Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли).doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, из всего  вышеперечисленного можно сделать  следующие выводы. В первую очередь  необходимо обратить на группы с малой  глубиной: сахар, мед, грибы, плоды, овощи. Руководству райпо следует обратить внимание на данные товарные группы и разнообразить их ассортимент. Наиболее широким ассортиментом в райпо представлены ассортиментные группы «молоко и молочные товары» (8), «зерномучные» (7), «кондитерские» (6), «вкусовые» (6) и «рыба и рыбные товары» (5).

Самым насыщенным является ассортимент вкусовых товаров (136 марок и наименований), не менее насыщены ассортименты кондитерских (94) и зерномучных (68) товаров. Глубоким является ассортимент кондитерских товаров, представленный 102 разновидностями продуктов, молочных товаров (165 варианта исполнения), вкусовых товаров (209).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Направления повышения  эффективности формирования ассортимента  товаров и услуг на предприятиях  розничной торговли

При изучении организационно-экономической характеристики Порецкого райпо, а также состояния его коммерческой деятельности по формированию ассортимента продовольственных товаров, выявились положительные и отрицательные результаты.

Положительные результаты: стабильное социально-экономическое  состояние, вырос товарооборот, прибыль  райпо, увеличивается численность обслуживаемого населения, степень охвата товарооборотом денежных доходов населения и др.

Отрицательные результаты: сверхнормативные товарные запасы, замедление товарооборачиваемости, изучение покупательского спроса не на должном уровне.

Для повышения  эффективности коммерческой деятельности Порецкого райпо необходимо постоянно следить за состоянием рынка (его конъюнктуры, потребителя, конкурентов); необходимо производить мониторинг рынка и на основе полученных результатов принимать решения о том, в каких продуктах нуждается потребитель, и только после этого заключать договора.

Необходимо  внедрить прогрессивные методы продажи  при реализации продукции. Метод  самообслуживания позволит увеличить  доступ покупателей, что должно, в  свою очередь, повлиять на увеличение объемов продаж, в принципе сейчас данный метод активно используется магазином.

Порецкого райпо должно постоянно стремиться к увеличению количества потенциальных покупателей, проводя рекламную компанию или распродажу, участвовать в районных ярмарках, что зачастую приводит к увеличению спроса на товар.

В целях своевременного наличия приоритетов и эффективной  стратегии, в наибольшей степени  соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и основанной на сильных сторонах деятельности предприятия, любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества (превосходства) на рынке. Такой анализ как процесс выявления сильных и слабых сторон, как своей коммерческой деятельности, так и деятельности предприятий - конкурентов, дает возможность избежать конфликтов в процессе взаимодействия конкурентов и более эффективно планировать и использовать свои силы и ресурсы.

Для повышения  эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия необходимо создание системы управления конкурентоспособностью закупаемых и реализуемых товаров.

Для оптимизации товарных запасов необходимо проводить их планирование. Формирование ассортиментной политики товарных запасов  основная задача управления торговлей, оптимальное решение которой позволит торговой организации стимулировать покупательский спрос, привлечь и удержать покупателя.

Ассортимент товаров  основывается, прежде всего, на предпочтениях  покупателя, а также психологических  и поведенческих характеристик покупателя, поэтому первым этапом планирования ассортимента является тщательный анализ всех влияющих на покупательский спрос факторов, должны оцениваться все составляющие экономического обоснования планируемых изменений. Например, одними из направлений увеличения розничного товарооборота в области ассортиментной политики является сочетание следующих направлений и принципов:

· принцип  покупки «все в одном магазине»;

· принцип  разнообразия видов одной группы товаров, например, различные сорта  колбас;

· сочетание таких видов товаров как продукты питания и промышленные товары первой необходимости;

· наличие  сопутствующих товаров, например пресса, открытки, элементы питания, основанных на принципе «спонтанности покупок»;

· создание дополнительных мини-цехов при розничных магазинах по производству кондитерских изделий и выпечки других продуктов из теста, салатов, мясных и рыбных полуфабрикатов и уже готовых к употреблению продуктов из мяса, рыбы, птицы, пельменные цеха и так далее.

Залогом успеха является совокупность не только ассортиментных характеристик товаров, но и механизм ценообразования, реклама, а самое главное качество обслуживания и разнообразие сопутствующих сервисных услуг от заказов на определенные виды товаров до доставки товаров «на дом» покупателю.

Выделяют  следующие способы управления товарными запасами:

· система с фиксированным  объёмом поставок (заказа),

· система с фиксированным  интервалом времени между поставками (заказами).

Система с  фиксированным объемом поставок на первых этапах формируется с некоторой величиной товарных излишек, что позволяет со временем откорректировать объем заказа в зависимости от объема продаж, отрегулировав тем самым баланс запасов и потребления и сохраняя как минимум три уровня.

Что же касается показателей оборачиваемости, то следует отметить, что торговое предприятие должно постоянно стремиться к ее ускорению. В этом случае увеличение скорости реализации нерентабельных или низкорентабельных товаров может обеспечить получение некоторой прибыли за счет снижения затрат на их хранение и реализацию.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, подведя  итог можно отметить следующее:

1. Торговый ассортимент  – перечень товаров, подобранных  для реализации в розничной  торговой сети. Он включает сотни  тысяч наименований и разновидностей  товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

2. Формирование ассортимента  – это процесс определения  набора товарных групп, видов  и разновидностей, наиболее предпочтительного  для успешной работы на рынке  и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

3. Формирование ассортимента  осуществляется постоянно во  всех звеньях товародвижения  – от производства до потребления.  В каждом из них ассортимент  товаров различен. При этом торговый  ассортимент в конечном звене товародвижения – магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.

