Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:22, курсовая работа
Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей.
Введение 3
1. Инновационный процесс: понятие и структура. 5
1.1Понятие и содержание инновационного процесса 5
1.2 .Структура инновационного процесса 12
2. Краткая характеристика ОАО «Белгородский абразивный завод» 17
3. Характеристика инновационной деятельности ОАО «БАЗ» 22
4. Комплексная характеристика нововведения 27
5. Обоснование и выбор проекта 34
6.Обоснование эффективности инновационного проекта 36
7.Анализ чувствительности проекта 45
8. Анализ рисков проекта 58
МИНЕСТЕРСТВО ОБАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Белгородский государственный технологический
университет
им. В.Г. Шухова»
Кафедра стратегического управления
Курсовой
проект
по дисциплине: «Управление инновациями»
Тема: «Инновационный процесс: понятие и структура»
Выполнила:
Студентка гр.ЭК-411
Мартыненко Л.С.
Руководитель:
Сомина И.В.
Белгород, 2012
Содержание
Введение 3
1. Инновационный процесс: понятие и структура. 5
1.1Понятие и содержание инновационного процесса 5
1.2 .Структура инновационного процесса 12
2. Краткая характеристика ОАО «Белгородский абразивный завод» 17
3. Характеристика инновационной деятельности ОАО «БАЗ» 22
4. Комплексная характеристика нововведения 27
5. Обоснование и выбор проекта 34
6.Обоснование эффективности инновационного проекта 36
7.Анализ чувствительности проекта 45
8. Анализ рисков проекта 58
Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т. д.
Традиционное управление долгое время в качестве объекта имело стабильный производственный процесс, стабильную производственно-техническую базу, устоявшуюся номенклатуру продукции с высокой степенью стандартизации. Инновационный процесс носил кратковременный локальный характер и реализовывался силами специалистов и руководителей с привлечением ресурсов и методов, сформированных для стабильных (сложившихся, устоявшихся) процессов.
Новые экономические условия, сложившиеся во второй половине прошлого столетия, требовали интенсивной инновационной деятельности, повышения внимания к эффективности исследований и разработок, организации нововведений на всех стадиях жизненного цикла продукции, сокращения цикла, снижения инновационных рисков, стратегического управления.
Цель курсового проекта - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, а также развитие практических навыков анализа инновационной деятельности, разработки и оценки инновационных проектов промышленного предприятия.
Теоретической и методологической базой выступают:
Работы и отечественных и зарубежных исследователей в области инноваций и инновационных процессов
Материалы периодической печати.
Интернет - ресурсы
Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии ПСМ
1.1Понятие и содержание инновационного процесса
Появление нового товара в производстве и на рынке является, как правило, результатом целенаправленной инновационной деятельности, главная задача которой заключается в создании и распространении инноваций. Понятие «инновации» относится к широкому кругу нововведений в различных сферах производства и обращения товаров: новым продуктам или услугам, способам их производства, новшествам в организационной, финансовой или сервисной сферах, любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или создающим условия для такой экономии. Важнейшим признаком инноваций в рыночных условиях является улучшение потребительских свойств нового товара в целях обеспечения и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности предприятия.
Под инновациями понимается конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте.
В последнем случае она представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны.
Инновация — это использование в той или иной сфере общественной деятельности (производстве, экономических, правовых и социальных отношениях, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности. Значение термина “инновация” зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта. Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций:
В динамическом аспекте инновация представляет собой процесс. Рассмотрим определения, даваемые этому процессу различными авторами.
По мнению В.Ф. Гринева инновационный процесс (ИП) — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.
А.М. Мухамедьяров рассматривает инновационный процесс как процесс прохождения новшеством цикла «исследование – производство – потребление».
В.В. Жариков предлагает следующее определение инновационного процесса: «Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании».
По мнению Ю. Вертаковой и Е. Симоненко, «инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т.е. процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок».
Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.
Различают три логические формы инновационного процесса:
1) простой внутриорганизационный (или натуральный);
2) простой межорганизационный (или товарный);
3) расширенный.
Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Третий – расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
1)
создание новшества и его
2) диффузия нововведения.
Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:
а) формы принятия решения;
б) способа передачи информации;
в) свойств социальной системы;
г) свойств самого нововведений.
Этапы разработки и реализации инноваций можно сгруппировать и представить в виде комплекса действий, которые необходимо выполнить, проанализировать и проконтролировать на каждой стадии развития нововведения.
На первом этапе — при первоначальном обзоре ситуации на рынке инноваций — для эффективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.
На втором этапе — при предварительной оценке рынка — отобранные идеи анализируют в отношении их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (для улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами.
Третий этап — предварительная технико-экономическая оценка инновационного продукта — посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отношении ее реального воплощения, или реализуемости. Здесь необходимо найти ответы на вопросы о возможностях изготовления нового товара в масштабах массового производства с учетом:
1) реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и сырья;
2) наличия собственных или необходимости привлечения сторонних исследовательских ресурсов;
3) возможных сложностей в связи с сертификацией;
4)
существования аналогичных
5)
перспектив появления товаров-
Если результаты технической оценки неблагоприятные, то специалисты настоятельно рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инновационного проекта, чтобы избежать больших потерь на последующих стадиях. Такую альтернативу завершения проекта надлежит исследовать на каждой стадии его выполнения. На рассматриваемом этапе такая необходимость обусловлена значительными различиями между созданным в лаборатории прототипом и масштабами промышленного производства. Эти несоответствия могут потребовать внесения таких существенных изменений в исходные параметры инновационной идеи, что она потеряет свой первоначальный смысл и основной замысел.
На четвертом этапе — при детальном исследовании рынка — изучают потребности и нужды целевой аудитории из числа возможных покупателей, определяют способы и методы продвижения продукта на рынок, оценивают конкурентов по всем важным маркетинговым позициям.
Пятый этап — предварительный бизнес-анализ и финансовый анализ проекта — направлен на предварительную разработку бизнес-плана. Здесь прорабатывают его финансовую часть, которая включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также проводят оценку рисков.
Шестой
этап — собственно разработка — предполагает
непосредственное изготовление продукта
(опытных образцов). На этом этапе одной
из основных задач является установление
взаимодействия между ценой будущей новинки
и издержками
на ее производство.
На седьмом этапе — при тестировании продукта внутри организации — выявляют недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях или в ходе полигонных испытаний.
Восьмой этап — апробирование продукта потребителями — необходим для пробного тестирования инновационного продукта будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство.
Информация о работе Инновационный процесс: понятие и структура