Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: разработка направлений диверсификации деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических вопросов связанных с диверсификацией деятельности предприятий, а именно: изучить понятие диверсификации, мотивы побуждающие прибегнуть к диверсификации, изучить существующие классификации видов диверсификации, а также современные методы и направления диверсификации применяемые как в Росси так и за рубежом;
анализ основных результатов хозяйственной деятельности ООО «Лидер», анализ основных фондов, анализ издержек, анализ финансовых результатов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации деятельности 6
1.2 Виды диверсификации 15
1.3 Современные направления диверсификации за рубежом и в России 21
2 Анализ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности ООО «Лидер» 28
2.1 Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2.2 Анализ основных фондов предприятия 34
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 38
2.4 SWOT-анализ ООО «Лидер» 42
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ 49
3.1 Обоснование вида диверсификации 49
3.2 Анализ рынка и характеристика нового производства 52
3.3 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Файлы: 1 файл

Diplom_Izmaylov_M_M.docx

— 247.09 Кб (Скачать файл)

В целях создания условий  для обеспечения динамичного  и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации были изданы различные нормативно-правовые акты(такие как Программ социально-экономического развития Российской Федерации) и главной целью совокупности этих актов стало достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований.

Для достижения указанных  целей необходимо решение следующих  задач:

– диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского  бизнеса в системе

международного разделения труда и кооперации;

– создание условий для  привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

– использование механизмов многостороннего сотрудничества для  либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Достижению указанных  целей будут способствовать завершение процесса присоединения Российской Федерации к многосторонней системе  регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, гармонизация российского законодательства с международными нормами и правилами.

Суть стратегии диверсификации производства заключается в обеспечении  стратегической стабильности деятельности компании и уменьшении ее зависимости  от меняющейся конъюнктуры рынка.

По мнению автора книги  «Диверсификация деятельности предприятия» Е. Г. Жулиной, можно выделить ряд причин диверсификации:

   – увеличение  степени риска, связанного с  усилением конкуренции на рынке,  что сказывается на финансовом  положении в течение определенного  времени;

   – наличие свободных  оборотных средств и неполная  загрузка производственных мощностей;

   – падение рентабельности  основного производства;

   – стремление  к росту масштаба производства (расширение бизнеса).

Таким образом, основными задачами диверсификации являются следующие:

   – сделать компанию  растущей, т. е. улучшить модель  роста компании;

   – укрепить стабильность  компании, несмотря на наличие  случайностей, имеющих неблагоприятные  для компании последствия (снижение  рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности)

В основе диверсификации, прежде всего, лежат экономические выгоды для предприятий, проявляющиеся, в  частности, в ослаблении воздействия  кризисных факторов, таких как  усиление конкуренции, глобализация экономики, падение рентабельности основного вида бизнеса и т. д. и смягчении их последствий. Преимущества диверсифицированного производства дают возможность фирме достигать цели, недоступные фирмам, выпускающим однородную продукцию, которые схематично можно изобразить следующим образом (см.рис. 1.1):

Важность определения  цели диверсификации заключается в  том, что она является основой управления этим процессом и помогает фирме определить главный способ повышения эффективности организации. Процесс целеполагания в каждой отрасли и на каждом предприятии происходит в некоторых фиксированных условиях, которые могут существенно различаться. Приведем фрагмент опроса руководителей 227 американских и 255 японских фирм, осуществленного журналом «Top-Manager» № 32 (14) от 13.07.02. Результаты опроса определили приоритеты целей по условной шкале баллов (пятибалльная шкала) следующим образом: (фирмы США / фирмы Японии):

Выравнивание  денежных потоков


Смягчение последствий экономических кризисов


Уменьшение  рисков бизнеса



 

 

 


Обмен технологиями


Снижение  издержек


Экономические преимущества диверсификации



 


 


Усиление  конкурентных позиций


Снижение  зависимости от конъюнктуры рынка


                                                               


Улучшение финансовых результатов предприятия



 

 

 

 

 

Рис.1.1-Экономические преимущества диверсификации

  • норма прибыли на инвестиции – 2,43 / 1,24;
  • прибыль на акцию – 1,4 / 0,02;
  • увеличение рыночной доли – 0,73 / 1,43;
  • увеличение доли новых продуктов – 0,21 / 1,06.
  • Баллы выставлены исходя из принципа приоритетности целей для руководства исследуемых компаний. Этот пример доказывает, что для большинства компаний основной целью является все-таки рост нормы прибыли, а использование стратегии диверсификации как раз и ведет к достижению поставленной цели.
  • Результатом анализа экономической литературы и обобщения исследований отечественной и зарубежной науки стала возможность упорядочить мотивы и цели диверсификации деятельности.
  • Предпосылки диверсификации:
  • Неравномерное развитие отраслей экономики
  • Падение нормы прибыли в традиционном производстве(виде деятельности)
  • Развитие научно-технического потенциала
  • Мотивы диверсификации.
  • Мотивы диверсификации условно можно разделить на 5 групп:
  • Технико-технологические
  • Экономические
  • Финансовые
  • Социальные
  • Стратегические

Подробно эти  мотивы представлены в табл.1.1

Цели диверсификации:

  • Рост компании
  • Снижение рисков
  • Создание конкурентных преимуществ
  • Увеличение рентабельности
  • Социальные цели

Данная классификация  показывает, что диверсификация развивается  на принципах кооперации различных видов труда. Чем больше развивается разделение труда и специализация производства, тем многограннее возможности фирмы в процессе объединения различных видов и сфер предпринимательства. Проведение стратегии диверсификации в каждой конкретной фирме может быть оправданным, прежде всего, распределением риска между различными видами деятельности. Здесь необходимо также отметить, что эффективность внедрения данной стратегии может быть обусловлена достаточной величиной первоначального капитала.[23]

Таблица 1.1

Мотивы диверсификации

Технико-технологически

Экономические

Финансовые

Социальные

Стратегические

  • елание более полно загрузить производственные возможности и сохранить производственный потенциал;
  • Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий;
  • Избыточность и неполное использование ресурсов;
  • Избыточность капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых приложений капитала;
  • Расширение доли рынка, завоевание новых рынков;
  • Получение синергического эффекта;
  • Экономия на масштабах производства;
  • Распределение рисков между большим объемом производства;
  • Финансовая несостоятельность
  • Сохранение рабочих кадров;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Удовлетворение иных потребностей;
  • Изменение системы менеджмента и мотиваций
  • Адаптация к изменениям конъюнктуры;
  • Страхование производства;
  • Антимонопольное законодательство;
  • Слияние и поглощение;

Проникновение в новое  дело может преследовать одну или  несколько целей, достижение которых  обеспечивается одним или несколькими  направлениями диверсификации. Отсюда следует, что главная цель диверсификации производства – это создание условий стабильного и эффективного социально-экономического развития компании, которое трансформируется в конкретные цели структурной политики, такие как:

  • рост масштаба/размера фирмы;
  • повышение рентабельности;
  • сбалансированность стратегического набора фирмы;
  • обеспечение финансовой устойчивости компании.

Таким образом, можно сделать  вывод, что диверсификация создает  предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на данном предприятии, ведет к оптимизации и повышению конкурентоспособности бизнеса, а также к его финансовой устойчивости.

Диверсифицированные фирмы  превратились в один из основных институтов современной рыночной экономики. Дополнительными  источниками роста эффективности использования ресурсов по сравнению с источниками узкоспециализированных фирм здесь являются:

  • синергия, т. е. эффект взаимодействия различных продуктовых подразделений предприятия и совместное использование ресурсов;
  • возможность оптимального сочетания производимой продукции и обслуживаемых ею рынков с учетом динамики спроса и степени новизны продукции.

Стратегия диверсификации преследует 5 основных групп целей.

Рост компании. В случае если рынок основной продукции из-за насыщенности и высокой конкуренции  становится непривлекательным, принимается решение о входе в другую область деятельности с целью роста компании.

Снижение рисков. Наряду с ростом компании дальнейшей целью  диверсификации является снижение риска. Риск деятельности специализированной компании может уменьшиться, если она диверсифицируется в области, мало связанные с основной. Так, если основная продукция компании сильно подвержена сезонности или конъюнктурным спадам, выход на новые рынки представляет возможности для сглаживания возможных спадов.[16]

Увеличение рентабельности. С помощью стратегии диверсификации часто достигается такая цель, как увеличение рентабельности деятельности предприятия. Рентабельность зависит в особенности от того, насколько эффективно используются ресурсы предприятия. Неэффективно вложенные или имеющиеся в избытки материальные и нематериальные ресурсы в результате диверсификации могут использоваться более эффективно. Диверсификация может также позволить предприятиям загрузить недозагруженные производственные мощности и соответственно увеличить рентабельность связанного с этим капитала. 

Социальные цели. Социальные цели диверсификации служат сохранению рабочих мест в случае, если продукция основного производства не будет пользоваться спросом.

В последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники в  связи с демонополизацией экономики, конверсией военно-промышленного комплекса, созданием предпосылок конкуренции. Все чащи как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью роста компаний. Зачастую решения и диверсификации деятельности принимают интуитивно, не оценивая при этом новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влияние на основную деятельность. Поэтому следует рассмотреть существующие виды диверсификации.[26]

1.2 Виды диверсификации

Обычно разделяют связанную  и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной (рис. 1.2).

Связанная диверсификация означает развитие продуктов или  рынков, связанных с основным профилем деятельности компании. Различают следующие три формы связанной диверсификации:

  •   диверсификация в поставки, означает развитие деятельности, обеспечивающей входные потоки в компанию (например, производство заготовок, оборудования и т. п.);
  •   диверсификация в продвижение, относится к развитию деятельности, связанной с выходными потоками (например, транспорт, доставка, ремонт, обслуживание);
  •   горизонтальная диверсификация, предполагающая развитие продуктов-заменителей либо продуктов, дополняющих уже производимый ряд. Несвязанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, не связанных с основной деятельностью компании.

 

 

Диверсификация


 



Горизонтальная


Расширение спектра продуктов


Географическое расширение


Прямая


Обратная


Вертикальная 


Несвязанная


Связанная



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок1.2-Виды диверсификации

Возможные преимущества:

  • использование избыточной наличности или доходов;
  • использование незагруженных мощностей и других ресурсов;
  • избавление от существующего бизнеса;
  • распределение рисков.

Информация о работе Диверсификация деятельности предприятия (на примере ООО "Лидер")