4. Розничная торговля является завершающим звеном процесса продвижения товара от производителей до потребителей и отражает все противоречия, успехи и недостатки экономических методов регулирования экономики предприятия и государства.

5. Порецкое райпо является структурной единицей потребительской кооперации и обслуживает в основном сельское население.

6. Основная цель создания Общества - удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.

7.  Основными задачами общества являются:

·   организация оптовой и розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия), общественного питания;

·  закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов и другое;

·  производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров;

·   оказание платных услуг населению;

·   организация рынков для торговли товарами;

· осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Чувашия.

8. Количество всех  работников райпо за анализируемый  период имело тенденцию к уменьшению.

9. В Порецком райпо  работают руководители и специалисты  преимущественно с высшим образованием.

10. Увеличились за анализируемый период количество и торговая площадь продовольственных магазинов, что свидетельствует о повышении спроса у населения на продовольственные товары.

11. Отрицательным результатом деятельности райпо является то, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился удельный вес населения, обслуживаемого Порецким райпо.

12. За анализируемый период наблюдалось увеличение темпов роста по всем продовольственным и непродовольственным товарам, однако их удельный вес по некоторым позициям уменьшился, так: уменьшение спроса в структуре продовольственных товаров в 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло на следующие товары: консервы, в т. ч. мясные, рыбные, овощные, фруктово-ягодные; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; алкогольные напитки.

13. Уменьшение спроса в структуре непродовольственных товаров за анализируемый период  произошло по следующим товарным группам: табачные изделия и махоpка.

14. Среди  продовольственных товаров большое увеличение спроса за два года произошло на сахар. Среди непродовольственных товаров можно выделить увеличение спроса за анализируемый период на посуду.

15. Из всех товарных групп только запасы крупы фактически соответствуют нормативу, все остальные товарные запасы имеют отклонения от нормативных значений в несколько дней.

16. Количество разновидностей товаров и товарных групп  изменяется в зависимости от площади магазинов и численности населения, проживающего на их территории, а коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента изменяются в зависимости от соответствия фактического наличия разновидностей товаров по данным контрольных проверок и количества товаров, предусмотренного ассортиментным перечнем.

17. В результате проведенного анализа, можно выделить товарные позиции, которые пользуются наибольшим спросом в магазинах Порецкого райпо: вино, водка и ликеро-водочные изделия, колбасные изделия и копчености, молоко и молочная продукция, мясо и птица, табачные изделия и строительные материалы, электротовары. Следовательно, необходимо увеличивать количество и ассортимент данных товаров, а также соблюдать ряд других принципов формирования ассортимента, таких как:

- комплексное удовлетворение  спроса населения;

- соответствие ассортимента  характеру предъявляемого спроса  и обеспечение достаточной глубины, широты, устойчивости ассортимента.

18. Необходимо систематически контролировать полноту, устойчивость ассортимента, своевременно завозить в магазины товары отсутствующие в продаже и пользующиеся спросом.

19. Для определения товарных групп, по которым должно произойти расширение либо сокращение ассортимента Порецкому райпо необходимо выделить и проанализировать следующие факторы:

- изменения, происходящие  в товарном ассортименте организаций-конкурентов,  реализующих аналогичную продукцию,  которые также работают над оптимизацией товарной номенклатуры, обновление товарного ассортимента;

- изменения спроса  на реализуемые фирмой товары, требующие четкого руководства  деятельностью организации и  разработки соответствующих мер  ассортиментной политики, которые бы позволили противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;

- желание и предпочтение  покупателей, закупать большое  число наименований продукции  у одного предприятия, что обеспечивает  им надежность, привычность деловых контактов, экономию времени при переговорах.

20. Для увеличения спроса на предлагаемую продукцию Порецкому райпо необходимо выполнить ряд следующих маркетинговых мероприятий:

- проведение коммерческой  службой исследований рынка с  целью выявления возможностей расширения занимаемой доли;

- разработка плана  маркетинговых мероприятий по  расширению занимаемой доли;

- выполнение плана  маркетинговых мероприятий;

- активизация рекламно-информационной  активности.

21. Для повышения эффективности коммерческой деятельности Порецкого райпо необходимо постоянно следить за состоянием рынка (его конъюнктуры, потребителя, конкурентов); необходимо производить мониторинг рынка и на основе полученных результатов принимать решения о том, в каких продуктах нуждается потребитель, и только после этого заключать договора.

22. Такие группы, как, например, соль, консервы мясные, чай, кофе, маргариновая продукция и др. товары с наименьшим объемом реализации нуждаются в развитии. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку

23. На основании анализа можно выделить явных лидеров продаж непродовольственных товаров – это табачные изделия и махорка, строительные материалы. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком. Также можно порекомендовать увеличение количества разновидностей данных товарных групп, так как они пользуются наибольшим спросом у населения.

24. Товары групп АХ  и ВХ (вино, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба и морепродукты) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие данных товаров, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли