Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли).doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Проведение сезонных акций и снижение цен на определенные виды товаров, также окажут влияние  на товарооборот  организации.

Для совершенствования  коммерческой работы по формированию торгового ассортимента, изначально необходимо сформировать ассортиментную концепцию. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы реализовать товары с максимально низкими расходами.  

 Ассортимент должен обеспечивать систематический рост товарооборота, а структура ассортимента – получение нужного размера прибыли и рентабельной работы. 

 Среди путей совершенствования  работы по формированию ассортимента  также можно выделить следующее:

- повышения квалификации и уровня образования работников райпо, связанных с коммерческой деятельностью и формированием ассортимента;

- расширять торговую  сеть за счёт открытия современных  магазинов.

- снижать уровень расходов, что в свою очередь повлияет  на рост дохода и прибыли.

- более тщательное  изучение спроса покупателей  и факторов формирующих торговый  ассортимент магазинов, а также  покупательскую способность населения.

- заключать более выгодные  договора на поставку товаров  в райпо. С помощью уменьшения  транспортных затрат, внедрение нового энергосберегающего оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оценка эффективности  формирования торгового ассортимента в Порецком райпо

 

Ассортимент райпо можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров. Наличие сопутствующего ассортимента дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет в глазах покупателя, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте.

Принцип формирования товарного  ассортимента в магазине - функциональный, то есть он призван удовлетворять  потребности людей, прежде всего, в  продуктах питания. Товарный ассортимент райпо является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).

Номенклатура райпо включает в себя продукцию пятнадцати ассортиментных групп: кондитерские изделия; рыба и морепродукты; мясо и мясные товары; молоко и кисломолочные товары; пищевые жиры; яйца; сахар; мед; вкусовые товары; свежие плоды; свежие овощи; переработанные плоды и овощи; зерномучные товары; грибы; детское питание.

Таким образом, количественно  широта номенклатуры райпо равна 15.

Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения 359. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) райпо определяется делением общего количества продукции (359) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняя товарная линейка супермаркета охватывает 23 позицию.

Глубину номенклатуры можно  определить исходя из количества вариантов  исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. Например, сметана продается различной жирности (15%; 20%; 25%), в двух упаковках (пакетах и пластиковых коробках) и в двух расфасовках (по 0,25 л. и по 0,5 л.), значит, глубина номенклатуры сметаны равна 3*2*2=12. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки, жирность, масса, форма продукта, вид обработки, наличие наполнителей или добавок, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы. Глубина номенклатуры райпо составила 692.

Ассортиментные группы продукции райпо являются гармоничными, так как включают товары широкого потребления (продукты питания), проходящие через один и тот же канал сбыта и обладающие схожими функциями для покупателей. Под гармоничностью номенклатуры и ассортимента подразумевают степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, функций.

В целях более глубокого  и подробного изучения товарного  ассортимента райпо каждая из 15 ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками.

Ассортиментная группа «молоко и кисломолочные продукты»  разделена на восемь ассортиментных подгрупп: молоко, сливки, кисломолочные продукты, сметана, творог и творожные продукты, сыры, молочные консервы, мороженое, сгущенные изделия. Таким образом, широта ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов. Глубина рассчитывалась способом, рассмотренным выше.

Широта, насыщенность и  глубина ассортиментной группы «молоко  и кисломолочные продукты:

1) молоко коровье 22;

2) сливки 2;

3) кисломолочные продукты 12;

4) сметана 4;

5) творог и творожные продукты 6;

6) мороженое 8;

7) сыры 27;

8) молочные консервы  сгущенные 3;

Как показал анализ, насыщенность ассортиментной группы «молоко и  кисломолочные продукты» равна 38. Наиболее насыщенным является ассортимент  сыров - 27 торговых марок, наименее насыщен ассортимент сгущенных молочных консервов - 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент сыров, то есть покупатель реально может выбрать сыры по своему вкусу и требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки и сметану. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить их.

Достаточно глубокий, способный удовлетворить потребности  покупателя, ассортимент молока и  мороженого. Таким образом, глубина  ассортиментной группы «молоко и  кисломолочные продукты» составила 84.

Вторая ассортиментная группа «рыба и морепродукты»  представлена в супермаркете 5 ассортиментными  подгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбные морепродукты. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна пяти. Насыщенность группы составляет 28 торговых марок и видов, глубина 48 вариантов исполнения рыбных товаров.

Широта, насыщенность и  глубина ассортиментной группы «рыба  и морепродукты»:

1) рыба 5 торговых марок – 8 разновидностей продукта;

2) рыбные консервы 7 торговых марок – 6 разновидностей продукта;

3) рыбные пресервы 8 торговых марок – 12 разновидностей продукта;

4) икра рыб 3 торговых марок – 10 разновидностей продукта;

5) нерыбные морепродукты 5 торговых марок – 12 разновидностей продукта.

Анализируя данные можно  сказать, что самым насыщенным в  этой ассортиментной группе является ассортимент рыбных пресервов, который  представлен 8 торговыми марками  в разном исполнении, так как он является и самым глубоким (12 разновидностей продукта), а также ассортимент рыбных консервов (7 марок). Наименее насыщенным является ассортимент икры рыб (всего 3 марки этого продукта). Этот факт объясняется тем, что данный продукт является деликатесом и имеет достаточно высокую цену, также необходимо учесть, что основным сегментом покупателей райпо являются женщины со средним уровнем доходов, которые либо не употребляют икру, либо употребляют не часто.

Следовательно, ассортимент  данной подгруппы не является таким  насыщенным. Но, несмотря на малую насыщенность ассортимент икры рыб достаточно глубокий (12) по сравнению с другими ассортиментными подгруппами. Нерыбные морепродукты (креветки, осьминоги, крабы) представлены 5 торговыми марками, а глубина составляет 12 разновидностей. Так как в последнее время у потребителей все большую популярность приобретают разного рода деликатесы, данный ассортимент вполне способен удовлетворить потребности покупателей.

Следующая ассортиментная группа «яйца» представлена характерным  для данной группы нешироким ассортиментом - яйца куриные и яйца перепелиные. Насыщенность маленькая. Глубина данной ассортиментной группы равна 3, то есть в продаже имеются яйца 1, 2 категорий. Нет в продаже яичных продуктов. Но в целом ассортимент яиц способен удовлетворить потребности покупателей, так как производитель местный, значит продукт всегда свежий. Кроме того, реализуются востребованные категории яиц.

Ассортиментная группа «пищевые жиры» разделена на четыре ассортиментных подгруппы: растительные масла, масло коровье, маргарин, майонез.

В целом насыщенность ассортиментной группы «пищевые жиры» равна 44, а глубина - 60. Наиболее насыщенным является ассортимент растительного масла - 21 торговая марка, а менее насыщенным - масло коровье (только лишь 4 марки). Также достаточно насыщен ассортимент майонеза (12), то есть покупатель может выбрать данный продукт по своим требованиям и предпочтениям к той или иной марке. Наиболее глубокий ассортимент майонеза (28), то есть майонез предложен различной жирности (от слабокалорийного до повышенной жирности) и различной массы, что дает возможность покупателям приобретать данный продукт в нужном количестве и той жирности, какой они желают купить. Относительно неглубокий ассортимент растительного масла и маргарина (по 7 разновидностей у каждой подгруппы).

Ассортиментная группа «сахар» имеет насыщенность, состоящую из двух видов: сахар-песок и сахар-рафинад. То есть данная ассортиментная группа является насыщенной. Глубина составляет 4 разновидности данного продукта.

Насыщенность и глубина  ассортиментной группы «сахар»:

1) сахар-песок 1;

2) сахар-рафинад 3;

Следующая ассортиментная группа «кондитерские товары» имеет  широту 6 ассортиментных подгрупп.

Широта, насыщенность и  глубина кондитерских товаров:

1) фруктово-ягодные изделия 7 - 6;

2) карамель 5 - 6;

3) шоколад и какао-порошок 8 - 12;

4) мучные изделия 36 - 109;

5) конфеты 36 - 63;

6) халва 2 -10.

В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 94 торговые марки, а глубина - 206. Среди  перечисленного, самый насыщенный и  разнообразный ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет. Покупателю предлагается разнообразный и широкий выбор данных товаров. Наименее насыщенный ассортимент халвы и восточных сладостей.

Ассортиментная группа «зерномучные товары» включает в  себя семь ассортиментных подгрупп: крупы, мука, хлеб, булочные изделия, макаронные изделия, бараночные изделия, сухарные изделия. То есть, широта данной ассортиментной группы равна 7. Насыщенность зерномучных товаров представлена 37 торговыми марками и видами продукта, глубина составляет 85 разновидностей товаров данной ассортиментной группы.

Широта, глубина, насыщенность ассортиментной группы «зерномучные товары»:

1) крупы 16; 28;

2) мука 10; 24;

3) хлеб 3; 5;

4) булочные изделия 6; 24;

5) макаронные изделия 12; 27;

6) бараночные изделия 2; 5;

7) сухарные изделия 1; 2.

В райпо предлагается достаточно глубокий ассортимент булочных изделий, которые поставляются местным производителем, политика которого направлена на обеспечение производства разнообразного ассортимента хлебобулочных изделий. Высокая насыщенность (9 марки) и глубина (16 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента пищевых концентратов быстрого приготовления, которые в связи с ускоряющимся темпом жизни становятся более популярны среди потребителей.

В райпо данный ассортимент разнообразен и способен удовлетворить самого взыскательного покупателя. Не менее насыщены ассортименты макаронных изделий, крупы и муки.

Ассортиментная группа «вкусовые товары» представлена в райпо широтой - 6 ассортиментных подгрупп. Из них самым наиболее насыщенным (58 наименований) является ассортимент алкогольных напитков, представленный водкой, ликерами, настойками, вином. В магазине есть специализированный вино-водочный отдел, где покупателю предлагается большой выбор вина. Насыщенность вкусовых товаров равна 136 наименований и марок, глубина составляет 102 разновидностей. Основные элементы ассортиментных групп и их показатели (широта / насыщенность / глубина):

1) мясо и мясные товары 6; 48; 37;

2) грибы 1; 18; 10;

3) свежие плоды 1; 23; 12;

4) свежие овощи 1; 15; 9;

5) переработанные плоды и овощи 2; 30; 24;

6) детское питание 3; 38; 49;

Наиболее широк ассортимент  мяса и мясных товаров, включающий в  себя мясо разных видов, колбасные изделия, мясные консервы, различные полуфабрикаты.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли