Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Проведённая оценка ликвидности и платёжеспособности позволяет нам говорить о том, что предприятие не обладает ни текущей, ни перспективной ликвидностью. Относительные показатели ликвидности показывают, что предприятие является неплатёжеспособным, поскольку коэффициенты не соответствуют нормативным значениям.
2.3.4.Анализ деловой активности. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости.
Коэффициент общей капиталоотдачи показывает, что с 1 руб. инвестиций в активы предприятие получает 4 коп выручки. Период оборота составляет приблизительно 90 дней.
Таблица 9
Среднегодовая стоимость оборотных средств и показатели их оборачиваемости
Ресурсы, тыс. руб. |
Среднегодовая стоимость |
Коэффициент оборачиваемости |
Средний срок оборота, дни |
2010г. | |||
Выручка от реализации |
30600 |
||
Капитал |
7684 |
3,7 |
96,5 |
Мобильные средства |
1501 |
12,9 |
27,8 |
Запасы |
1377 |
20,8 |
17,3 |
Дебиторская задолженность |
20 |
38,8 |
9,3 |
Кредиторская задолженность |
4895 |
6,3 |
57,5 |
Внеоборотные активы |
5589 |
5,8 |
62,6 |
Собственный капитал |
- |
2040,0 |
0,2 |
2011г. | |||
Выручка от реализации |
29931 |
||
Капитал |
8025 |
4,0 |
90,4 |
Мобильные средства |
3091 |
13,0 |
27,6 |
Запасы |
2019 |
17,6 |
20,4 |
Дебиторская задолженность |
937 |
62,6 |
5,8 |
Кредиторская задолженность |
6978 |
5,0 |
71,4 |
Внеоборотные активы |
5869 |
5,2 |
68,9 |
Собственный капитал |
30 |
1995,4 |
0,2 |
Скорость оборота всех оборотных активов составляет 13 оборотов в год, что означает их прохождение от закупки сырья и материалов до продажи готовой продукции.
Дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств (6 дней и 20 дней соответственно).
Кредиторская задолженность предоставляется на более длительный период (71 день), чем дебиторская (6 дней), такое условие приемлемо для предприятия. Это означает, что дебиторы быстрее расплачиваются по своим обязательствам, чем анализируемое предприятие.
2.3.5. Анализ финансовых результатов.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
Несмотря на наличие положительного финансового результата ПО «Югорский Хлеб» в 2011 году (табл.10), можно увидеть ухудшение развития его текущей деятельности.
Таблица 10
Анализ динамики и структуры прибыли ПО «Югорский Хлеб»
Наименование показателя |
2010, т.р. |
2011, т.р. |
Изменение, т.р. |
Темп роста, % |
Структура, % | |
2010 |
2011 | |||||
Выручка от продажи товаров |
30600 |
29931 |
-669 |
97,8 |
100,0 |
100,0 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
29410 |
29368 |
-42 |
99,9 |
96,1 |
98,1 |
Валовая прибыль |
1190 |
563 |
-627 |
47,3 |
3,9 |
1,9 |
Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
1190 |
563 |
-627 |
47,3 |
3,9 |
1,9 |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие операционные доходы |
961 |
294 |
-667 |
30,6 |
3,1 |
1,0 |
Прочие операционные расходы |
1459 |
501 |
-958 |
34,3 |
4,8 |
1,7 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
692 |
356 |
-336 |
51,4 |
2,3 |
1,2 |
Прочее |
-334 |
-332 |
2 |
99,4 |
-1,1 |
-1,1 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
358 |
24 |
-334 |
6,7 |
1,2 |
0,1 |
За отчетный период чистая прибыль сократилась на 334 тыс. руб., что составило 93%. Это произошло в результате ускорения темпов роста операционных расходов и уменьшения выручки от продажи товаров.
Предприятию необходимо принять ряд мероприятий по увеличению выручки и снижению расходов. В связи с тем, что высокие коммерческие расходы, можно говорить о том, что предприятие активно работает над вопросами реализации продукции.
К негативной тенденции развития предприятия необходимо отнести увеличение доли себестоимости продукции в выручке реализации. Удельный вес валовой прибыли сократился на 2%.
Показатели рентабельности более полно характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величины показывают соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Таблица 11
Показатели рентабельности ПО «Югорский Хлеб», %
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
Отклонение |
1.Рентабельность производственной деятельности (продукции) |
1,217 |
0,082 |
-1,217 |
2.Рентабельность продаж |
3,889 |
1,881 |
-2,008 |
3.Рентабельность капитала |
35,410 |
6,987 |
-28,423 |
4.Рентабельность активов |
4,659 |
0,299 |
-4,659 |
5.Рентабельность основных производственных фондов |
6,731 |
0,419 |
-6,731 |
6.Рентабельность оборотных |
15,141 |
1,041 |
-14,100 |
В связи с сокращением чистой прибыли в 15 раз и в 2 раза прибыли от продаж все показатели рентабельности имеют в 2011 году отрицательные отклонения по сравнению с 2010 годом.
Рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. В предшествующем периоде организация получала 3,9 руб. с единицы реализованной продукции, а в отчетном – 1,9 руб.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличить продажи той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
Общая рентабельность отчетного периода также свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия. В отчетном году этот показатель снизился на 1,2% и составил 0,08%.
Рентабельность капитала позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. Величина прибыли за. 2011 г. ниже (24 тыс. руб.), чем среднегодовая величина капитала (343,5 тыс. руб.).
Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность предприятия, выпускающего этот товар, поэтому этот блок анализа играет очень важную роль в нашем маркетинговом исследовании. Проведем исследование конкурентоспособности товарной группы «Хлеб» ПО «Югорский хлеб».
При изучении продукции мы должны проанализировать соответствие требований наших клиентов характеристикам продукции, реализуемой ПО «Югорский хлеб». Такой анализ позволит понять мотивы покупателей, при выборе товара (табл. 12).
Таблица 12
Оценка соответствия характеристик товарной группы «Хлеб» ПО «Югорский хлеб» требованиям потребителей
Показатели |
Степень соответствия характеристик товара требованиям покупателей | |||||
Хуже |
Лучше | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1. Качество продукции |
х о | |||||
2. Цена |
о |
х | ||||
3. Срок реализации |
х о |
|||||
4.Индивидуальность товара |
о |
х |
Х- требования потребителей; О- характеристики продукции ПО «Югорский хлеб» .
Из таблицы 12 видно, что такие характеристики товарной группы «Хлеб» ПО «Югорский хлеб» как качество продукции и срок реализации совпадают с требованиями покупателей, а цена товара выше, чем требования покупателей, а индивидуальность ниже.
Далее проведем оценку товарной группы «Хлеб» относительно товара конкурента.
Существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции. Общее во всех этих методиках - товар рассматривается с точки зрения потребителя, а не производителя.
Исследование проводилось в
I. Получение балльной оценки
II. Расчет индексов
На первом этапе исследования выделяются следующие итерации:
- определение
состава потребительских и
- определение
иерархии этих параметров по
их значимости (важности) для покупателя
и расчет весовых
- балльная
оценка каждого параметра и
построение профиля
- расчет
среднего балла
Для товарной группы «Хлеб» существенными являются следующие параметры:
- качество (П1);
- ассортимент (П2);
- цена потребления, включающая цену продажи (ПЗ);
- упаковка (П4).
Параметры П1, П2и П4 являются потребительскими, а П3 относится к группе стоимостных характеристик.
Различные параметры имеют разную значимость для потребителей. Сразу определить "вес" каждого параметра достаточно сложно, поэтому в нашем исследовании использовался метод попарных сравнений параметров, значительно облегчающий эту задачу и дающий довольно точные и достоверные результаты.
Метод заключается в выполнении следующих шагов: