Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:56, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия по производству хлебобулочных изделий.
В соответствии с поставленной целью нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия;
проведение оценки конкурентной позиции потребительского общества «Югорский хлеб» на рынке хлебобулочных изделий г. Ханты-Мансийска;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
где Qj – оценка потребителями марки j;
Wk – важность характеристики k (k=1, …, n);
Bjk – оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
Ik – идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
r – параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.
Преимущества метода заключаются в том, что он даёт представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
Конкурентоспособность определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара
Алгоритм расчёта показателя.
Определяются отдельные показатели конкурентоспособности товара путём их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
где: Qi – показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi – величина i-го параметра товара;
Pi0 – величина i-го параметра для товара-эталона.
Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):
где: n – число оцениваемых параметров;
ai – вес i-го параметра.
Очевидно, что чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого товара от этого идеала.
Графические модели оценки конкурентоспособности
Многоугольник конкурентоспособности
Удобным инструментом сравнения является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графические соединения оценок положения объекта (товара) и конкурентов по наиболее значимым направлениям (характеристикам), представленным в виде векторов-осей. Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных товаров друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного товара по отношению к другому. При этом для определения характеристик, по которым будет проводиться сравнение товаров, может использоваться экспертный метод или опрос потребителей.
Для количественного выражения характеристик применяется экспертный метод, используется метод шкалирования. Чаще всего используют семи- или пятнадцатибалльную шкалу.
Основными недостатками данного метода являются:
Положительные стороны данного метода:
Матричный метод (матрица Бостонской консалтинговой группы)
В основе методики – анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат. Используется метод фирмы Boston Consulting Group. Вертикальная ось – темпы роста рынка – определяет меру привлекательности рынка; горизонтальная ось – относительная доля рынка – определяет прочность положения компании на рынке. При делении матрицы на секторы можно выделить четыре типа СЭБ (стратегических элементов бизнеса).
«Звёзды» (stars). Товары с большой долей рынка, которые зачастую требуют серьёзного инвестирования для поддержания их быстрого роста. Со временем их рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров».
«Дойные коровы» (cash cows). Товары с низкими темпами роста и большой долей рынка; устойчивые и преуспевающие СЭБ, приносящие доход, который компания использует для поддержки других элементов бизнеса, требующих инвестирования.
«Тёмные лошадки» или «знаки вопроса» (question marks). Элементы бизнеса, имеющие небольшую долю быстрорастущих рынков и требующие большого объёма средств для сохранения своей доли рынка или для превращения в «звёзды». Руководству следует тщательно продумать, какие из «тёмных лошадок» стоит попробовать превратить в «звёзды», а какие поэтапно ликвидировать.
«Собаки» (dogs). Товары с низкой скоростью роста рынка и небольшой долей рынка, которые могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьёзными источниками дохода.
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.
Матрица Портера
Данная матрица построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.
Преимущество товара |
Преимущество себестоимости | |
Вся отрасль |
Дифференцированность |
Лидерство по затратам |
Один сегмент рынка |
Концентрация на сегменте |
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентных позиций предприятия, была разработана матрица конкуренции.
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
Потребительское общество «Югорский Хлеб» создано в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» и ст. 116 Гражданского Кодекс РФ, является добровольным объединением юридических и физических лиц, созданное на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для заготовительной, производственной, торговой, перерабатывающей и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительское общество «Югорский Хлеб» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28.04.2000 N54-03, другими законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом.
Потребительское общество «Югорский Хлеб» - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты. Юридические и физические лица, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в общество, являются пайщиками.
Полное наименование общества: Потребительское общество «Югорский Хлеб».
Сокращенное наименование общества: ПО «Югорский Хлеб».
Юридический адрес: 628012, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г.Ханты-Мансийск, ул. Коминтерна, 32; Тел.: (3467)33-25-78, 33-24-79
Целью общества является удовлетворение материальных и социально- значимых потребностей пайщиков.
Для выполнения указанной цели общество осуществляет:
а также сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками общества являются юридические и физические лица, достигшие возраста шестнадцати лет. Граждане и (или) юридические лица, желающие стать пайщиками, после ознакомления с уставом общества подают в совет общества заявление в письменной форме о приеме в общество.
В соответствии с уставными целями и задачами общество обладает следующими правомочиями: