Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли).doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Угрозы: конкуренты; замедление темпов роста рынка; изменение потребностей и вкусов покупателей; неблагоприятные демографические изменения; повышение ставок по кредитам; растущая инфляция.

В организации общественного  питания у Порецкого райпо  нет конкурентов.

Большинство магазинов  выполняют функции приемозаготовительного пункта, осуществляют закупку излишков сельхозпродукции и сырья у населения.

Всего в Порецком райпо поставкой товара занимаются около 100 поставщиков. В этом числе есть и посреднические фирмы и предприятия-изготовители. Некоторые из них поставляют товар одного ассортимента, но разница в их отпускной цене. Поэтому товароведы Порецкого райпо прежде чем заказать товар, узнают точное положение дел на рынке. И после этого, узнав, какой из поставщиков предлагает товар дешевле, делает заявку. Но ориентир идет не только на цену, но и на качество, на скидку от объема закупки и т.д. Характеристика основных поставщиков представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика поставщиков  товаров Порецкого райпо

Наименование организации 

Поставляемые товары

Характеристика деятельности

ООО «Сладкая жизнь» 

Сыры, колбасные изделия, чаи, кофе, крупы, макаронные изделия и др. 

Оптовая база-посредник

ООО «Плес»

Соки и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, крупы, соль, сахар, и др. 

Оптовая база-посредник

ООО «Роско» 

Овощи, фрукты, ягоды, сухофрукты, орехи, масло растительное и др. 

Оптовая база-посредник

Агрофирма «Ольдеевская» 

Овощи, грибы

Производитель

ООО «Океан»

Вино-водочые изделия, безалкогольные напитки, коктейли

Оптовая база-посредник

ОАО «ЧЛВЗ», ОАО «Марпосадский» «Ядринский»

Ликероводочные изделия

Производитель 

ООО «Вавилон» 

Макаронные изделия

Производитель

ОАО «Акконд» 

Кондитерские изделия, безалкогольные напитки

Производитель 

ОАО «Букет Чувашии» 

Пиво, безалкогольные напитки, минеральная  вода 

Производитель 

ОАО «ТАВ»

Строительные материалы

Оптовая база-посредник

ОАО «Чебоксарский элеватор»

Мука, отруби 

Производитель

ООО «Текстиль» 

Фурнитура

Производитель 

ОАО «Птицефабрика «Лапсарская»

Яйца, мясо птицы

Производитель 

ЧП Мешков

Крупы, сахар, мука

Посредник


 

С каждым из поставщиков  заключается договор на поставку, не зависимо от наименования товара и количества поступления. В договоре рассматриваются такие пункты как: предмет договора, порядок расчетов, условия поставки, качество и количество, условия исполнения договора, ответственность сторон, юридические адреса и реквизиты сторон, прочие усилия.

Оборот розничной торговли в 2011 году по сравнению с предшествующим годом вырос на 9,8 процентов и составил 94001 тыс. руб.

Прежде всего, это произошло  за счет расширения ассортимента реализуемых  товаров, а также - повышения уровня доходов населения. Однако наблюдается снижение удельного веса розничной торговли в совокупном обороте райпо. Это можно объяснить тем, что темпы роста объемов торговой деятельности отстают от темпов роста других отраслей.

 

Таблица 4

Показатели динамики и структуры объема деятельности торгового предприятия за 2010-2011 гг.

Показатели 

Года

Отклонение, (+/-) 

Темп изменения, %

2010

2011

Общий (валовый) объем деятельности, тыс. руб.

в том числе по видам деятельности:

- торговой 

- производственной

- оптовой торговли

- общепита

- заготовительной

131663,6

 

 

 

85586

16634,5

3325,6

7955

18162,5

140352,8

 

 

 

94001

14546,4

5227,7

11608,7

14969

+8689,2

 

 

 

+8415,0

-2088,1

+1902,1

+3653,7

-3193,5

106,6

 

 

 

109,8

87,4

157,2

145,9

80,9

Видовая структура, доля в% к общему объёму деятельности:

- торговой

- производственной

- оптовой торговли

- общепита

- заготовительной

 

 

 

65,0

12,6

2,5

6,1

13,8

 

 

 

67

10,4

3,7

8,3

10,6

 

 

 

+2

-2,2

+1,2

+2,2

-3,2

 

 

 

-

-

-

-

-


 

Таблица 5

Показатели динамики и структуры объема деятельности торгового предприятия за 2010-2011 гг.

Показатели 

Года

Отклонение, (+/-) 

Темп изменения, %

2010

2011

Общий (валовый) объем деятельности, тыс. руб.;

в том числе по видам деятельности:

- торговой

- производственной

- оптовой торговли

- общепита

- заготовительной

140352,8

 

 

 

94001

14546,4

5227,7

11608,7

14969 

153286,7

 

 

 

102140

14932,2

5348,0

15839,4

15027,1

8689,2

 

 

 

8139

+385,8

+120,3

+4230,7

58,1

106,6

 

 

 

108,6

102,6 

102,3 

136,4

100,3

Видовая структура, доля в% к общему объёму деятельности:

- торговой

- производственной

- оптовой торговли

- общепита

- заготовительной

 

 

 

67

10,4

3,7

8,3

10,6

 

 

 

66,6

9,7

3,5

10,3

9,8

 

 

 

-0,4

-0,7

-0,2

+2

-0,8

 

 

 

-

-

-

-

-


 

В 2011 году оборот общепита составил 11608,7 тыс. руб., увеличившись с 2010 годом на 3653,7 тыс. руб.

