Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Результаты перевода сводятся в матрицу попарных сравнений, которая для исследуемой продукции имеет следующий вид (табл.13).
Таблица 13
Шкала перевода значимости параметров
Качественная оценка |
Количественная оценка |
Значимость для покупателей двух сравниваемых параметров одинакова Первый параметр слабо значимее, чем второй Первый параметр значимее, чем второй Первый показатель сильно значимее, чем второй Первый показатель абсолютно значимее, чем второй |
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов |
Таблица 14
Матрица попарных сравнений
П1 |
П2 |
ПЗ |
П4 | |
П1 П2 ПЗ П4 |
1 1 1/3 1/5 |
1 1 1/4 1/5 |
3 4 1 1/5 |
5 5 5 1 |
2) Определяется общий балл по
каждому параметру путем
Сумма баллов параметра "Качество" — 10;
Сумма баллов параметра "Ассортимент" — 11;
Сумма баллов параметра "Цена" — 6,58;
Сумма баллов параметра "Упаковка" — 1,6;
Общая сумма баллов — 29,18.
3) Определяем коэффициент
d1 = 10 /29,18=0,34
d2 = 11 /29,18=0,38
d3 = 6,58/29,18 =0,23
d4 = 1,6/29,18=0,05
Определение набора параметров и их сравнительной значимости для покупателей — исходная точка анализа конкурентоспособности продукции. Далее эти параметры необходимо количественно определить.
В нашем исследовании для количественного определения параметров использовалась балльная оценка. Оцениваются все параметры по 9-ти балльной шкале, давая оценки по степени удовлетворения желаний потребителей, при этом высшую оценку 9 баллов получает идеальный товар.
Результаты проведенной оценки сведены в табл. 2.13.
По данным этой таблицы построим профили конкурентоспособности продукции фирмы ПО «Югорский хлеб» и основного конкурента - ООО «Сибторг» (табл. 16 и 17).
На этих профилях наглядно видны преимущества и недостатки товаров нашего предприятия по отношению к товарам конкурента.
Таблица 15
Оценка продукции
Наименование товарной группы |
ПО «Югорский хлеб» |
ООО «Сибторг» | ||||||||
П1 |
П2 |
ПЗ |
П4 |
Итого |
П1 |
П2 |
ПЗ |
П4 |
Итого | |
«Хлеб» |
8 |
8 |
8 |
8 |
32 |
8 |
7 |
7 |
7 |
29 |
«Кондитерские изделия» |
8 |
7 |
7 |
7 |
29 |
8 |
9 |
7 |
8 |
32 |
Условные обозначения: качество (П1); ассортимент (П2); цена потребления, включающая цену продажи (ПЗ); упаковка (П4).
Таблица 16
Профиль конкурентоспособности товарной группы «Хлеб»
Характеристика для оценки конкурентоспособности товара |
Балльная шкала | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
1. Качество, вкус 2. Престиж предприятия- 3. Ассортимент 4.Стоимостные характеристики товара, цена |
|
|
|
|
|
|
х х х |
ох
o о о |
|
Условные обозначения: о – ПО «Югорский хлеб»; х – ООО «Сибторг»
Рис. 2.1. Профиль конкурентоспособности товарной группы «Хлеб»
Таблица 17
Профиль конкурентоспособности товарной группы
«Кондитерские изделия»
Характеристика для оценки конкурентоспособности товара |
Балльная шкала |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||||||||
1. Качество, вкус 2. Престиж предприятия- 3. Ассортимент 4. Стоимостные характеристики товара, цена |
|
|
|
|
|
|
х о х |
xo
o
о |
х |
Условные обозначения: о — ПО «Югорский хлеб»; х — ООО «Сибторг»
Рис. 2.2. Профиль конкурентоспособности товарной группы
«Кондитерские изделия»
Рассчитаем средний балл
где Бк — средний балл конкурентоспособности товара, di — весовой коэффициент значимости i-го параметра, Вi — балльная оценка i-го параметра, n — количество оцениваемых параметров.
Товарная группа «Хлеб»:
«Югорский хлеб»
Бк = 0,34х8 + 0,38х8 + 0,23х8 + 0,05х8 =8
«Сибторг»
Бк = 0,34х8 + 0,38х7 + 0,23х7 + 0,05х7 = 7,34
Товарная группа «Кондитерские изделия»:
«Югорский хлеб»
Бк = 0,34х8 + 0,38х7 + 0,23х7 + 0,05х7 = 7,34
«Сибторг»
Бк = 0,34х8 + 0,38х9+ 0,23х7 + 0,05х8 = 8,15
Таким образом, по среднему баллу конкурентоспособности товарной группы «Хлеб» лидирует ПО «Югорский хлеб», а по товарной группе «Кондитерские изделия» уступает своему конкуренту ООО «Сибторг».
II. Расчет индексов конкурентоспособности.
Индексы конкурентоспособности позволяют определить степень удовлетворения потребностей покупателей по сравнению с какой-либо базой. В качестве базы используют или товары основных конкурентов, или товар-образец (наиболее полно удовлетворяющий требования покупателей на данном этапе), или "идеальное изделие".
В нашем исследовании индексы конкурентоспособности рассчитаны по отношению к "идеальному изделию" и продукции предприятия «Мечта» по следующим формулам:
J ид = Бк / Б ид
J к = Б к1 / Б к2 ,
где J ид — индекс конкурентоспособности по отношению к идеальному изделию; Jк — индекс конкурентоспособности по отношению к ЗАО «Сибторг»; Б ид — балльная оценка конкурентоспособности "идеального изделия"; Бк1 — средний балл конкурентоспособности товара анализируемого предприятия; Бк2 — средний балл конкурентоспособности товара конкурента.
Товарная группа «Хлеб»:
«Югорский хлеб» Jид = 8 / 9 = 0,89
«Сибторг» Jид= 7,34/9 = 0,82
Jк = 8 / 7,34 = 1,09
Полученные значения свидетельствуют о том, что желания потребителей удовлетворяются товарной группой «Хлеб» ПО «Югорский хлеб» больше, чем ООО «Сибторг» на 7%.
«Кондитерские изделия»:
«Югорский хлеб» Jид = 7,34 /9 =0,82
«Сибторг» Jид = 8,15/9 = 0,91
Jк = 7,34 / 8,15 = 0,9
По кондитерским изделиям ПО «Югорский хлеб» удовлетворяет желания потребителя на 9% меньше, чем продукция конкурента. Сведём полученные данные в таблицу 18
Таблица 18
Оценка конкурентоспособности продукции
Показатель |
ПО «Югорский хлеб» |
ООО «Сибторг» |
Средний балл конкурентоспособности товара, Бк Товарная группа «Хлеб» Кондитерские изделия |
8 7,34 |
7,34 8,15 |
Индекс конкурентоспособности товара по отношению к «идеальному изделию» «Хлеб» Jид Кондитерские изделия Jид |
0,89 0,82 |
0,82 0,91 |
Индекс конкурентоспособности товара по отношению к товару конкурента «Хлеб» Jк Кондитерские изделия Jк |
1,09 0,99 |
0,92 1,11 |
Таким образом, по результатам анализа конкурентоспособности можно сделать вывод, что ПО «Югорский хлеб» продает более конкурентоспособные товары по сравнению с изделиями основного конкурента ООО «Сибторг», что обусловлено, главным образом, продажей товаров по более благоприятным для потребителей ценам, и более привлекательной упаковкой товаров, но, тем не менее, для поддержания и роста конкурентоспособности продукции ПО «Югорский хлеб» необходимо расширение ассортимента продукции.
2.5. Оценка конкурентной позиции ПО «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска
Конкурентоспособность предприятия - это относительная и обобщенная характеристика предприятия и его продукции, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данной фирме и ее продукту.
Покупателей, потребляющих кондитерскую продукцию производителей города, интересуют, прежде всего, два параметра: цена и качество. Поэтому ПО «Югорский хлеб» провела оценку (по 6-ти балльной шкале) цены и качества изделий фирм-конкурентов по отношению к своей продукции. Результаты представлены ниже в табл. 19 и рисунке 2.8.
Таблица 19
Оценка параметра «цена-качество»
Категория |
ПО «Югорский хлеб» |
ООО «Сибторг» |
«Золотая Нива» |
Цена |
6 |
5 |
3 |
Качество |
5 |
5 |
4 |
Рис. 2.3. Оценка параметра «цена-качество»
Из полученных данных можно сделать вывод, что покупателей устраивает цена ПО «Югорский хлеб», остальные конкуренты явно проигрывают по этому показателю. По показателю «качество» можно выделить лидеров: ПО «Югорский хлеб» и ООО «Сибторг».
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется обществу в первую очередь для того, чтобы определить, в чём его преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки ПО собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.
Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Воспользуемся моделью «4Р».
Проведем балльный (по 9-ти балльной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих (ООО «Сибторг»и «Золотая Нива») конкурентов с собственной деятельностью ПО «Югорский хлеб» (табл. 20).