Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли).doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Проанализировав, таким образом, вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии, как, например, соль, консервы мясные, чай, кофе, маргариновая продукция и др. товары с наименьшим объемом реализации. Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине или по ним неадекватное ценообразование. Также возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района - напротив продовольственных магазинов находится специализированный магазин, например, «Чай и кофе» и др., и именно поэтому данные группы в продовольственных магазинах райпо продаются хуже, чем предполагалось. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку.

Таким образом, в результате проведенного АВС-анализа продовольственных  товаров Порецкому райпо необходимо уделить большее внимание товарам, входящим в группу А, так как отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп и выяснить причины небольшого объема реализации товаров, входящих в группу С и постараться устранить выявленные недостатки. Возможно, расширить ассортимент либо снизить цены на данные товары.

Далее проведем АВС-анализ непродовольственных товаров. Для проведения АВС-анализа необходимо сортировать объекты анализа в порядке  убывания значения параметра. Следущий этап АВС-анализа заключается в определении групп А, В и С и представлен в приложении 2.

Из таблицы 7 видно, что рассматриваться будут 21 непродовольственные товарные позиции (анализ ABC представлен в приложении 2), а также их объем реализации Порецким райпо за 2011 год.

Завершающей стадией  АВС-анализа является сведение данных в сводную таблицу.

Таблица 7

Сводные данные по проведенному АВС-анализу непродовольственных товаров

Группа

Объем реализации

Количество товарных групп

млн.р.

доля, %

едениц

доля, %

A

8720

60,0

3

14,3

B

3648

25,1

7

33,3

C

2169

14,9

11

52,4

Итого

14537

100

21

100


 

В результате проведенного ABC-анализа непродовольственных  товаров наибольший объем реализации пришелся всего на три товарные группы из 21. Это товарные группы: табачные изделия и махорка, с объемом реализации 4937 млн р., что в процентном отношении составило 28,1 % от общего объема реализации;  строительные материалы, с объемом реализации 1977 млн р., что составляет 11,2 % от общего объема реализации и электротовары с объемом реализации 1806 млн р., что составляет 10,3 % от общего объема реализации.

Эти товарные группы отнесены к группе А. Следовательно, можно  сделать вывод, что эти три товарные группы в сумме долей с накопительным итогом составляют 60,0%, т.е.  на них приходится 60,0 % реализации или 8720 млн р.

В группу В входят 7 товарных групп, на которые приходится 25,1 % объема реализации или же 3648 млн р.

Группа С представлена 11 товарными группами на которые приходится 14,9 % объема реализации или 2169 млн р.

В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному учету и  более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь менее  жесткий управленческий контроль.

На основании анализа  можно выделить явных лидеров  продаж – это табачные изделия  и махорка, строительные материалы  и электротовары. Данным товарам  должно быть уделено большее внимание, отдача от приложенных усилий будет  максимальна для данных групп, занимающих большую долю в объеме продаж. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком. Также можно порекомендовать увеличение количества разновидностей данных товарных групп, так как они пользуются наибольшим спросом у населения.

Что касается товаров  с наименьшей долей продаж, а именно: бумажно-беловые товары, мыло, печатные издания, посуда, игрушки которые продаются хуже всего, то данные группы товаров нуждаются в развитии. Можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку. Также эти товары можно поставить на уровень глаз рядом с ходовыми товарами. Возможно, нужно ввести популярные модели товаров. Также необходимо проводить рекламу данных товарных групп, чтобы стимулировать спрос населения.

Для более подробного анализа ассортимента Порецкого райпо проведем XYZ-анализ по продовольственным товарам. Для этого определим параметры по которым будет проводиться XYZ-анализ, а именно объем реализации продовольственных товаров, затем необходимо определить период за который будет проводиться анализ (2009-2011 гг.), также для проведения XYZ-анализа необходимо высчитать коэффициенты вариации для каждой товарной позиции, все вышеперечисленные параметры приведены в приложении 3.

Из данной таблицы  следуют выводы, что только 3 товарные позиции попали в группу X, это  такие товары как вино, среднегодовой  товарооборот составляет 5768 млн р., хлеб и хлебобулочные изделия, со среднегодовым товарооборотом 3049 млн р., и третий вид товаров – это рыба и морепродукты, со среднегодовым товарооборотом 1183 млн р. Далее необходимо свести полученные данные в сводную таблицу 8.

Таблица 8

Сводные данные по проведенному XYZ-анализу продовольственных товаров, млн  р.

Группы

Розничный товарооборот

Доля каждой группы в РТО, %

Количество товарных позиций в  группе, ед.

Доля в общем количестве товарных позиций, %

1

2

3

4

5

Группа X (высокая степень надежности прогноза продаж, стабильное потребление)

10000

26

3

10

Группа Y (средняя степень надежности прогноза продаж, нестабильное потребление)

27676

73

23

77

Группа Z (низкая степень надежности прогноза продаж, стохастическое потребление)

112

1

4

13

Итого

37788

100

30

100


 

По данным таблицы 8 можно сделать вывод, что только 10% ассортиментных позиций, дающие 26% объема реализации, являются позициями высокой степени надежности по стабильности потребления. 77% ассортимента, дающие максимальное вложение 73%, но степень надежности прогноза продаж средняя, а 13% ассортимента не надежны в прогнозах продаж и имеют стохастическое потребление.

Аналогичным образом  проведем XYZ-анализ для непродовольственных  товаров, данные представлены в приложении 4.

Из данной таблицы  следуют выводы, что только 3 товарные позиции попали в группу X, это такие товары как ковры и ковровые изделия, среднегодовой товарооборот которых составляет 247 млн р., товары для физкультуры, спорта и туризма, со среднегодовым товарооборотом 24 млн р., и третий вид товаров это металлическая посуда, со среднегодовым товарооборотом 214 млн.р. Далее необходимо свести полученные данные в сводную таблицу 9.

Таблица 9

Сводные данные по проведенному XYZ-анализу непродовольственных товаров

Группы

Розничный товарооборот

Доля каждой группы в РТО, %

Количество товарных позиций в  группе, ед.

Доля в общем количестве товарных позиций, %

Группа X (высокая степень надежности прогноза продаж, стабильное потребление)

485

4

3

8

Группа Y (средняя степень надежности прогноза продаж, нестабильное потребление)

10501

87

22

58

Группа Z (низкая степень надежности прогноза продаж, стохастическое потребление)

1049

9

13

34

Итого

12035

100

38

100


 

По данным таблицы 9 можно сделать вывод, что только 8 % ассортиментных позиций, дающие 4 % объема реализации, являются позициями высокой степени надежности по стабильности потребления.  58 % ассортимента, дают максимальное вложение 87 %, но степень надежности прогноза продаж средняя, а 14 % ассортимента не надежны в прогнозах продаж и имеют стохастическое потребление.

После рассмотрения АВС-анализа  и XYZ-анализа организация должна сопоставить лучшие результаты товарных позиций по обоим критериям анализов, примерная структура возможных  вариантов представлена в таблице 10.

Таблица 10

Различные стратегии продвижения товарных позиций

AX

AY

AZ

(высокая потребительская стоимость,  высокая степень надежности прогноза  вследствие стабильности потребления)

(высокая потребительская стоимость,  средняя степень надежности прогноза  вследствие нестабильности потребления)

(высокая потребительская стоимость,  низкая степень надежности прогноза  вследствие стохастического потребления)

BX

BY

ВZ

(средняя потребительская стоимость,  высокая степень надежности прогноза  вследствие стабильности потребления)

(средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления)

(средняя потребительская стоимость,  низкая степень надежности прогноза  вследствие стохастического потребления)

CX

CY

CZ

(низкая потребительская стоимость,  высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления)

(низкая потребительская стоимость,  средняя степень надежности прогноза  вследствие нестабильности потребления)

(низкая потребительская стоимость,  низкая степень надежности прогноза  вследствие стохастического потребления)


 

Из данной таблицы  видно, что существуют товары которые  приносят минимум прибыли, и их продажа  сопровождается риском, так как они  имеют низкую степень надежности прогноза вследствие стохастического  потребления. В Порецком райпо это такие продовольственные позиции как: картофель, коньяк, консервы фруктово-ягодные и др., а к непродовольственным товарам с такими же характеристиками можно отнести: печатные издания и др.

Наиболее оптимальными для реализации у Порецкого райпо, по данным анализа, являются следующие товарные группы продовольственных товаров: вино, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба и морепродукты, а среди непродовольственных товаров таких не имеется. 

Таким образом, товары групп  АХ  и ВХ (вино, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба и морепродукты) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие данных товаров, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары группы АY и BY  при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы AZ и ВZ отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса. Чтобы обеспечить постоянное наличие товаров данной группы, необходимо создать избыточные страховые запасы, но это может привести к росту суммарного товарного запаса организации. Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.

Для товаров группы СХ можно уменьшить страховой запас  до минимального уровня и использовать систему управления запасами с постоянной периодичностью между заказами.

По товарам группы CY можно перейти на систему с  постоянным объемом заказа, но при  этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.

Товары группы CZ нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.

Необходимо также обновлять  торгово-технологическое оборудование, устанавливать современное контрольно-кассовое, весоизмерительное, холодильное оборудование способствующее росту пропускной способности магазинов, сокращению времени покупателей на приобретение товаров. Целесообразно повышать долю реализации расфасованных и упакованных товаров, что в свою очередь также способствует росту пропускной способности магазинов и сокращает время покупателей на приобретение товаров.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли