Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики в Чувашии многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. В связи с этим принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная и рентабельная работа.
Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………………………….……..6
2. Среда функционирования Порецкого райпо………………………………..16
3. Анализ формирования ассортимента товаров и услуг в Порецком райпо..22
4. Оценка эффективности формирования торгового ассортимента в Порецком райпо………………………………………………………………………….…..33
5. Направления повышения эффективности формирования ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли……………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………
Проанализировав, таким образом, вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии, как, например, соль, консервы мясные, чай, кофе, маргариновая продукция и др. товары с наименьшим объемом реализации. Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине или по ним неадекватное ценообразование. Также возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района - напротив продовольственных магазинов находится специализированный магазин, например, «Чай и кофе» и др., и именно поэтому данные группы в продовольственных магазинах райпо продаются хуже, чем предполагалось. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку.
Таким образом, в результате проведенного АВС-анализа продовольственных товаров Порецкому райпо необходимо уделить большее внимание товарам, входящим в группу А, так как отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп и выяснить причины небольшого объема реализации товаров, входящих в группу С и постараться устранить выявленные недостатки. Возможно, расширить ассортимент либо снизить цены на данные товары.
Далее проведем АВС-анализ непродовольственных товаров. Для проведения АВС-анализа необходимо сортировать объекты анализа в порядке убывания значения параметра. Следущий этап АВС-анализа заключается в определении групп А, В и С и представлен в приложении 2.
Из таблицы 7 видно, что рассматриваться будут 21 непродовольственные товарные позиции (анализ ABC представлен в приложении 2), а также их объем реализации Порецким райпо за 2011 год.
Завершающей стадией АВС-анализа является сведение данных в сводную таблицу.
Таблица 7
Сводные данные по проведенному
АВС-анализу непродовольственны
Группа |
Объем реализации |
Количество товарных групп | ||
млн.р. |
доля, % |
едениц |
доля, % | |
A |
8720 |
60,0 |
3 |
14,3 |
B |
3648 |
25,1 |
7 |
33,3 |
C |
2169 |
14,9 |
11 |
52,4 |
Итого |
14537 |
100 |
21 |
100 |
В результате проведенного
ABC-анализа
Эти товарные группы отнесены к группе А. Следовательно, можно сделать вывод, что эти три товарные группы в сумме долей с накопительным итогом составляют 60,0%, т.е. на них приходится 60,0 % реализации или 8720 млн р.
В группу В входят 7 товарных групп, на которые приходится 25,1 % объема реализации или же 3648 млн р.
Группа С представлена 11 товарными группами на которые приходится 14,9 % объема реализации или 2169 млн р.
В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь менее жесткий управленческий контроль.
На основании анализа можно выделить явных лидеров продаж – это табачные изделия и махорка, строительные материалы и электротовары. Данным товарам должно быть уделено большее внимание, отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп, занимающих большую долю в объеме продаж. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком. Также можно порекомендовать увеличение количества разновидностей данных товарных групп, так как они пользуются наибольшим спросом у населения.
Что касается товаров с наименьшей долей продаж, а именно: бумажно-беловые товары, мыло, печатные издания, посуда, игрушки которые продаются хуже всего, то данные группы товаров нуждаются в развитии. Можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку. Также эти товары можно поставить на уровень глаз рядом с ходовыми товарами. Возможно, нужно ввести популярные модели товаров. Также необходимо проводить рекламу данных товарных групп, чтобы стимулировать спрос населения.
Для более подробного анализа ассортимента Порецкого райпо проведем XYZ-анализ по продовольственным товарам. Для этого определим параметры по которым будет проводиться XYZ-анализ, а именно объем реализации продовольственных товаров, затем необходимо определить период за который будет проводиться анализ (2009-2011 гг.), также для проведения XYZ-анализа необходимо высчитать коэффициенты вариации для каждой товарной позиции, все вышеперечисленные параметры приведены в приложении 3.
Из данной таблицы следуют выводы, что только 3 товарные позиции попали в группу X, это такие товары как вино, среднегодовой товарооборот составляет 5768 млн р., хлеб и хлебобулочные изделия, со среднегодовым товарооборотом 3049 млн р., и третий вид товаров – это рыба и морепродукты, со среднегодовым товарооборотом 1183 млн р. Далее необходимо свести полученные данные в сводную таблицу 8.
Таблица 8
Сводные данные по проведенному XYZ-анализу продовольственных товаров, млн р.
Группы |
Розничный товарооборот |
Доля каждой группы в РТО, % |
Количество товарных позиций в группе, ед. |
Доля в общем количестве товарных позиций, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Группа X (высокая степень надежности прогноза продаж, стабильное потребление) |
10000 |
26 |
3 |
10 |
Группа Y (средняя степень надежности прогноза продаж, нестабильное потребление) |
27676 |
73 |
23 |
77 |
Группа Z (низкая степень надежности прогноза продаж, стохастическое потребление) |
112 |
1 |
4 |
13 |
Итого |
37788 |
100 |
30 |
100 |
По данным таблицы 8 можно сделать вывод, что только 10% ассортиментных позиций, дающие 26% объема реализации, являются позициями высокой степени надежности по стабильности потребления. 77% ассортимента, дающие максимальное вложение 73%, но степень надежности прогноза продаж средняя, а 13% ассортимента не надежны в прогнозах продаж и имеют стохастическое потребление.
Аналогичным образом проведем XYZ-анализ для непродовольственных товаров, данные представлены в приложении 4.
Из данной таблицы следуют выводы, что только 3 товарные позиции попали в группу X, это такие товары как ковры и ковровые изделия, среднегодовой товарооборот которых составляет 247 млн р., товары для физкультуры, спорта и туризма, со среднегодовым товарооборотом 24 млн р., и третий вид товаров это металлическая посуда, со среднегодовым товарооборотом 214 млн.р. Далее необходимо свести полученные данные в сводную таблицу 9.
Таблица 9
Сводные данные по проведенному XYZ-анализу непродовольственных товаров
Группы |
Розничный товарооборот |
Доля каждой группы в РТО, % |
Количество товарных позиций в группе, ед. |
Доля в общем количестве товарных позиций, % |
Группа X (высокая степень надежности прогноза продаж, стабильное потребление) |
485 |
4 |
3 |
8 |
Группа Y (средняя степень надежности прогноза продаж, нестабильное потребление) |
10501 |
87 |
22 |
58 |
Группа Z (низкая степень надежности прогноза продаж, стохастическое потребление) |
1049 |
9 |
13 |
34 |
Итого |
12035 |
100 |
38 |
100 |
По данным таблицы 9 можно сделать вывод, что только 8 % ассортиментных позиций, дающие 4 % объема реализации, являются позициями высокой степени надежности по стабильности потребления. 58 % ассортимента, дают максимальное вложение 87 %, но степень надежности прогноза продаж средняя, а 14 % ассортимента не надежны в прогнозах продаж и имеют стохастическое потребление.
После рассмотрения АВС-анализа и XYZ-анализа организация должна сопоставить лучшие результаты товарных позиций по обоим критериям анализов, примерная структура возможных вариантов представлена в таблице 10.
Таблица 10
Различные стратегии продвижения товарных позиций
AX |
AY |
AZ |
(высокая потребительская |
(высокая потребительская |
(высокая потребительская |
BX |
BY |
ВZ |
(средняя потребительская |
(средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) |
(средняя потребительская |
CX |
CY |
CZ |
(низкая потребительская |
(низкая потребительская |
(низкая потребительская |
Из данной таблицы видно, что существуют товары которые приносят минимум прибыли, и их продажа сопровождается риском, так как они имеют низкую степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления. В Порецком райпо это такие продовольственные позиции как: картофель, коньяк, консервы фруктово-ягодные и др., а к непродовольственным товарам с такими же характеристиками можно отнести: печатные издания и др.
Наиболее оптимальными для реализации у Порецкого райпо, по данным анализа, являются следующие товарные группы продовольственных товаров: вино, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба и морепродукты, а среди непродовольственных товаров таких не имеется.
Таким образом, товары групп АХ и ВХ (вино, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба и морепродукты) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие данных товаров, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары группы АY и BY при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы AZ и ВZ отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса. Чтобы обеспечить постоянное наличие товаров данной группы, необходимо создать избыточные страховые запасы, но это может привести к росту суммарного товарного запаса организации. Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.
Для товаров группы СХ
можно уменьшить страховой
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
Товары группы CZ нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.
Необходимо также обновлять
торгово-технологическое
Информация о работе Формирование ассортимента товаров и услуг на предприятиях розничной торговли