В Порецком райпо в 2011 году было закуплено сельхозпродукции и сырья на сумму 14969 тыс. руб., что на 19,1 процентов меньше, чем в прошлом году. Доля заготовительного оборота в общем объеме деятельности в 2011 году составила 10,4 процента. В 2011 году оборот оптовой торговли по сравнению с предшествующим годом увеличился на 1902,1 тыс. руб., и составил 5227,7 тыс. руб.

Наряду с другими отраслями  деятельности производственный комплекс райпо за 2011 год снизил объемы производства на 12,6%, и составили 14546 тыс. руб. Особенно активно развивается производство хлеба и хлебобулочных изделий. Таким образом, можно отметить, что Порецкое райпо проводит активную работу по завоеванию рынков сбыта и усилению конкурентоспособности реализуемой продукции.

3. Анализ формирования  ассортимента товаров и услуг  в Порецком райпо

 

Розничная торговля занимает основное место в материально  технической базе торговли. От ее состояния  и развития во многом зависит степень  удовлетворения потребностей населения  в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом. 

В настоящее время в условиях экономической и политической нестабильности многие торговые организации сталкиваются с целым рядом проблем. Не являются исключением и торговые объекты Порецкого райпо.

Одной из ключевых проблем Порецкого райпо является несовершенство ассортиментной политики. Неполный и неустойчивый ассортимент ведет к снижению розничного товарооборота, снижению имиджа торгового предприятия в глазах покупателей. В связи с постоянно растущей конкуренцией в розничной торговле, придя в магазин и не увидев там тех товаров, которые ему необходимы, покупатель, вероятнее всего не станет постоянным клиентом данного торгового объекта.

Для того, чтобы сделать  ассортимент более полным и устойчивым необходимо: разрабатывая ассортиментные перечни, в них следует включать наряду с социально значимыми товарами, на которые установлен предельный размер торговой надбавки, и торговля которыми является заведомо убыточной, товары высоко рентабельные и обеспечивающие прибыльную работу всего магазина.

Необходимо подчеркнуть, что зафиксировать постоянно  меняющиеся потребности населения  на определенные товары с помощью  традиционных методов оценки удовлетворенного и неудовлетворенного спроса сегодня  становится все труднее и труднее. Покупатель под воздействием средств массовой информации и быстро развивающихся средств связи давно уже перестал быть тем покупателем, с которым сталкивалась торговля 10-20 лет назад, а методы учета и регистрации спроса в большинстве предприятий торговли остались, по-прежнему, неизменными. Поэтому в магазине необходимо анализировать объемы продаж товаров по каждой группе.

Для определения приоритетов  и ключевых моментов по стоимостным  характеристикам объема реализации продовольственных товаров был проведен АВС-анализ. Из таблицы 6 видно, что рассматриваться будут 33 продовольственные товарные позиции, а также их объем реализации Порецкого райпо за 2011 год.

Для дальнейшего проведения АВС-анализа необходимо сортировать  объекты анализа в порядке  убывания значения параметра. 

Следущий этап АВС-анализа заключается  в определении групп А, В и  С и представлен в приложении 1.

Завершающей стадией  АВС-анализа является сведение данных в сводную таблицу 6.

Таблица 6

Сводные данные по проведенному АВС-анализу продовольственных товаров

Группа

Объем реализации

Количество товарных групп

млн.р.

доля, %

едениц

доля, %

A

25292

42,6

5

15,2

B

18048

33,0

7

21,2

C

11413

20,8

21

63,6

Итого

52753

100

33

100


 

В результате проведенного ABC-анализа продовольственных товаров, наибольший объем реализации пришелся всего на пять товарных групп из тридцати трех. Это товарные группы: водка и ликеро-водочные изделия, с объемом реализации 7002 млн.р., что составляет 12,8 % от общего объема реализации; вино, с объемом реализации 6266 млн.р., что в процентном отношении составило 11,4 % от общего  объема реализации; колбасные изделия и копчености, объем реализации которых составил 5460 млн.р., а в относительном выражении 10,0 % от общего объема реализации; молоко и молочная продукция, с объемом реализации 3304 млн.р., что составило 6,0 % от общего объема; а также мясо и птица с объемом реализации 3260 млн.р., что составило 6,0 % от общего объема продаж.

Эти товарные группы отнесены к группе А. Следовательно, можно  сделать вывод, что эти пять товарных групп в сумме долей с накопительным итогом составляют 46,2 %, т.е. на них приходится 46,2 % реализации или 25 292 млн.р. Поэтому можно сделать вывод, что данные товары пользуются наибольшим спросом у населения.

В группу В входят 7 товарных групп, на которые приходится 33,0 % объема реализации или же 18048 млн.р. Группа С представлена 21 товарной группой на которые приходится 20,8 % объема реализации или  11413 млн.р.

Анализ доли продаж в  общем обороте для каждой из групп  необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом. Наиболее важным группам, а именно: водке и ликеро-водочным изделиям, вину, колбасным изделиям и копченостям, молоку и молочной продукции, а также мясу и птице должно быть уделено большее внимание, отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп, занимающих большую долю в объеме продаж. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли