Инновационный процесс: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Инновационный процесс: понятие и структура. 5
1.1Понятие и содержание инновационного процесса 5
1.2 .Структура инновационного процесса 12
2. Краткая характеристика ОАО «Белгородский абразивный завод» 17
3. Характеристика инновационной деятельности ОАО «БАЗ» 22
4. Комплексная характеристика нововведения 27
5. Обоснование и выбор проекта 34
6.Обоснование эффективности инновационного проекта 36
7.Анализ чувствительности проекта 45
8. Анализ рисков проекта 58

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Инновации 11.docx

— 210.27 Кб (Скачать файл)

Характеристика производимой продукции:

ОАО «БАЗ» производит различные виды абразивной продукции:

Шлифовальная шкурка

Применяется для абразивной обработки металлов, сплавов, древесины, натуральных кож и других материалов с применением или без применения смазочно-охлаждающих жидкостей.

Шлифовальные ленты бесконечные

В зависимости от того, на каком оборудовании эксплуатируются шлифовальные ленты, их разделяют на:

- ленты для ручных шлифовальных  машин;

- ленты для узколенточных шлифовальных станков;

- ленты для широколенточных шлифовальных станков;

Применяются на электрических ручных шлифовальных машинках.

Круги шлифовальные

- лепестковые

- лепестковые торцевые

- лепестковые с оправкой (КЛО)

Шлифовальные диски

- фибровые

- самозакрепляющиеся

- из объемного шлифполотна

Трубки шлифовальные

Шлифовальные листы

Основные технико-экономические показатели работы предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные  технико-экономические показатели

работы  ОАО «БАЗ» за 2009-2011 г.

Показатели

Един. Изм.

2009

2010

2011

Отклонение

1

Объем производства всего 

тыс. руб.

561082

750945

937599

186654

 

в натуральном выражении шкурка шлифовальная

тыс. м2

5094

6347

5952

-395

2

Объем товарной продукции

тыс. руб.

561082

750945

937599

186654

3

Выручка

тыс. руб.

624199

834912

946503

111591

4

Среднегодовая стоимость ОC

тыс. руб.

505727

535605

557640

22035

5

Среднегодовая стоимость оборотных средств

тыс. руб.

202597

297849

292690

-5159

6

Фондоотдача

руб./руб.

0,90

0,71

0,59

-0,12

7

Чппп

чел.

467

453

469

16

8

Производительность труда

руб./чел.

1201,5

1657,7

1999,1

341,4

9

Себестоимость товарной продукции

тыс. руб.

505040

641496

777386

135890

10

Затраты на рубль 

руб./руб.

0,900

0,854

0,829

-0,025

11

Себестоимость проданной продукции

тыс. руб. 

573097

729276

801083

71807

12

Валовая прибыль 

тыс. руб.

62683

118792

159469

40677

13

Прибыль от продаж

тфс.руб.

51102

105637

145421

39784

14

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

44552

101722

140472

38750

15

Чистая прибыль

тыс. руб.

35642

79786

112378

32592

16

Рентабельность продаж

%

8,19

12,65

15,36

2,71

17

Рентабельность продукции

%

7,06

12,44

14,46

2,02

18

Рентабельность производства

%

5,03

12,67

17,10

4,43

19

Коэффициент автономии

 

0,90

0,91

0,94

0,03

20

Коэффициент текущей ликвидности

 

8,11

7,33

8,67

1,34

21

Коэффициент мобильности

 

0,636

0,49

0,52

0,03

22

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

0,877

0,860

0,880

0,020


 

  Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о положительном направлении развития ОАО «Белгородский абразивный завод». Объем производства всего в отчетном году вырос на 24,86%, вследствие чего увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств. Выручка в отчетном году также выросла.

Фондоотдача в отчетном году увеличилась на 0,12 руб./руб., что говорит о незначительном снижении эффективности использования основных средств. Показатель производительности труда в 2011 году врос, однако его рост обусловлен не только увеличением объема производства, но и увеличением численности промышленно производственного персонала. Затраты на рубль товарной продукции в отчетном периоде выросли на 0,025 рубля. Показатели прибыли в отчетном периоде выросли.

Коэффициент автономии >0,5, что говорит о финансовой независимости предприятия. Коэффициент текущей ликвидности  растет, что свидетельствует о платежеспособности предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами соответствует нормативному значению, это говорит о том, что более 80% объема оборотных активов составляют собственные оборотные средства, в 2011 году также наблюдается положительная динамика этого показателя.

  Показатели рентабельности продукции,  продаж и производства ежегодно растет, что говорит о положительном направлении развития предприятия.

 

 

 

 

 

3. Характеристика  инновационной деятельности ОАО  «БАЗ»

Оценка фактической  деятельности предприятия за три  года.

  1. Общие организационные показатели:

ОАО «БАЗ» не  является частью группы организаций, холдинга, консорциума. Продолжительность в среднем жизненного цикла товаров 5 лет

Наиболее  важным рынком сбыта для ОАО «БАЗ»  является российский рынок и рынок  стран СНГ

Таблица 3.1

Инвестиции в основной капитал

Инвестиции  в основной капитал за отчетный год

66 300 тыс. руб.

Среднесписочная численность работников за отчетный год

469 чел.

Из  них имеют высшее образование

174 чел.

Количество  научно-исследовательских, проектно-конструкторских  подразделений в организации

1


 

  1. Инновационная активность предприятия

На предприятии  ведется активная инновационная  политика. В течение последних трех лет организация имела завершенные инновации.

Продуктовые инновации:

  1. освоен выпуск ш/шкурки с анти засаливающим покрытием для обработки грунтовых поверхностей
  2. освоены серии ш/шкурки на тканевой основе с полуоткрытым нанесением ш/материала для увеличения эффективности при деревообработке.

Процессные  инновации:

  1. разработаны гибкие серии ш/шкурки типа J и F с использованием х/б и п/э основ;
  2. модернизирована серия шлифовальной шкурки для обработки натуральных кож с применением новых видов связующего и основы;
  3. модернизирована электростатическая установка нанесения ш/материала линии №2 путем введения в действие оператора переменного тока с целью оптимизации открытого нанесения.

3. Факторы, препятствующие инновациям

Оценим значимость для ОАО «БАЗ» перечисленных  ниже факторов, препятствующих инновационной деятельности в течение последних трех лет. Оценочные коды:

1-незначительный  или малосущественный

2-значительный

3-основной  или решающий

4-затрудняюсь  с ответом

5-данный фактор  отсутствует

Таблица 3.2

 

Оценочные коды

Экономические факторы

Недостаток собственных денежных средств

1

Недостаток финансовой поддержки  со стороны государства

2

Низкий спрос на новые товары, работы, услуги

2

Высокая стоимость нововведений

1

Высокий экономический риск

3

Внутренние факторы

Низкий инновационный потенциал  организации

1

Недостаток квалифицированного персонала

1

Недостаток информации о новых  технологиях

1

Недостаток информации о рынках сбыта

2

Неразвитость кооперационных связей

1

Другие факторы

Недостаточность законодательных  и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную  деятельность

1

Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги)

1

Неопределенность экономической  выгоды от использования интеллектуальной собственности

2


 

 

 

 

  1. Результаты инновационной  деятельности

Оценим степень  влияния результатов инноваций, осуществленных на ОАО «БАЗ» в  течение последних трех лет, на ее развитие.

Оценочные коды:  1 – низкая степень взаимодействия; 2- средняя степень воздействия; 3- высокая степень воздействия; 4 – воздействие отсутствовало

Таблица 3.3

Результаты инновационной  деятельности

Оценочные коды

Расширение ассортимента товаров, работ, услуг

3

Сохранение традиционных рынков сбыта

3

Расширение рынков сбыта

3

в России

3

в странах СНГ

3

в странах УС, Исландии, Лихтенштейне, Норвегии, Швейцарии

4

в США и Канаде

4

в других странах

4

Улучшение качества товаров, работ, услуг

3

Замена снятой с производства устаревшей продукции

2

Увеличение занятости

2

Повышение гибкости производства

2

Рост производственных мощностей

3

Сокращение затрат на заработную плату

1

Сокращение материальных затрат

2

Повышение энергоэффективности производства

2

Улучшение условий и охраны труда

2

Сокращение времени на взаимодействие с клиентам и поставщиками

2

Повышение мотивации к  осуществлению инновационной деятельности

3

Улучшение информационных связей внутри организации с другими организациями

2

Снижение загрязнения  окружающей среды

2

Обеспечение соответствия современным  технологическим регламентам, правилам и стандартам

3

Маркетинговые инновации

Внедрение товаров, работ, услуг  на новые рынки сбыта в новые  группы потребителей

2

Внедрение товаров, работ, услуг  на новые географические рынки

2


 

 

  1. Патентование и другие методы защиты изобретений, научно-технических  разработок

Оценим значимость для  ОАО «БАЗ» перечисленных ниже методов защиты в течение последних  трех лет (1 – незначительный или малосущественный; 2 – значительный; 3 – основной или решающий; 4 – неиспользуемый)

Таблица 3.4

 Формальные методы

патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей (в отчетном году)

2

поддержание действующих  патентов

2

регистрация товарного знака

1

охрана авторских прав

1

соглашения о соблюдении конфиденциальности с персоналом организации и/или сторонними организациями (специалистами). Осуществлявшими производство товаров (выполнение работ, услуг) по договорам с отчитывающейся организацией

2

Неформальные  методы

обеспечение коммерческой тайны, ноу-хау

2

усложненность проектирования изделий

1

обеспечение преимущества в сроках разработки и выпуска товаров, работ, услуг над конкурентами

1


 

В 2011 году предприятием получен  патент на конструкцию войлочных  полировочных кругов.

 

  1. Показатели инновационной  активности предприятия

Таблица 3.5

Нематериальные активы

2848 тыс.руб.

Внеоборотные активы

333959 тыс.руб.

Среднесписочная численность работников предприятия

469 чел.

Среднегод. Ст-ть ОС

555129 тыс.руб.

Выручка предприятия

946503 тыс.руб.

Общая стоимость инновационных расходов предприятия

66300 тыс.руб.


Название  показателя

Расчет

Рекомендуемое значение

Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственности (К1)

 

≥ 0,1…0,15

Коэффициент освоения новой технологии (К2)

 

≥ 0,35 …0,40




 

Таблица 3.6

 

Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственности не соответствует рекомендуемому значению, что говорит о недостаточной степени оснащенности и вооруженности предприятия интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства.

Информация о работе Инновационный процесс: понятие и структура