Инновационный процесс: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Инновационный процесс: понятие и структура. 5
1.1Понятие и содержание инновационного процесса 5
1.2 .Структура инновационного процесса 12
2. Краткая характеристика ОАО «Белгородский абразивный завод» 17
3. Характеристика инновационной деятельности ОАО «БАЗ» 22
4. Комплексная характеристика нововведения 27
5. Обоснование и выбор проекта 34
6.Обоснование эффективности инновационного проекта 36
7.Анализ чувствительности проекта 45
8. Анализ рисков проекта 58

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Инновации 11.docx

— 210.27 Кб (Скачать файл)

Девятый этап — опытные продажи, или рыночная проверка, — предполагает реализацию инновации на ограниченной территории или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменений в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.

Десятый этап — анализ опыта производства — заключается в апробации всего производственного комплекса, на котором планируется осуществлять массовое изготовление новинки. Он проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.

Одиннадцатый  этап — бизнес-анализ проекта и расчет реальной экономической эффективности — является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализации инновации. Для этого составляют детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято решение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикально изменились.

Двенадцатый этап — запуск полномасштабного производства — требует значительных финансовых затрат, связанных с приобретением производственных линий и формированием сбытовых каналов. Здесь также необходима высокая координация действий по всей технологической цепочке, начиная от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках.

Тринадцатый, завершающий, этап — выход продукта на рынок — охватывает главным образом маркетинговые мероприятия и рекламные воздействия на потребителей. Это этап установления конкурентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продвижения, а также формирования нужного общественного мнения.

Обобщая приведенное описание этапов разработки нового продукта, следует подчеркнуть, что инновационный процесс начинается с анализа рынка, а не с оценки технических характеристик продукта. Именно новизна потребительских, а не технических свойств играет сегодня первостепенную роль для эффективной коммерциализации инноваций. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего продукта. Еще на этапе разработки новинки важно оценить рыночную привлекательность и потенциал продукта, возможное восприятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изменения.

 

1.2 .Структура инновационного процесса

Основа  ИП — процесс создания и освоения новых технологий, требующий, как правило, фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о развитии природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые (целенаправленные). Модель ИП имеет циклический характер, состоит из отдельных звеньев (самостоятельных процессов) и материализуется в функциональные организационные структуры. Экономическое и технологическое воздействие ИП на общественную деятельность проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала государства, повышении технологического уровня всех звеньев ИП. В обобщенном виде модель ИП можно записать так:

ФИ→ПИ→РПр→Ос→ПП→М→Сб,

где ФИ — фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования; РПр — разработка и проектирование; Ос — освоение; ПП — промышленное производство; М — маркетинг; Сб — сбыт.

Фундаментальные исследования — начальная стадия ИП, насыщенная научными исследованиями.

Фундаментальные исследования могут быть разделены на «чистые» (свободные) и целевые. «Чистые» фундаментальные исследования – это исследования, главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов и закономерностей природы и общества, причин возникновения явлений и раскрытие связей между ними, а также увеличение объема научных знаний. В «чистых» исследованиях имеет место свобода выбора области исследования и методов научной работы.

Целевые фундаментальные  исследования направлены на разрешение определенных проблем при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных. Они ограничиваются определенной областью науки, и их цель заключается не только в познании законов природы и общества, но и в объяснении явлений и процессов, в более полном понимании изучаемого объекта, расширении человеческих знаний. Однако, как и в «чистых» исследованиях, практическое использование полученных результатов не ставится в качестве непосредственной задачи. Эти фундаментальные исследования можно назвать ориентированными на цель. Однако каждый последующий элемент цикла также требует научных и прикладных исследований. Количество и качество информации убывают от фундаментальных исследований к промышленному производству. Исследовательская деятельность заменяется опытом, навыками, стандартными приемами, носящими зачастую субъективный характер. Мировой опыт показывает, что только отдельные фундаментальные исследования воплощаются в разработку, проектирование и промышленное производство. До 90 % тем фундаментальных исследований имеют отрицательный результат. Из 10 % оставшихся не все имеют практический выход. Основной целью фундаментальных исследований являются познание и развитие ИП, изучение теории вопроса.

  Прикладные исследования имеют  иную направленность – это  овеществленные знания, используемые в различных технологиях, в результате которых создаются новые машины, оборудование и системы. Прикладные исследования плавно переходят в разработку и проектирование, далее — в освоение и промышленное производство. Прикладные исследования в основном проводятся в отраслевых институтах. К прикладным работам относятся исследования, которые осуществляются с целью практического использования достигнутых результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к конкретным задачам. Конкретная цель прикладных исследований – создание новых и совершенствование используемых технологических процессов, выявление возможностей создания конструкций машин и приборов, основанных на новых принципах, создание новых видов сырья и материалов, изыскание конкретных путей и методов совершенствования организации производства и управления. Вероятность практического использования прикладных исследований – 75–85 %. Результаты прикладных исследований – патентоспособные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания новшеств (станков, приборов, технологий). На этой стадии можно с высокой степенью вероятности установить рыночную цель.

Продолжением  научно-исследовательских работ  прикладного характера являются технические разработки (опытно-конструкторские, проектно-технологические и проектные), цель которых – непосредственное практическое использование результатов прикладных исследований. На этой стадии разрабатываются новые технологические процессы, создаются и осваиваются образцы новых машин, изделий. В отраслевых институтах промышленности технические разработки занимают небольшой удельный вес, они в основном осуществляются проектными и конструкторскими организациями. Вещественный результат этой стадии – чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы. Вероятность практического использования – 90–95 %.

Стадия освоения новшеств включает следующие этапы: техническое освоение, экономическое освоение, изготовление установочной серии (партии), выпуск первых промышленных серий. На этапе технического освоения осуществляется изготовление, испытание и доводка опытного образца (партии), отрабатываются отдельные технологические операции, проверяются их соотносительность и возможность приспособления к реальным условиям производства. В целом на этом этапе уточняется возможность технического осуществления заложенных в проекте (конструкции новшества, технологическом регламенте, рецептурах) идей и достигается уровень проектных технико-технологических и эксплуатационных параметров новшества. Экономическое освоение заключается в достижении основных экономических и социальных показателей (себестоимости, производительности, улучшения условий и повышения безопасности труда), заложенных в проекте новшеств.

Основное  функциональное назначение этой стадии – технико-технологическое и  производственно-экономическое освоение параметров показателей новшеств. Началом стадии освоения считают принятие решения о выпуске (тиражировании) новшеств и подготовке производства (технической, организационной, материальной). Окончанием этой стадии является выпуск и испытание первой промышленной партии (серии).

Стадия  собственно производства начинается с серийного (массового) выпуска новшеств (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается снятием продукции-новшества с производства или прекращением использования технологий-новшеств. Функциональное назначение этой стадии – выпуск (тиражирование) новшеств для удовлетворения общественных потребностей (производственных и личных).

Фазы  маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов ИП. Стадия распространения (реализации) новшеств начинается с момента поступления изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворением общественных потребностей. Началом стадии использования новшеств следует считать момент, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин, приборов, установок), вошедших в первую промышленную серию, и к применению новшеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т. д.) иливнедрению технологических и организационно-управленческих новшеств. Окончание этой стадии установить сложно, ведь потребителей много и сроки использования разные. Целесообразно его увязывать со сроком морального износа и отчасти со сроком физического износа, а практически – с появлением новых, более эффективных моделей изделий.

Предельная  длительность инновационного цикла  в основном определяется сроками морального износа изделий. Срок морального износа изделий машиностроения составляет 6–7 лет, легкой промышленности – 2–3 года. Звенья и стадии инновационного цикла логически связаны между собой, составляют целостную систему. Для них характерна обратнаясвязь, обратный поток информации (например, для доводки новшеств, их экономического освоения и т. д.)

 

2. Краткая характеристика ОАО «Белгородский абразивный  
завод»

Полное и сокращенное название:  Открытое акционерное общество «Белгородский абразивный завод», ОАО «БАЗ»

Почтовый адрес: 308017, Россия, г.Белгород, Михайловское шоссе, 2а

Шифр WEB-страницы в INTERNET: http://www.belabraziv.ru

Основные  направления деятельности: предприятие занимается выпуском шлифовальной шкурки и изделий из нее. В настоящее время, благодаря успешно проведенному техническому перевооружению, ОАО "БАЗ" в состоянии удовлетворить текущие потребности рынка в шлифовальной шкурке на различных видах основ и связующих, а также в широком ассортименте изделий из шлифовальной шкурки. На предприятии активно внедряются новые передовые технологии изготовления инструмента, мощный производственный потенциал обеспечивает оперативное выполнение заказов потребителей, лабораторный и испытательный комплекс предприятия контролирует все этапы изготовления продукции от сырья к готовому изделию. Как результат  в 2011 году на заводе проводилась работа по техническому и технологическому оснащению производств, внедрению новых видов продукции:

Характер  собственности и организационно-правовая форма: Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров.

Исполнительным  органом Общества является  Генеральный  директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Общества, подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров.

Управление  осуществляется через процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы  сформулировать и достичь целей  организации.

  Дата государственной регистрации  общества:

Постановление Главы администрации г. Белгорода  от 23.12.1992  № 2232.

Историческая справка: Белгородский абразивный завод был построен в 1966 году как опытное производство по освоению выпуска шлифовальной шкурки на синтетических связующих. С июля 1967 года серийно производит свою основную продукцию - шлифовальную шкурку в рулонах.

Более 40 лет Важным шагом на пути совершенствования  качества продукции стала разработка и внедрение системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001, соответствие которой было подтверждено авторитетным органом по сертификации "Интерсертифика -ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген" политика в области качества включает в себя все принципы эффективного менеджмента и ориентирована на удовлетворение потребностей потребителя, взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками и партнерами, а также на создание благоприятных условий труда для работников.

2007 г. - освоено производство хлопчатобумажных полировальных кругов для ОАО "АВТОВАЗ";

- освоен выпуск шлифовальных лепестковых кругов КЛ 400х60х44,5; КЛ 200х40х44,5; КЛ 250х50х100; КЛ 400х100х127 (тип2);

- приобретено оборудование фирмы "BIKО" (Италия):

а) для производства кругов лепестковых с оправкой;

б) универсально-зачистная линия по производству лент бесконечных;

в) высокоточная бобинорезательная машина;

- приобретен и внедрен аппликатор HАЕTIK фирмы "Hеlmut Wеiss" для нанесения этикеток на круги шлифовальные лепестковые.

2008 г. - смонтирована заключительная часть линии фирмы IM&T по производству шлифовальной шкурки;

- смонтирована и внедрена в производство универсальная зачистная машина фирмы "BIKО" для изготовления узких шлифовальных лент и подготовки швов широких и сегментных шлифовальных лент;

- освоена технология производства кругов лепестковых со ступицей; 
- смонтирована лазерная установка УM-960 фирмы "УuеMing" (Китай) и освоено изготовление маркировочных знаков методом лазерной гравировки;

Организационная структура:

Организационная структура представлена в Приложении 1.

Производственная структура:

В состав производственной структуры  входят производство по изготовлению шлифовальной шкурки и цех изделий. Шлифовальная шкурка производится как для продажи, так и для дальнейшего производства из нее абразивных изделий.

Информация о работе Инновационный процесс: понятие и структура