и лесная отрасли являются одинаково важными для производства и экспорта. Существует ряд причин, по которым Финляндия стала ведущей страной в области информационных и коммуникационных технологий. Прогресс в сфере телекоммуникации в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Возникновению и развитию информационных и коммуникационных технологий способствовали также исследовательская и образовательная системы. Финская инновационная система включает целую сеть крупных и мелких компаний и строится на корпоративном сотрудничестве в области исследований и обучения.

Одной из важных особенностей диверсификации является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Финские потребители и компании активно внедряли технические новинки. Плотность сети мобильной связи в Финляндии – самая высокая в мире. Более 70 % населения имеют сотовые телефоны. По количеству пользователей Интернета она занимает первое место в мире. Начиная с 1990-х годов особый акцент делался на инновациях, установлении национальных приоритетов при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. В то же время подчеркивалось, что рынок сам должен определить победителей. Необходимо учитывать, что ресурсная отрасль может инициировать развитие технологий в других отраслях, что н произошло в Финляндии Подъем машиностроения в 1960—1980-х годах, затем химической промышленности, отраслей электроники и автоматизации был во многом связан с лесной промышленностью. Кроме того, она дала импульс развитию сектора услуг – консультированию, проектному финансированию, исследованиям и разработкам.

В Финляндии традиционно  наблюдался высокий уровень инвестиций. В последние 10–15 лет объем инвестиций в научно-исследовательские разработки рос быстрее, чем в других странах ОЭСР. Среднегодовой прирост составлял в ней около 10 %. В то же время доля иностранных инвестиций и технологий оставалась довольно низкой. В основе финского экспорта и специализации се компаний лежат главным образом технологии, разработанные внутри страны. Она является одной из самых конкурентоспособных стран мира благодаря высокому научному и технологическому уровню, высокому уровню образования и быстрой интернационализации.

Опыт Финляндии, как видно, доказывает возможность успешного решения задачи диверсификации структуры экономики при определенных условиях. Однако о его прямом перенесении в Россию не может быть и речи, учитывая различия между двумя странами, прежде всего масштабы экономики. Небольшим странам приходится специализироваться на одном или нескольких секторах из-за отсутствия ресурсов для развития всего спектра промышленности и услуг. Россия же имеет как достаточное количество трудовых и природных ресурсов (может производить широкий ассортимент товаров па экспорт), так и емкий внутренний рынок (может работать по большинству отраслей «сама на себя», снижая зависимость от экспортных поставок). Вместе с тем надо отмстить, что использование опыта других стран по диверсификации экономики вполне приемлемо по ряду направлений, по с учетом особенностей российской экономики.

На предприятиях отечественной  промышленности и в отраслях экономики  в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России буде наблюдаться не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.

Рассматриваемые вопросы  не претендуют на бесспорность. Следует обратить внимание, во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опыта и проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверке русскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий. Субъекты рыночных отношений, на наш взгляд, пока не владеют методами управления набором видов деятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок. Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства.[27]

Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения  в новую область производства только внутри данной страны («узкая»  диверсификация) до широкого вторжения  в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).

Ключевыми факторами в  данном случае являются усиление влияния  научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.

Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими.

В диверсификации структуры  экономики исключительная роль отводится  стимулированию и поддержке частной  предпринимательской инициативы. Предприятия малого и среднего бизнеса несут в себе огромный инновационный потенциал. По этой причине получили динамичное развитие контрактные отношения между крупным и малым бизнесом, обеспечивающие достижение синергетического эффекта от совместной деятельности. Причем это актуально не только для высокотехнологичных отраслей. Реализация таких контрактных отношений дает положительный эффект во всех отраслях экономики.

Для решения наиболее острых проблем малого бизнеса в ближайшее  время необходимо:

– упростить налоговый учет и отчетность. Сложная отчетность приводит к дополнительным издержкам, не оказывая существенного влияния на поступления от налоговых сборов;

– разработать и внедрить упрощенную систему налогообложения для среднего бизнеса (по типу упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, но для предприятий с годовым оборотом до 50 млн. руб. и численностью работающих до 300 человек);

– обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, ценах путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду;

– упростить процедуры оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также все операции с собственностью, используемой в предпринимательских целях.

Для успешного развития постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, необходимо создание условий, обеспечивающих:

– высокий уровень образования в стране;

– динамичную инфраструктуру отрасли связи и распространения информации;

– эффективную инновационную систему, включающую исследовательские центры, университеты и малые фирмы с рисковым капиталом;

– экономический и институциональный режимы, стимулирующие эффективное создание, распространение и использование знаний.

Для выбора подходящего  направления, вида диверсификации во второй главе данной работы проведен анализ предприятия ООО «Лидер».

 

2 Анализ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности ООО «Лидер»

2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» было создано  в 2006 году,  для осуществления хозяйственной деятельности, для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в услугах, работах, товарах и продукции с целью извлечения прибыли в соответствии с действующим законодательством РФ. Единственным учредителем является Мамчур Ольга Ильинична.

Юридический адрес ООО  «Лидер» 674100, Россия, Забайкальский  край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли, ул. Первомайская,1.

Согласно Выписке из единого государственного реестра  юридических лиц у ООО «Лидер» зарегистрировано 9 видов экономической деятельности. Основным видом деятельности является розничная торговля.

У предприятия 9 торговых точек  магазинов смешанных товаров. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Дополнительными видами деятельности являются: лесозаготовки; переработка и консервирование картофеля; распиловка и строгание древесины; розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво; розничная торговля мебелью и товарами для дома; розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой; прочая розничная торговля в специализированных магазинах; деятельность автомобильного грузового транспорта. Также у предприятия имеются 2 смежных огороженных земельных участка, на которых находится офис предприятия, гараж для грузового транспорта в блоке с магазинами, гараж для грузового транспорта(бывшее пожарное депо), 2 отапливаемых склада для продуктов питания, склад для мебели, 3 неотапливаемых склада для стройматериалов и заморозки.

Помещения, в которых располагаются торговые точки, арендуются предприятием как по договору безвозмездного пользования, так и по договору аренды.

ООО «Лидер» имеет самостоятельный баланс; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; нести обязанности; может быть истцом и ответчиком в суде. Также ООО «Лидер» имеет расчетный и валютные счета в Читинском ОСБ 8600, имеет печать, содержащую полное наименование.

Организация руководствуется  действующим законодательством  РФ, в том числе ФЗ «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  и собственным уставом.

Уставный капитал организации  на сегодняшний день составляет 100 000 рублей. Форма собственности – частная.

На предприятии работает 26 человек. Организационная структура ООО «Лидер» представлена на рисунке 2.1.

Генеральный директор (1чел.)


        Зам по                                       Товаровед-                                   Главный

      хоз.части (1 чел.)                        менеджер(1 чел.)                    бухгалтер(1 чел.)

                                              


 

Сторож-)         Водитель(2 чел)      

истопник(5 чел.)                                                                                        Бухгалтер(1 чел)

 

                                          Продавец(12 чел)  Грузчик(1 чел.)   Сборщик 

                                                                                                     мебели (1чел.)

Рисунок 2.1-Организационная структура предприятия

У предприятия заключены договоры поставки с более чем тридцатью  предприятиями оптовой торговли, в том числе с официальными дилерами и дистрибьюторами.

Для общей экономической  характеристики предприятия, динамики его развития проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Лидер» в период с 2009 по 2011 гг. Данные представлены в таблице 2.1.

Пересчет показателей  в сопоставимые цены производился в  ценах 2009 г. Для пересчета были использованы индексы потребительских цен  на непродовольственные товары (в 2010 г. – 105%, в 2011 г. – 106,7).[9]

 

Таблица 2.1

Основные технико-экономические  показатели деятельности

ООО «Лидер» за 2009-2011 годы

Показатель

Ед. изм.

Размер показателя по годам 

Темп роста, %

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

2011 к 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации в текущих ценах

Тыс. руб.

35274,21

30437,45

35002,5

86,3

115,0

99,2

Выручка от реализации  в сопоставимых ценах

Тыс. руб.

35274,21

28988,05

31242,5

82,2

107,8

88,6

Валовой доход

Тыс. руб.

12345,9

10653,1

12250,9

86,3

114,9

99,2

Издержки обращения

тыс. руб.

4745,4

4883,4

5139

102,9

105,2

108,3

Уровень издержек обращения

%

13

16

15

119,3

91,5

109,1

Численность работающих

чел.

28

26

26

92,9

100

92,9

Среднемесячная заработная плата,

руб.

8316

9065

9972

109

110

119,9

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

7600,5

5769,7

7111,9

75,9

123,3

93,6

Уровень валового дохода

%

35

35

35

100

100

100

Рентабельность продаж

%

22

19

20

87,98

107,2

94,3

Информация о работе Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")