Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………
Угрозы: конкуренты; замедление темпов роста рынка; изменение потребностей и вкусов покупателей; неблагоприятные демографические изменения; повышение ставок по кредитам; растущая инфляция.
В организации общественного питания у Порецкого райпо нет конкурентов.
Большинство магазинов
выполняют функции
Всего в Порецком райпо поставкой товара занимаются около 100 поставщиков. В этом числе есть и посреднические фирмы и предприятия-изготовители. Некоторые из них поставляют товар одного ассортимента, но разница в их отпускной цене. Поэтому товароведы Порецкого райпо прежде чем заказать товар, узнают точное положение дел на рынке. И после этого, узнав, какой из поставщиков предлагает товар дешевле, делает заявку. Но ориентир идет не только на цену, но и на качество, на скидку от объема закупки и т.д. Характеристика основных поставщиков представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика поставщиков товаров Порецкого райпо
Наименование организации |
Поставляемые товары |
Характеристика деятельности |
ООО «Сладкая жизнь» |
Сыры, колбасные изделия, чаи, кофе, крупы, макаронные изделия и др. |
Оптовая база-посредник |
ООО «Плес» |
Соки и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, крупы, соль, сахар, и др. |
Оптовая база-посредник |
ООО «Роско» |
Овощи, фрукты, ягоды, сухофрукты, орехи, масло растительное и др. |
Оптовая база-посредник |
Агрофирма «Ольдеевская» |
Овощи, грибы |
Производитель |
ООО «Океан» |
Вино-водочые изделия, безалкогольные напитки, коктейли |
Оптовая база-посредник |
ОАО «ЧЛВЗ», ОАО «Марпосадский» «Ядринский» |
Ликероводочные изделия |
Производитель |
ООО «Вавилон» |
Макаронные изделия |
Производитель |
ОАО «Акконд» |
Кондитерские изделия, безалкогольные напитки |
Производитель |
ОАО «Букет Чувашии» |
Пиво, безалкогольные напитки, минеральная вода |
Производитель |
ОАО «ТАВ» |
Строительные материалы |
Оптовая база-посредник |
ОАО «Чебоксарский элеватор» |
Мука, отруби |
Производитель |
ООО «Текстиль» |
Фурнитура |
Производитель |
ОАО «Птицефабрика «Лапсарская» |
Яйца, мясо птицы |
Производитель |
ЧП Мешков |
Крупы, сахар, мука |
Посредник |
С каждым из поставщиков заключается договор на поставку, не зависимо от наименования товара и количества поступления. В договоре рассматриваются такие пункты как: предмет договора, порядок расчетов, условия поставки, качество и количество, условия исполнения договора, ответственность сторон, юридические адреса и реквизиты сторон, прочие усилия.
Оборот розничной торговли в 2011 году по сравнению с предшествующим годом вырос на 9,8 процентов и составил 94001 тыс. руб.
Прежде всего, это произошло за счет расширения ассортимента реализуемых товаров, а также - повышения уровня доходов населения. Однако наблюдается снижение удельного веса розничной торговли в совокупном обороте райпо. Это можно объяснить тем, что темпы роста объемов торговой деятельности отстают от темпов роста других отраслей.
Таблица 4
Показатели динамики и структуры объема деятельности торгового предприятия за 2010-2011 гг.
Показатели |
Года |
Отклонение, (+/-) |
Темп изменения, % | |
2010 |
2011 | |||
Общий (валовый) объем деятельности, тыс. руб. в том числе по видам деятельности: - торговой - производственной - оптовой торговли - общепита - заготовительной |
131663,6
85586 16634,5 3325,6 7955 18162,5 |
140352,8
94001 14546,4 5227,7 11608,7 14969 |
+8689,2
+8415,0 -2088,1 +1902,1 +3653,7 -3193,5 |
106,6
109,8 87,4 157,2 145,9 80,9 |
Видовая структура, доля в% к общему объёму деятельности: - торговой - производственной - оптовой торговли - общепита - заготовительной |
65,0 12,6 2,5 6,1 13,8 |
67 10,4 3,7 8,3 10,6 |
+2 -2,2 +1,2 +2,2 -3,2 |
- - - - - |
Таблица 5
Показатели динамики и структуры объема деятельности торгового предприятия за 2010-2011 гг.
Показатели |
Года |
Отклонение, (+/-) |
Темп изменения, % | |
2010 |
2011 | |||
Общий (валовый) объем деятельности, тыс. руб.; в том числе по видам деятельности: - торговой - производственной - оптовой торговли - общепита - заготовительной |
140352,8
94001 14546,4 5227,7 11608,7 14969 |
153286,7
102140 14932,2 5348,0 15839,4 15027,1 |
8689,2
8139 +385,8 +120,3 +4230,7 58,1 |
106,6
108,6 102,6 102,3 136,4 100,3 |
Видовая структура, доля в% к общему объёму деятельности: - торговой - производственной - оптовой торговли - общепита - заготовительной |
67 10,4 3,7 8,3 10,6 |
66,6 9,7 3,5 10,3 9,8 |
-0,4 -0,7 -0,2 +2 -0,8 |
- - - - - |
В 2011 году оборот общепита составил 11608,7 тыс. руб., увеличившись с 2010 годом на 3653,7 тыс. руб.
В Порецком райпо в 2011 году было закуплено сельхозпродукции и сырья на сумму 14969 тыс. руб., что на 19,1 процентов меньше, чем в прошлом году. Доля заготовительного оборота в общем объеме деятельности в 2011 году составила 10,4 процента. В 2011 году оборот оптовой торговли по сравнению с предшествующим годом увеличился на 1902,1 тыс. руб., и составил 5227,7 тыс. руб.
Наряду с другими отраслями деятельности производственный комплекс райпо за 2011 год снизил объемы производства на 12,6%, и составили 14546 тыс. руб. Особенно активно развивается производство хлеба и хлебобулочных изделий. Таким образом, можно отметить, что Порецкое райпо проводит активную работу по завоеванию рынков сбыта и усилению конкурентоспособности реализуемой продукции.
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо
Розничная торговля занимает основное место в материально технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависит степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.
В настоящее время в условиях экономической и политической нестабильности многие торговые организации сталкиваются с целым рядом проблем. Не являются исключением и торговые объекты Порецкого райпо.
Одной из ключевых проблем Порецкого райпо является несовершенство ассортиментной политики. Неполный и неустойчивый ассортимент ведет к снижению розничного товарооборота, снижению имиджа торгового предприятия в глазах покупателей. В связи с постоянно растущей конкуренцией в розничной торговле, придя в магазин и не увидев там тех товаров, которые ему необходимы, покупатель, вероятнее всего не станет постоянным клиентом данного торгового объекта.
Для того, чтобы сделать ассортимент более полным и устойчивым необходимо: разрабатывая ассортиментные перечни, в них следует включать наряду с социально значимыми товарами, на которые установлен предельный размер торговой надбавки, и торговля которыми является заведомо убыточной, товары высоко рентабельные и обеспечивающие прибыльную работу всего магазина.
Необходимо подчеркнуть, что зафиксировать постоянно меняющиеся потребности населения на определенные товары с помощью традиционных методов оценки удовлетворенного и неудовлетворенного спроса сегодня становится все труднее и труднее. Покупатель под воздействием средств массовой информации и быстро развивающихся средств связи давно уже перестал быть тем покупателем, с которым сталкивалась торговля 10-20 лет назад, а методы учета и регистрации спроса в большинстве предприятий торговли остались, по-прежнему, неизменными. Поэтому в магазине необходимо анализировать объемы продаж товаров по каждой группе.
Для определения приоритетов и ключевых моментов по стоимостным характеристикам объема реализации продовольственных товаров был проведен АВС-анализ. Из таблицы 6 видно, что рассматриваться будут 33 продовольственные товарные позиции, а также их объем реализации Порецкого райпо за 2011 год.
Для дальнейшего проведения АВС-анализа необходимо сортировать объекты анализа в порядке убывания значения параметра.
Следущий этап АВС-анализа заключается в определении групп А, В и С и представлен в приложении 1.
Завершающей стадией АВС-анализа является сведение данных в сводную таблицу 6.
Таблица 6
Сводные данные по проведенному АВС-анализу продовольственных товаров
Группа |
Объем реализации |
Количество товарных групп | ||
млн.р. |
доля, % |
едениц |
доля, % | |
A |
25292 |
42,6 |
5 |
15,2 |
B |
18048 |
33,0 |
7 |
21,2 |
C |
11413 |
20,8 |
21 |
63,6 |
Итого |
52753 |
100 |
33 |
100 |
В результате проведенного ABC-анализа продовольственных товаров, наибольший объем реализации пришелся всего на пять товарных групп из тридцати трех. Это товарные группы: водка и ликеро-водочные изделия, с объемом реализации 7002 млн.р., что составляет 12,8 % от общего объема реализации; вино, с объемом реализации 6266 млн.р., что в процентном отношении составило 11,4 % от общего объема реализации; колбасные изделия и копчености, объем реализации которых составил 5460 млн.р., а в относительном выражении 10,0 % от общего объема реализации; молоко и молочная продукция, с объемом реализации 3304 млн.р., что составило 6,0 % от общего объема; а также мясо и птица с объемом реализации 3260 млн.р., что составило 6,0 % от общего объема продаж.
Эти товарные группы отнесены к группе А. Следовательно, можно сделать вывод, что эти пять товарных групп в сумме долей с накопительным итогом составляют 46,2 %, т.е. на них приходится 46,2 % реализации или 25 292 млн.р. Поэтому можно сделать вывод, что данные товары пользуются наибольшим спросом у населения.
В группу В входят 7 товарных групп, на которые приходится 33,0 % объема реализации или же 18048 млн.р. Группа С представлена 21 товарной группой на которые приходится 20,8 % объема реализации или 11413 млн.р.
Анализ доли продаж в общем обороте для каждой из групп необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом. Наиболее важным группам, а именно: водке и ликеро-водочным изделиям, вину, колбасным изделиям и копченостям, молоку и молочной продукции, а также мясу и птице должно быть уделено большее внимание, отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп, занимающих большую долю в объеме продаж. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком.
Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли