Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность есть концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования дипломной работы является потребительское общество «Югорский хлеб».
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальная или потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, ем товары их конкурентов».
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Вот несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность
включает три основные
2. Покупатель
— главный оценщик товара, поэтому
все элементы
3. Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом постараться его превысить и обойти соперников. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:
понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
знание поведения и возможностей конкурентов;
знание состояния и тенденций развития рынка;
знание окружающей среды и ее тенденций;
умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Существует ещё множество точек зрения, что же такое конкурентоспособность товара, поскольку это широко распространённое понятие.
Андрианов В.Д. характеризует конкурентоспособность как комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих успех товара на внутреннем и внешних рынках.
В толковом терминологическом словаре-справочнике это понятие «привязывается» к рассматриваемому периоду времени и определяется как способность товара обеспечивать коммерческий успех в условиях конкуренции.
Интересна точка зрения Голубкова Е.П.: конкурентоспособность характеризует способность товара удовлетворять определённым требованиям при минимальных затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального ассортимента) или у потребителя (если оценивается возможность реализации товара).
Павлова Н.Н. в своей статье определяет конкурентоспособность товара просто, как его способность быть проданным на данном рынке в данный период времени.
С учётом достижений теории и практики управления конкурентоспособностью Р.А. Фатхутдинов предлагает теорию конкурентного преимущества, сформированную на основе понятия «ценность».
Ценность – это то, нечто особенное, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т.п.
Конкурентное преимущество системы – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая даёт ей превосходство перед конкурентами.
Ф. Котлер трактует это следующим образом. Потребители вбирают те товары и услуги, которые представляют для них наибольшую ценность. Поэтому, для того чтобы завоевать и удержать потребителей, компании необходимо более глубокое по сравнению с конкурентами понимание нужд потребителей, а также самих процессов совершения покупки и предоставление потребителям товаров и услуг, представляющих для них большую ценность, чем аналогичные товары и услуги конкурентов. Компания достигает конкурентного преимущества в той мере, в какой она способна занять позицию, при которой она обеспечивает потребителям своего целевого рынка наивысшую ценность либо за счёт предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счёт предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товар и услуги. Прочную позицию нельзя завоевать пустыми обещаниями. Если компания позиционирует свой товар посредством предложения более высокого качества или большего объёма услуг, она затем должна будет предоставить обещанное качество или услуги. Дело не в том, чтобы просто отличиться от конкурентов; успешным может быть предложение, акцентирующее внимание на тех отличительных признаках, которые желает видеть в товаре потребитель.
Конкурентные преимущества, в конечном счёте, воплощаются в товарах, выпускаемых данной системой, и реализуются на рынке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутреннего конкурентного преимущества, позволяет получить эффект.
Полученный после реализации товара доход, включающий эффект, вновь поступает в систему, которая применила (использовала) данное конкурентное преимущество.
Система распределяет полученный доход на внутреннее потребление и (или) на получение (приобретение, покупку) новой конкурентоспособной ценности. Весьма важно полученный доход направлять на приобретение эффективных (в перспективе) конкурентоспособных ценностей, которые могут быть реализованы в новые конкурентные преимущества данной системы.
На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ она осуществляется по следующим признакам:
по отношению к системе;
по сферам возникновения преимуществ;
по содержанию фактора преимущества;
по времени реализации преимущества;
по месту реализации преимущества;
по виду получаемого конечного результата.
Классификация конкурентных преимуществ по приведённым выше признакам необходима для автоматизации процесса учёта и анализа конкурентоспособности объектов. Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами (стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учёт и контроль, мотивация, регулирование).
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирование нового преимущества.
Существует такое понятие, как типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов (персонала, товара, услуги, организации, региона и т. д.). Рассмотрим подробнее конкурентоспособность товара. Они определяются четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне – конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара, а также динамичными факторами. Значения перечисленных четырёх интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.
Представим в таблице следующую зависимость факторов конкурентного преимущества.
Таблица 1
Внешние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой |
Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1.Уровень 2.Уровень 3.Уровень 4.Уровень |
С повышением этих показателей улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара |
5.Сила конкуренции на выходе системы; 6.Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов; 7.Сила конкуренции среди |
Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара |
8.Появление новых потребностей |
Снижает конкурентоспособность товара |
9.Уровень организации |
Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара |
10.Активность контактных |
С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается |
Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность также можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Внутренние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой |
Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1.Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара |
С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность |
2.Рациональность |
Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара |
3.Конкурентоспособность |
Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара |
4.Прогрессивность 5.Прогрессивность |
С увеличением удельного веса прогрессивных технологий растёт конкурентоспособность товара |
6.Научный уровень системы |
С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара |
7.Особенность миссии системы |
Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и её товаров |
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.
Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.