Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:19, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика организации".

Файлы: 1 файл

экономика предпр НОВ.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Введение

Начало возникновения  предпринимательства приходится на Средние века, когда ремесленники купцы и являлись первыми предпринимателями. С зарождением капитализма стремление к богатству порождало желание  получать максимальную прибыль. С середины ХVI в. Появляются первые акционерные компании в сфере международной торговли.

 В России предпринимательство  зародилось еще в Киевской  Руси в торговой форме и  в виде промыслов. Первыми предпринимателями  в России были мелкие торговцы  и купцы.  Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I. Далее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Отмена крепостного права в 1861г. явилась серьезным стимулом для развития предпринимательства. Произошла реорганизация тяжелой промышленности, оживилась акционерная деятельность. В 1890-е годы сложилась индустриальная база предпринимательства. После завершения Октябрьской революции началась ликвидация рыночных экономических связей. Были экспроприированы средства производства и имущество частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика (1921-1926гг.). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь было свернуто и лишь в 1990 годы началось его возрождение в России. В результате экономических реформ получили развитие различные виды предпринимательства, значительно увеличилось число коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые становятся ведущим субъектом рыночной экономики.

Осуществляемые в Российской федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственные цивилизованные черты.

Стать предпринимателем хотят люди разных профессий: инженеры, врачи, строители, художники, артисты и т.д. и становятся. Но чтобы успешно управлять своим бизнесом, надо хорошо знать экономику своего дела, уметь эффективно им управлять.

В условиях рынка  любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является, по существу, предпринимателем.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Важнейшие черты  предпринимательства:

- самостоятельность  и независимость хозяйствующих  субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по любому вопросу (в рамках правовых норм);

- экономическая  заинтересованность – главная  цель предпринимательства – получение  максимально возможной прибыли.  Вместе с тем, преследуя свои  сугубо личные интересы получения  высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

Хозяйственный риск и ответственность. При любых  самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.

Производственное  предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

В состав фирмы  может входить несколько предприятий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Среди основных черт предприятия можно выделить следующие:

1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики.

2. Любое предприятие  должно иметь в наличии комплекс необходимых ресурсов, посредством которых будет осуществляться производство заданных товаров и услуг, это: 1) природные ресурсы;      2) материальные ресурсы; 3) трудовые ресурсы; 4) предпринимательский ресурс, или способность к предпринимательству.

3. Каждое предприятие  имеет в своей собственности обособленное имущество. Кроме того, крайне важно наличие экономической самостоятельности. Таким образом, предприятие «само» определяет что производить, где и в каких количествах.

4. Экономическая ответственность предприятия – обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.

5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.

В современном  экономическом словаре - малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону, объеме деятельности.

Задачи предприятия:

1) стабильное  получение прибыли, что дает  возможность дальнейшего развития  и преобразования, внедрения технологий и использование новых методов производства;

2) обеспечение  потребителя качественной продукцией  и в достаточном количестве. Самое  главное, чтобы на рынке товаров  и услуг так или иначе наблюдалось  равновесие спроса и предложения,  чтобы предприятие целиком и полностью удовлетворяло потребительский спрос;

3) обеспечение  персонала своевременной и достойной  заработной платой. Кроме того, должна  действовать система надбавок, премий  и иметься возможность профессионального  роста, что само по себе стимулирует  работников к высокому результату. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников.

С точки зрения этичности организации любое  предприятие должно нести ответственность  за состояние окружающей среды и  стремиться снизить уровень вредного воздействия.

Основу любой  экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно  только какое-то время проедать накопленное  богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность предприятий, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики. Основанием сложной пирамиды экономики страны являются предприятия.

Главная задача предприятия - возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Предприятие  как субъект и объект предпринимательской  деятельности

Тема 1 Сущность и функции потребительского рынка как среды функционирования предприятия

Под товарным производством понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос и предложение. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:

  • товарное производство неразвитого рынка;
  • товарное производство свободного рынка;
  • товарное производство регулируемого рынка;
  • товарное производство деформированного рынка

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации закона спроса: рост спроса вызывает снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.

Конкуренция — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.

Классификация рынков проводится по различным критериям:

  • по географическому признаку — внутренний (региональный, местный, национальный и т.д.) и внешний (мировой, пограничный и т.д.);
  • по характеру продаж — оптовый и розничный;
  • по отраслевому признаку — рынок сырья (уголь, нефть, газ, древесина и т.п.); рынок продовольствия (зерно, рыба, мясо и т.п.); рынок машиностроения (автомобили, машины и т.п.); другие отраслевые рынки;
  • по характеру объекта товарообмена:

Рынок товаров и услуг

Финансовый рынок

Рынок интеллектуальной продукции

Рынок труда

  1. Рынок средств производства
  2. Рынок потребительских товаров — товаров, поступающих для конечного потребления населением
  3. Рынок услуг производственного и непроизводственного

назначения

  1. Рынок ценных бумаг
  2. Рынок денег (капитала)
  3. Валютный и ссудный
  1. Рынок технологий,
  2. опытно-конструкторских разработок
  3. Рынок фундаментальной научной

информации

  1. Занятые
  2. Безработные
  3. Биржи труда
  4. Система подготовки и переподготовки кадров

  • по отношению к субъекту рыночных отношений — рынок продавца; рынок покупателя; рынок посреднических операций (рынок промежуточных продавцов).

Каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой — системой специализированных организаций, в которую входят;

  • кредитная система;
  • биржи (система биржевой торговли);
  • сеть самостоятельных предприятий оптовой и розничный торговли.

Кредитная система состоит из страховых компаний, банковской системы, фондов профсоюзов и других организаций.

Биржа — это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого комитета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институты. Биржи бывают товарными (специализированными по продуктам и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бумагами), валютными (для обмена национальных валют).

Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы — ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.

Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и приспособляемостью. Однако рынок еще не исчерпал полностью своих возможностей: интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.

 

Тема 2 Общая характеристика организационных  форм торговых предприятий

Предприятие - субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Предприятие чаще всего образует юридическое лицо, отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В экономике функционируют самые различные юридические лица, которые отличаются друг от друга по целому ряду признаков. По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые, инвестиционные, транспортные, в сфере услуг и т. д.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"