Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика организации".
Введение
Начало возникновения
предпринимательства приходится на
Средние века, когда ремесленники
купцы и являлись первыми предпринимателями.
С зарождением капитализма
В России предпринимательство
зародилось еще в Киевской
Руси в торговой форме и
в виде промыслов. Первыми
Осуществляемые в Российской федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственные цивилизованные черты.
Стать предпринимателем хотят люди разных профессий: инженеры, врачи, строители, художники, артисты и т.д. и становятся. Но чтобы успешно управлять своим бизнесом, надо хорошо знать экономику своего дела, уметь эффективно им управлять.
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является, по существу, предпринимателем.
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Важнейшие черты предпринимательства:
- самостоятельность
и независимость хозяйствующих
субъектов. Любой
- экономическая
заинтересованность – главная
цель предпринимательства –
Хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
В состав фирмы
может входить несколько
Среди основных черт предприятия можно выделить следующие:
1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики.
2. Любое предприятие
должно иметь в наличии комплек
3. Каждое предприятие
имеет в своей собственности об
4. Экономическая ответственность предприятия – обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.
5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.
В современном экономическом словаре - малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону, объеме деятельности.
Задачи предприятия:
1) стабильное
получение прибыли, что дает
возможность дальнейшего
2) обеспечение
потребителя качественной
3) обеспечение
персонала своевременной и
С точки зрения этичности организации любое предприятие должно нести ответственность за состояние окружающей среды и стремиться снизить уровень вредного воздействия.
Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность предприятий, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики. Основанием сложной пирамиды экономики страны являются предприятия.
Главная задача предприятия - возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям продукции.
Раздел 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
Тема
1 Сущность и функции потребительского
рынка как среды
Под товарным производством понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.
Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос и предложение. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:
Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации закона спроса: рост спроса вызывает снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.
Конкуренция — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.
Классификация рынков проводится по различным критериям:
Рынок товаров и услуг |
Финансовый рынок |
Рынок интеллектуальной продукции |
Рынок труда |
назначения |
|
информации |
|
Каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой — системой специализированных организаций, в которую входят;
Кредитная система состоит из страховых компаний, банковской системы, фондов профсоюзов и других организаций.
Биржа — это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого комитета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институты. Биржи бывают товарными (специализированными по продуктам и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бумагами), валютными (для обмена национальных валют).
Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы — ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и приспособляемостью. Однако рынок еще не исчерпал полностью своих возможностей: интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.
Тема 2 Общая характеристика организационных форм торговых предприятий
Предприятие - субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
Предприятие чаще всего образует юридическое лицо, отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.
В экономике функционируют самые различные юридические лица, которые отличаются друг от друга по целому ряду признаков. По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые, инвестиционные, транспортные, в сфере услуг и т. д.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"