Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Таблица 24
Среднее содержание витаминов в хлебе (мг на 100 г продукта)
Наименование хлеба |
В1 |
В2 |
РР |
Хлеб пшеничный из муки 2-го сорта |
0,23 |
0,1 |
1,92 |
Хлеб пшеничный из муки 1-го сорта |
0,16 |
0,08 |
1,54 |
Хлеб пшеничный из муки высшего сорта |
0,11 |
0,06 |
0,92 |
При хранении хлеба уменьшается содержание витаминов, особенно рибофлавина (В2).
Минеральная ценность хлеба. Минеральные вещества играют важную роль в обменных процессах организма. В хлебе в значительных количествах содержатся калий, фосфор, магний, кальций, натрий, хлор, в меньших - железо, цинк, марганец, медь и др.
Данные о содержании минеральных веществ указаны в табл. 25
Таблица 25
Энергетическая ценность хлебных изделий
Наименование изделия |
Сорт муки |
Влажность, % |
Энергетическая ценность | |
Хлеб пшеничный |
2 |
41,2 |
ккал |
кДж |
Хлеб пшеничный |
1 |
39,5 |
220 |
920 |
Хлеб пшеничный |
высший |
37,8 |
226 |
946 |
Булки городские |
1 |
34,3 |
233 |
975 |
Сдоба |
1 |
29,0 |
254 |
1063 |
Булки повышенной калорийности |
1 |
23,0 |
288 |
1205 |
Суточная потребность организма человека в минеральных веществах за счет хлеба покрывается: в кальции - на 13-20 %; фосфоре - на 30-60 %; магнии - на 21-49 %; железе - на 50-70 %.
Кальция во всех сортах хлеба недостаточно, также неблагоприятное соотношение кальция и фосфора, часть фосфора находится в виде фитиновых соединений, которые снижают усвояемость кальция в пище.
Из приведенных данных табл. 25 видно, что энергетическая ценность зависит от влажности мякиша хлеба (чем больше влажность, тем ниже калорийность), от рецептуры. Внесение в тесто сахара и жира значительно увеличивает энергетическую ценность изделий.
Усвояемость хлебных изделий зависит от состояния организма человека, от химического состава и структуры мякиша хлеба и других факторов. Белки хлеба усваиваются на 70-85 %, жиры - 92-95 %, углеводы - 94-98 %.
Вкус и аромат хлеба. В настоящее время обнаружено около 200 соединений, участвующих в образовании вкуса и запаха. К их числу относятся органические кислоты, спирты, альдегиды, кетоны, сложные эфиры. Содержание этих веществ в хлебе зависит от используемого сырья, технологии приготовления теста, режимов выпечки.
Таблица 26
Анализ сильных и слабых сторон товара – багета «Московский»
Характеристика товара |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Характеристика товара |
1. Стандартный товар |
* |
Индивидуальный для продавца товар | |||||||||
2. Известная идея товара |
* |
Специфический для продавца товар | |||||||||
3.Незначительные различия для конкуренции |
* |
Явные различия в товаре | |||||||||
4.Много заменителей |
* |
Нет заменителей товара | |||||||||
5. Отсутствие имиджа товара |
* |
Имидж марки | |||||||||
6. Старый на рынке товар |
* |
Новый товар на рынке | |||||||||
7. Высокая цена |
* |
Низкая цена | |||||||||
8.Стандартные характеристики |
* |
Высокие характеристики | |||||||||
9. Неэкологичный |
* |
Экологичный товар | |||||||||
10. Невыразительный вид |
* |
Выразительные качества |
Максимальное число = 100
Полученное число = 64
Отношение, выраженное в %: 64%.
Анализируя сильные и слабые стороны продукта, было выявлено следующее (табл. 26). Выявленные преимущества позволят проектируемому товару получить необходимый спрос на рынке, а преодоление указанных недостатков повысят конкурентоспособность.
Качество — совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Качество – комплексный показатель, поэтому при проведении маркетингового исследования необходимо рассмотреть отдельные его составляющие для конкретного продукта. Целесообразно также провести сравнительный анализ показателей качества выпускаемой продукции и аналогичной продукции предприятий-конкурентов (или эталонной продукции), и таким образом оценить степень конкурентоспособности своего продукта.
Для оценки качества продукта планируемого производства рассмотрим следующие показатели в сравнении с товаром – эталоном (табл. 27).
Таблица 27
Оценка качества товара
Показатели качества |
Ранг |
Оценка в баллах |
Взвешенная оценка |
Параметрический индекс показателя качества |
Общий индекс конкурентоспособности | ||
Товар-эталон |
Факт |
Товар-эталон |
Факт | ||||
Химический состав, % |
0,25 |
10 |
10 |
2,5 |
2,5 |
1,0 |
0,25 |
Энергетическая ценность, ккал |
0,25 |
10 |
10 |
2,5 |
2,5 |
1,0 |
0,25 |
Содержание жирных кислот, мг/ 100г. |
0,10 |
10 |
10 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,10 |
Содержание аминокислот, мг/100г. |
0,10 |
10 |
10 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,10 |
Среднее содержание витаминов в хлебе, мг/ 100 г |
0,30 |
10 |
10 |
3,0 |
3,0 |
1,0 |
0,30 |
ИТОГО |
1,00 |
- |
- |
10,0 |
10,0 |
- |
1,00 |
Из данных таблицы видно, что проектируемый товар полностью соответствует товару – эталону, что свидетельствует о его конкурентоспособности на современном рынке хлебобулочных изделий.
Жизненный цикл товара. Любой товар имеет на рынке свой жизненный цикл. Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде.
Теория жизненного цикла товара – это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль и стратегию маркетинга с момента разработки товара и до его снятия с рынка.
Как правило, жизненный цикл товара включает в себя 4 этапа (стадии):
Несмотря на то, что для отдельных групп продуктов существуют различные по общей продолжительности и по соотношению фаз жизненные циклы, можно выделить некие их общие характеристики:
• всякий продукт имеет ограниченное время жизни на рынке;
• жизненный цикл продукта состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;
• каждая фаза требует соответствующего подхода к продукту и соответствующей стратегии, так как для каждой фазы характерна особая роль, которую продукт играет в жизни фирмы.
3.2. Маркетинговое обоснование бизнес-проекта
3.2.1. Анализ рыночных тенденций на рынке хлеба и хлебобулочных изделий. Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест.
Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек.
Сейчас на российском рынке хлеба присутствует как наследие СССР - традиционные виды хлеба – черный, белый, круглый, батон и буханка, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория – хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и т.п.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано, в первую очередь, с благосостоянием населения, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.
По данным Института питания РАМН, уровень потребления этого важного продукта питания в нашей стране в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической ситуации в стране и уровня доходов населения (рис.3.2).
Рис. 3.2. Уровень потребления хлеба и крупы жителем России в разные периоды времени, кг в год
Источник: http://www.conditer.ru/
Известно,
что современный россиянин
Объем
производства хлеба и
На данном этапе анализа необходимо также определить емкость рынка, то есть совокупный спрос на ассортимент товара.
По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%. По данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. За период с 2005 по 2009 гг. объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в России снизились на 20%. Промышленное производство хлеба на душу населения с 2005 по 2009 г. по России снизилось на 18%, в Московском регионе - на 15% .
Среди основных причин сокращения рынка следует отметить снижение численности населения, а также изменение в структуре потребления: сейчас происходит уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, вызванное ростом доходов. По официальным данным, реальные располагаемые денежные доходы россиян в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 10,2%, поэтому все больший процент населения имеет возможность существенно разнообразить продуктовый ряд.
По результатам исследования компании "АМИКО", для рынка хлеба и хлебобулочных изделий характерны сезонные колебания объемов производства, что связано с неравномерностью спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания. Так, спрос падает летом: в это время года горожанин съедает в два раза меньше хлебобулочных изделий, чем во все остальные сезоны. В течение недели спрос также подвержен колебаниям: он значительно возрастает в будние дни, а в выходные потребление хлеба падает почти в два раза. Возрастает спрос на хлеб также в праздничные дни.