Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 864.49 Кб (Скачать файл)

где Qj – оценка потребителями марки j;

Wk – важность характеристики k  (k=1, …, n);

Bjk – оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik – идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r – параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.

Преимущества метода заключаются в том, что он даёт представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.

Конкурентоспособность определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара

Алгоритм расчёта показателя.

Определяются отдельные показатели конкурентоспособности товара путём их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

где: Qi – показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi – величина i-го параметра товара;

Pi0 – величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):

где: n – число оцениваемых параметров;

ai – вес i-го параметра.

Очевидно, что чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого товара от этого идеала.

Графические модели оценки конкурентоспособности

Многоугольник конкурентоспособности

Удобным инструментом сравнения является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графические соединения оценок положения объекта (товара) и конкурентов по наиболее значимым направлениям (характеристикам), представленным в виде векторов-осей. Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных товаров друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного товара по отношению к другому. При этом для определения характеристик, по которым будет проводиться сравнение товаров, может использоваться экспертный метод или опрос потребителей.

Для количественного выражения характеристик применяется экспертный метод, используется метод шкалирования. Чаще всего используют семи- или пятнадцатибалльную шкалу.

Основными недостатками данного метода  являются:

    • применение экспертного метода, т.е. привнесение своей субъективной оценки;
    • трудность в количественном выражении таких качественных характеристик, как послепродажное обслуживание и т.д.;
    • данный метод не даёт точной количественной оценки характеристик товаров по заданным критериям.

Положительные стороны данного метода:

      • наглядно показывает слабые и сильные стороны товаров;
    • позволяет достаточно быстро и легко определить положение исследуемого товара относительно его конкурентов.

Матричный метод (матрица Бостонской консалтинговой группы)

В основе методики – анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. Используется метод фирмы Boston Consulting Group. Вертикальная ось – темпы роста рынка – определяет меру привлекательности рынка; горизонтальная ось – относительная доля рынка – определяет прочность положения компании на рынке. При делении матрицы на секторы можно выделить четыре типа СЭБ (стратегических элементов бизнеса).

«Звёзды» (stars). Товары с большой долей рынка, которые зачастую требуют серьёзного инвестирования для поддержания их быстрого роста. Со временем их рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров».

«Дойные коровы» (cash cows). Товары с низкими темпами роста и большой долей рынка;  устойчивые и преуспевающие СЭБ,  приносящие доход, который компания использует для поддержки других элементов бизнеса, требующих инвестирования.

«Тёмные лошадки» или «знаки вопроса» (question marks). Элементы бизнеса, имеющие небольшую долю быстрорастущих рынков и требующие большого объёма средств для сохранения своей доли рынка или для превращения в «звёзды». Руководству следует тщательно продумать, какие из «тёмных лошадок» стоит попробовать превратить в «звёзды», а какие поэтапно ликвидировать.

«Собаки» (dogs). Товары с низкой скоростью роста рынка и небольшой долей рынка, которые могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьёзными источниками дохода.

Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

Матрица Портера

Данная матрица построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.

 

Преимущество товара

Преимущество себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент рынка

Концентрация на сегменте


 

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентных позиций предприятия, была разработана матрица конкуренции.

  1. лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчинёнными;
  2. стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей;
  3. конкуренция на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе.

Недостатки концепции конкурентной стратегии:

    • данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций;
    • концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.

Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность. Использование только какого-то одного метода не даёт полного представления об уровне конкурентоспособности товара, поэтому при оценке необходимо использовать комплексный подход.  
2. Оценка конкурентоспособности потребительского общества (ПО) «Югорский хлеб»

2.1. Общая характеристика ПО «Югорский  Хлеб»

 

Потребительское общество «Югорский Хлеб» создано в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» и ст. 116 Гражданского Кодекс РФ, является добровольным объединением юридических и физических лиц, созданное на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для заготовительной, производственной, торговой, перерабатывающей и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Потребительское общество «Югорский Хлеб» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28.04.2000 N54-03, другими законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом.

Потребительское общество «Югорский Хлеб» - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты. Юридические и физические лица, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в общество, являются пайщиками.

Полное наименование общества: Потребительское общество «Югорский Хлеб».

Сокращенное наименование общества: ПО «Югорский Хлеб».

Юридический адрес: 628012, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г.Ханты-Мансийск, ул. Коминтерна, 32; Тел.: (3467)33-25-78, 33-24-79

Целью общества является удовлетворение материальных и социально- значимых потребностей пайщиков.

Для выполнения указанной цели общество осуществляет:

  • производство хлеба, булочных, бараночных, кондитерских, макаронных изделий и других продовольственных товаров для обеспечения в первую очередь структурных подразделений Ханты-Мансийского ГорПО;
  • торгово-закупочную деятельность;
  • оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, ларьков, киосков, лавок на дому, по заказам, в кредит, круглосуточно;
  • производство и реализацию продукции промышленного, культурно- оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
  • заготовительную деятельность, в том числе закупку всех видов сельхозпродукции и сырья,

а также сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);

  • создание фирменных магазинов;
  • консервирования плодов и овощей, производства копченостей;
  • пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;
  • транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;
  • привлечение заемных средств;
  • строительную деятельность, реализацию стройматериалов;
  • деятельность по оказанию бытовых (парикмахерские, раскрой тканей, ремонт сложной бытовой техники, часов, проявка фотопленок и т.д.), и ритуальных услуг;
  • внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками общества являются юридические и физические лица, достигшие возраста шестнадцати лет. Граждане  и  (или) юридические  лица,  желающие  стать  пайщиками,  после ознакомления с уставом общества подают в совет общества заявление в письменной форме о приеме в общество.

В соответствии с уставными целями и задачами общество обладает следующими правомочиями:

  • заниматься всеми видами деятельности, в том числе и предпринимательской деятельностью, не запрещенными законодательством Российской Федерации, направленными на удовлетворение потребностей пайщиков;
  • информировать пайщиков о деятельности потребительской кооперации через средства массовой информации, в том числе через газету "Российская кооперация;
  • учреждать хозяйственные общества, создавать учреждения, иметь структурные подразделения, в том числе филиалы, осуществляющие социально-экономические функции.
  • установленные для них обществом;
  • участвовать в хозяйственных обществах,' кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;
  • владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе денежными средствами, в соответствии с целями и задачами деятельности общества;
  • принимать меры по возврату (восстановлению) кооперативной собственности, незаконно отчужденной в пользу юридических или физических лиц;
  • в установленном законом порядке владеть и пользоваться землей и другими природными ресурсами;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке. установленном законодательством Российской Федерации;
  • создавать фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
  • распределять доходы между пайщиками;
  • привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;
  • осуществлять кредитование и авансирование пайщиков в соответствии с положением, утверждаемым советом общества
  • обжаловать в судебном порядке акты государственных органов и органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающих права общества;
  • самостоятельно определять форму оплаты труда, меры социальной защиты работников.
  • вести работу с молодежью (проведение в школах занятий по основам кооперации, организация художественной самодеятельности, спортивных мероприятий, дискотек и т.д.).
  • создание студенческих, школьных кооперативов;
  • оказание помощи, с учетом имеющейся финансовой возможности, больным, немощным, бедным и нуждающимся в распашке огородов, доставке дров, ремонте жилья и т.д.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия