Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………
Особое место в характеристике ассортимента товаров занимают товары комплексного спроса. К ним относятся товары различных товарных групп и отраслей, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса отдельных групп населения, к примеру: «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для отдыха», «Товары для охоты» и т.д.
В процессе формирования ассортимента важно учитывать специфику сезонности спроса. Тщательный учет этого вида спроса позволяет получать дополнительные объемы продаж. При этом, важное значение имеет оперативное и тактическое управление товарными запасами с учетом сезонных колебаний спроса.
Торговая классификация товаров помогает систематизировать подход к формированию ассортимента, обеспечивает возможность учета специфических особенностей отдельных товаров и товарных групп при их реализации. На основе знаний товароведной и торговой классификации ассортимента осуществляется коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле.
Ассортимент товаров характеризуется определенной совокупностью свойств и показателей.
Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. [15]
Состав свойств и показателей ассортимента включает: широту, полноту, устойчивость, новизну, структуру, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность. Они могут быть действительными и базовыми. Их содержание приведено в табл. 1.
Таблица 1
Состав свойств и показателей ассортимента товаров
Наименование свойств и |
Определение свойств и показателей |
Широта ассортимента |
Количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп |
Глубина ассортимента |
Количество видов и |
Полнота ассортимента |
Способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности |
Устойчивость ассортимента |
Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары |
Новизна (обновление) ассортимента |
Способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров |
Структура ассортимента |
Удельная доля каждого вида и/или наименования товара в общем объеме |
Ассортиментный минимум (перечень) |
Минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничный торговой организации (утверждается органами местного самоуправления) |
Рациональность ассортимента |
Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребления |
Гармоничность ассортимента |
Свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости но обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования |
Структура ассортимента - это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине.
Различают понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров магазина.
Под макроструктурой понимают соотношение между группами товаров в общем ассортименте, а под микроструктурой - соотношение видов и разновидностей в каждой товарной группе.
В поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню.
Устойчивость (стабильность) ассортимента - это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
Торговый ассортимент должен не только отвечать требованиям наиболее полного удовлетворения спроса, но и активно воздействовать на него в целях формирования разумных потребностей и эстетических вкусов населения.
Поэтому, важное значение имеет введение в ассортимент магазина новых товаров, представленных товаропроизводителями, которые отвечают не только запросам покупателей, но и формируют их спрос. Это особенно важно в отношении экологически чистых и полезных для здоровья отечественных товаров. В этом случае речь идет об обновляемости ассортимента.
Обновляемость ассортимента - пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия. Приемлемым является обновление до 10 % торгового ассортимента магазина в год. [19]
Особое место среди
показателей состояния
Следует отметить, что положительная оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке.
Формирование ассортимента товаров – это процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.
В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
- объема товарооборота магазина;
- размера торговой площади;
- технической оснащенности;
- условий товароснабжения.
На процесс формирования
ассортимента товаров существенное
влияние оказывают общие (не зависящие
от конкретных условий работы того
или иного торгового
Общие - это факторы определяющие спрос населения. К ним относятся:
1) социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности, социальное обеспечение населения);
2) экономические (развитие производства товаров, уровень доходов и источники их образования, уровень розничных цен на товары, развитие экономики района деятельности и др.);
3) демографические (численность и состав населения, количество и структура семей, профессиональный состав населения и др.);
4) природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат, природные ресурсы и др.);
5) национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (трансакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами.
К специфическим факторам, оказывающим влияние па построение ассортимента товаров, в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (прежде всего - наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.
2. Среда функционирования Порецкого райпо
Порецкое районное потребительское общество – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Порецкое райпо осуществляет свою деятельность на территории Порецкого района Чувашской республики. Порецкий район граничит с Алатырским, Шумерлинским районами, с республикой Мордовия, Нижегородской областью. Через территорию Порецкого района проходит центральная автотрасса М-110. Численность населения Порецкого района составляет 17554 человека.
Администрация правления райпо расположена по адресу: 429020, Чувашия Республика Порецкий район, с. Порецкое улица Ульянова дом 24.
Потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, имеющий самостоятельный баланс, расчетные валютные и рублевые банковские счета, печать с фирменным наименованием, бланки, штампы, эмблему и другие реквизиты.
Взаимоотношения Порецкого райпо с Чувашпотребсоюзом, в состав которого оно входит, с другими потребительскими обществами, а также с иными организациями и предприятиями строятся на основе Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», Устава райпо, устава Чувашпотребсоюза, а также договоров между ними. Взаимоотношения с органами исполнительной власти местного самоуправления определяются соглашениями.
Учредительными документами
потребительского общества являются Устав,
а также Свидетельство о
Основными правовыми документами, регламентирующие его деятельность являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс РФ, Устав, федеральные законы «О коммерческой тайне», «О сертификации, стандартизации и метрологии», Концепция развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года. [2]
Правление райпо является исполнительным органом, который назначается советом райпо. Председатель правления райпо без доверенности действует от имени райпо, дает распоряжения и указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками райпо.
Порецкое райпо - многоотраслевое хозяйство, занимающееся различными видами деятельности, основными из которых являются торговля, общественное питание, производство, бытовое обслуживание населения.
Торговое обслуживание населения потребительское общество осуществляет через 44 магазина, торговой площадью 3639 кв. м. (см. приложение 2). Имеются 10 предприятий общественного питания, в том числе 4 буфета, 6 кафе (посадочных мест-450).
Таблица 2
Доля розничого товарооборота райпо в обороте Порецкого района за 2010-2011 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) | |
2010 |
2011 | ||
ОРТ района, тыс. руб. |
138813,0 |
148800,1 |
+9987,1 |
ОРТ Райпо, тыс. руб. |
92331 |
108624,1 |
+16293,1 |
Доля Райпо на рынке района, % |
69 |
73 |
+4 |
Это говорит о том, что райпо занимает твердые позиции на региональном рынке. Именно на организации потребительской кооперации ложиться ведущая роль в формировании местного бюджета района, организации рабочих мест и обеспечении населения денежными доходами.
В Порецком райпо имеется большой потенциал для наиболее эффективной работы предприятия, но также есть и факторы, препятствующие этому.
Проведение SWOT - анализа позволяет охарактеризовать положение, в котором находиться райпо; выявить группы факторов, на которые необходимо обратить внимание руководства.
Сильные стороны Порецкого райпо: торговля; общественное питание, производство собственной продукции; наличие эффективной ассортиментной стратегии; хорошая репутация, сложившаяся у предприятия в глазах покупателей, поставщиков; высокое качество предоставляемых услуг и др.
Слабые стороны: заготовительная деятельность; производство кулинарных изделий; промышленное производство; производство сельхозпродукции; высокие издержки обращения; большие товарные запасы.
Возможности: эффективное использование земли; внедрение новых форм и методов технического оснащения; более широкое применение придорожного сервиса; оптимизация заключения договоров на земельные участки; качественное обновление и содержание всех уровней образования; способность обслужить дополнительные группы покупателей или выйти на новые сегменты рынка.
Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли