Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 864.49 Кб (Скачать файл)

Результаты перевода сводятся в матрицу попарных сравнений, которая для исследуемой продукции имеет следующий вид (табл.13).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13

Шкала перевода значимости параметров

Качественная оценка

Количественная оценка

Значимость для покупателей двух сравниваемых параметров одинакова

Первый параметр слабо значимее, чем второй

Первый параметр значимее, чем второй

Первый показатель сильно значимее, чем второй

Первый показатель абсолютно значимее, чем второй

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов


 

Таблица 14

Матрица попарных сравнений

 

П1

П2

ПЗ

П4

П1

П2

ПЗ

П4

1

1

1/3

1/5

1

1

1/4

1/5

3

4

1

1/5

5

5

5

1


 

2) Определяется общий балл по  каждому параметру путем суммирования  показателей в каждой строке  матрицы.

Сумма баллов параметра "Качество" — 10;

Сумма баллов параметра "Ассортимент" — 11;

Сумма баллов параметра "Цена" — 6,58;

Сумма баллов параметра "Упаковка" — 1,6;

Общая сумма баллов — 29,18.

3) Определяем коэффициент значимости  по каждому параметру как отношение  набранной параметром суммы баллов  к общей сумме.

d1 = 10 /29,18=0,34

d2 = 11 /29,18=0,38

d3 = 6,58/29,18 =0,23

d4 = 1,6/29,18=0,05

        Определение набора параметров и их сравнительной значимости для покупателей — исходная точка анализа конкурентоспособности продукции. Далее эти параметры необходимо количественно определить.

        В нашем исследовании для количественного определения параметров использовалась балльная оценка. Оцениваются все параметры по 9-ти балльной шкале, давая оценки по степени удовлетворения желаний потребителей, при этом высшую оценку 9 баллов получает идеальный товар.

       Результаты проведенной оценки сведены в табл. 2.13.

По данным этой таблицы построим профили конкурентоспособности продукции фирмы ПО «Югорский хлеб» и основного конкурента - ООО «Сибторг» (табл. 16 и 17).

       На этих профилях  наглядно видны преимущества  и недостатки товаров нашего  предприятия по отношению к  товарам конкурента.

 

 

 

 

Таблица 15

Оценка продукции

Наименование товарной группы

ПО «Югорский хлеб»

ООО «Сибторг»

П1

П2

ПЗ

П4

Итого

П1

П2

ПЗ

П4

Итого

«Хлеб»

8

8

8

8

32

8

7

7

7

29

«Кондитерские изделия»

8

7

7

7

29

8

9

7

8

32


Условные обозначения: качество (П1); ассортимент (П2); цена потребления, включающая цену продажи (ПЗ); упаковка (П4).

 

 

 

 

 

Таблица 16

Профиль конкурентоспособности товарной группы «Хлеб»

Характеристика для оценки конкурентоспособности товара

Балльная шкала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Качество, вкус

2. Престиж предприятия-изготовителя (марка)

3. Ассортимент

4.Стоимостные характеристики  товара, цена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

х

х

ох

 

o

о

о

 

 

 

 


Условные обозначения: о – ПО «Югорский хлеб»; х – ООО «Сибторг»

Рис. 2.1. Профиль конкурентоспособности товарной группы «Хлеб»

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 17

Профиль конкурентоспособности товарной группы

  «Кондитерские изделия»

Характеристика для оценки конкурентоспособности товара

Балльная шкала

               

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Качество, вкус

2. Престиж предприятия-изготовителя (марка)

3. Ассортимент

4. Стоимостные характеристики  товара, цена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

о

х

xo

 

o

 

о

 

 

 

х


Условные обозначения: о — ПО «Югорский хлеб»; х — ООО «Сибторг»

Рис. 2.2. Профиль конкурентоспособности товарной группы

 «Кондитерские  изделия»

       Рассчитаем средний балл конкурентоспособности по товарным группам предприятий-конкурентов с учетом весовых коэффициентов значимости по формуле:

                                                  (2.1)

где Бк — средний балл конкурентоспособности товара, di — весовой коэффициент значимости i-го параметра, Вi — балльная оценка i-го параметра, n — количество оцениваемых параметров.

       Товарная группа «Хлеб»:

«Югорский хлеб»

Бк = 0,34х8 + 0,38х8 + 0,23х8 + 0,05х8 =8

 «Сибторг»

Бк = 0,34х8 + 0,38х7 + 0,23х7 + 0,05х7 = 7,34

       Товарная группа «Кондитерские  изделия»:

«Югорский хлеб»

Бк = 0,34х8 + 0,38х7 + 0,23х7 + 0,05х7 = 7,34

 «Сибторг»

Бк = 0,34х8 + 0,38х9+ 0,23х7 + 0,05х8 = 8,15

        Таким образом, по среднему баллу конкурентоспособности товарной группы «Хлеб» лидирует ПО «Югорский хлеб», а по товарной группе «Кондитерские изделия» уступает своему конкуренту  ООО «Сибторг».

II. Расчет индексов конкурентоспособности.

        Индексы конкурентоспособности позволяют определить степень удовлетворения потребностей покупателей по сравнению с какой-либо базой. В качестве базы используют или товары основных конкурентов, или  товар-образец (наиболее полно удовлетворяющий требования покупателей на данном этапе),  или "идеальное изделие".

        В нашем исследовании индексы конкурентоспособности рассчитаны по отношению к "идеальному изделию" и продукции предприятия «Мечта» по следующим формулам:

J ид = Бк / Б ид                                                   (2.2)

          J к = Б к1 / Б к2 ,                                                (2.3)

где J ид — индекс конкурентоспособности по отношению к идеальному изделию; Jк — индекс конкурентоспособности по отношению к ЗАО «Сибторг»; Б ид — балльная оценка конкурентоспособности "идеального изделия"; Бк1 — средний балл конкурентоспособности товара анализируемого предприятия; Бк2 — средний балл конкурентоспособности товара конкурента.

       Товарная группа «Хлеб»:

«Югорский хлеб» Jид = 8 / 9 = 0,89

 «Сибторг» Jид= 7,34/9 = 0,82

Jк = 8 / 7,34 = 1,09

        Полученные значения свидетельствуют о том, что желания потребителей удовлетворяются товарной группой «Хлеб» ПО «Югорский хлеб» больше, чем ООО «Сибторг» на 7%.

«Кондитерские изделия»:

«Югорский хлеб» Jид = 7,34 /9 =0,82

 «Сибторг» Jид = 8,15/9 = 0,91

Jк = 7,34 / 8,15 = 0,9

        По кондитерским изделиям ПО «Югорский хлеб» удовлетворяет желания потребителя на 9% меньше, чем продукция конкурента. Сведём полученные данные в таблицу 18

Таблица 18

Оценка конкурентоспособности продукции

Показатель

ПО «Югорский хлеб»

ООО «Сибторг»

Средний балл конкурентоспособности товара, Бк

        Товарная группа «Хлеб»

        Кондитерские изделия

 

 

8

7,34

 

 

7,34

8,15

Индекс конкурентоспособности товара по отношению к «идеальному изделию»

        «Хлеб» Jид

        Кондитерские изделия Jид

 

 

0,89

0,82

 

 

0,82

0,91

Индекс конкурентоспособности товара по отношению к товару конкурента

               «Хлеб»   Jк

                Кондитерские изделия Jк

 

 

1,09

0,99

 

 

0,92

1,11


 

Таким образом, по результатам анализа конкурентоспособности можно сделать вывод, что ПО «Югорский хлеб» продает более конкурентоспособные товары по сравнению с изделиями основного конкурента ООО «Сибторг», что обусловлено, главным образом, продажей товаров по более благоприятным для потребителей ценам, и более привлекательной упаковкой товаров, но, тем не менее, для  поддержания и роста конкурентоспособности продукции ПО «Югорский хлеб»     необходимо расширение ассортимента продукции.

2.5. Оценка конкурентной  позиции  ПО «Югорский хлеб»  на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска

 

           Конкурентоспособность предприятия - это относительная и обобщенная характеристика предприятия и его продукции, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данной фирме и ее продукту.

Покупателей, потребляющих кондитерскую продукцию производителей города, интересуют, прежде всего, два параметра: цена и качество.  Поэтому ПО «Югорский хлеб» провела оценку (по 6-ти балльной шкале) цены и качества изделий фирм-конкурентов по отношению к своей продукции. Результаты представлены ниже в табл. 19 и рисунке 2.8.

Таблица 19

Оценка параметра «цена-качество» 

Категория

ПО «Югорский хлеб»

ООО

«Сибторг»

«Золотая Нива»

Цена

6

5

3

Качество

5

5

4


 

Рис. 2.3. Оценка параметра «цена-качество»

 

Из полученных данных можно сделать вывод, что покупателей устраивает цена ПО «Югорский хлеб», остальные конкуренты явно проигрывают по этому показателю. По показателю «качество» можно выделить лидеров: ПО «Югорский хлеб» и ООО «Сибторг».

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется обществу в первую очередь для того, чтобы определить, в чём его преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки ПО собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

        В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.

        Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Воспользуемся моделью «4Р».

        Проведем балльный (по 9-ти балльной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих (ООО «Сибторг»и «Золотая Нива») конкурентов с собственной деятельностью ПО «Югорский хлеб» (табл. 20).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия