Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика организации".
Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых предприятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.
Тенденции развития экономики, в первую очередь региональной, ¾ стабилизация, рост или спад ¾ будут иметь определяющее воздействие на рынок, на котором работает предприятие.
Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то что их интересуют прежде всего цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий.
Политические факторы тесно переплетены как на общегосударственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей.
Рассмотрим социально-
Особое внимание следует уделять изучению характера изменения денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы и региона. Обычно при увеличении денежных доходов в среднем на одно домашнее хозяйство происходит повышение потребления непродовольственных товаров, а при их снижении растут расходы населения на покупку продовольствия.
Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рынков (пример тому ¾ рынок персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может полностью изменить способы работы торговых предприятий, как это произошло после изобретения штриховых кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электронными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют увеличить пропускную способность магазина, совершенствовать методы продажи товаров, повысить производительность труда торговых работников, что, в свою очередь, приводит к росту товарооборота.
Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товарооборот, но тем не менее они могут отразиться на его развитии. К ним можно отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т. п. Прежде всего следует изучать те факторы, которые наиболее заметно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как благоприятную возможность.
Анализ товарооборота представляет собой процесс исследования условий и результатов его формирования с целью выявления резервов повышения эффективности торговой деятельности предприятия. К задачам анализа товарооборота относятся:
Основным показателем выполнения плана товарооборота является уровень (процент) выполнения плана, который определяется как отношение фактического товарооборота к плановому, выраженное в процентах.
Большое значение имеет определение абсолютного размера перевыполнения (или недовыполнения) плана товарооборота, который рассчитывается как разность между фактическим и плановым товарооборотом. Размер абсолютного отклонения показывает, какую сумму выручки предприятие дополнительно получило сверх плана или наоборот.
Для предприятий розничной торговли данные оперативного учета позволяют изучить ритмичность и равномерность продаж, которые характеризуют бесперебойность работы торгового предприятия в реализации товаров покупателям, а также в поступлении товаров от поставщиков. Требование ритмичности розничного товарооборота обусловливается непрерывностью потребления (особенно продовольственных товаров). Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообороте и эффективность работы торговой фирмы снижается.
Существует два метода расчета коэффициента ритмичности.
Наиболее простым способом ритмичность оценивают отношением количества периодов, за которые план по объему товарооборота был выполнен, к общему количеству периодов.
Но показатель, рассчитанный данным методом, недостаточно конкретен и не оперативен. Для максимального бесперебойного увеличения выручки важно, чтобы предложение полного ассортимента товара было ежедневным. Отсутствие востребованного товара в продаже хотя бы один день называют дефицитом предложения, из-за которого торговое предприятие несет потери в товарообороте. Поэтому стабильность работы торговых предприятий, особенно розничных, оценивается по дням недели.
Для этого используют коэффициент ритмичности, определяемый как отношение ежедневного фактического товарооборота в пределах плана к ежедневному плановому обороту.
Коэффициент ритмичности измеряется в долях единицы и выражается числами от 0 до 1. Чем ближе коэффициент к единице, тем ритмичнее осуществляются продажи, и, наоборот, приближение коэффициента к нулю означает неритмичность работы торгового предприятия.
Для определения коэффициента равномерности продаж необходимо предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение а и коэффициент вариации v:
Среднее квадратическое отклонение показывает степень отклонения уровня выполнения плана товарооборота от его средних данных, а коэффициент вариации отражает неравномерность изменения этого показателя.
Отсюда коэффициент равномерности Кравн = 1 - v.
Анализ динамики товарооборота имеет большое значение для выявления тенденций и закономерностей развития продажи товаров, которые могут быть учтены при прогнозировании оборота на будущий период. В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов:
При анализе динамики товарооборота строится динамический ряд, в котором приводятся данные за несколько лет, но не менее чем за три года. Для количественной оценки динамики товарооборота применяются аналитические показатели: абсолютные приросты, темпы роста и прироста, темпы наращивания и др.
В рядах динамики сильно колеблющихся уровней основная тенденция непосредственно не просматривается, поэтому при изучении тренда товарооборота решаются две задачи: выявление тренда и описание его качественной характеристики; измерение выявленного тренда через определение его количественных параметров. Наиболее распространенными методами изучения тренда являются: укрупнение интервалов, сглаживание скользящей средней, аналитическое выравнивание. Конкретное их использование зависит от характера исходной информации и определяется задачами анализа.
Анализ сезонности направлен на выявление постоянных и исключение случайных колебаний товарооборота в течение года. Сезонным изменениям продажи подвержено большинство товаров. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности, которые в общем виде определяются отношением исходных (эмпирических) уровней ряда динамики к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения. В процессе анализа возникает задача определения в качестве базы сравнения соответствующих теоретических уровней тренда. В зависимости от характера тренда применяются различные методы выявления сезонности: метод простой средней, метод скользящей средней, аналитическое выравнивание и др.
Изучение состава товарооборота является важным разделом анализа. Состав товарооборота предприятия розничной торговли изучается в зависимости от состава конечных потребителей, сроков расчета за реализованные товары, форм денежных расчетов, места реализации товаров, товарного ассортимента. Состав товарооборота предприятия оптовой торговли изучается в зависимости от формы товародвижения, регионального фактора, сроков расчета за реализованные товары, категории покупателей, товарного ассортимента. На практике наиболее широкое распространение получил анализ товарной структуры товарооборота, под которой понимается распределение объемов продажи товарных групп, находящихся в определенном соотношении в товарообороте.
Состав товарооборота характеризуют относительные величины структуры, которые исчисляются как отношение объема товарооборота каждого из элементов к общему объему товарооборота торгового предприятия, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Показатели структуры могут быть выражены также в долях (база сравнения принимается за 1). Сравнение структуры товарооборота за разные периоды времени позволяет проследить структурные изменения, произошедшие во времени.
Факторный анализ товарооборота дает возможность количественно измерить влияние факторов и оценить резервы его роста.
Основные факторы, оказывающие влияние на объем товарооборота, можно подразделить на три группы: товарное обеспечение (объем товарных ресурсов); обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда; состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.
Факторы, связанные с товарными ресурсами. С экономической точки зрения товарные ресурсы представляют собой совокупное предложение товаров за определенный период и зависят от поступления товаров и состояния товарных запасов. Зависимость товарооборота и товарных ресурсов может быть получена из формулы товарного баланса:
ТО = зн + П -В - зк,
где ТО - товарооборот, тыс. руб.;
Зн - остаток товаров на начало периода, тыс. руб.;
П - поступление товаров в течение периода, тыс. руб.;
В - прочее выбытие товаров, тыс. руб.;
Зк - остаток товаров на конец периода, тыс. руб.
Изменение каждого из алгебраических слагаемых будет составлять размер влияния соответствующего фактора на объем товарооборота. Следовательно, на динамику товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное - увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.
Факторы, связанные с обеспеченностью предприятия трудовыми ресурсами и эффективностью труда. Объем товарооборота зависит от среднесписочной численности работников и производительности труда:
Влияние факторов определяется методом абсолютных разниц:
Факторы, связанные с состоянием основных средств предприятия и эффективностью их использования. Объем товарооборота зависит от размера торговой (в оптовой торговле - складской) площади и интенсивности ее использования:
Товарооборот является стоимостным показателем, поэтому на его размер оказывают влияние инфляционные процессы. Следовательно, отдельным элементом факторного анализа можно рассматривать анализ влияния ценового и объемно-структурного факторов.
Изменение товарооборота за счет изменения цен реализации:
Изменение товарооборота за счет изменения объемно-структурного фактора:
Величина условного объема товарооборота:
План продаж является основным в планировании деятельности торгового предприятия, поскольку объем продаж влияет практически на все составляющие общефирменного плана.
Плановый объем товарооборота рассчитывается различными методами, выбор которых определяется целевой установкой развития товарооборота. На практике наиболее распространенной является методика планирования товарооборота, ориентированная на динамику его развития. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота на основе среднегодового темпа роста товарооборота за три-пять лет, предшествующих планируемому году:
Для определения плановой структуры товарооборота применяется экономико-статистический метод, который основывается на сглаживании удельных весов реализации каждой товарной группы в общем объеме товарооборота за несколько лет.
При планировании товарооборота по периодам необходимо учитывать сезонность спроса на товары, реализуемые торговым предприятием.
Тема 9 Товарное обеспечении товарооборота, товарные ресурсы
Товар имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой ¾ принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу. Пока товар не продан, пока он находится в каналах сферы обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Следует отметить, что товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. Таким образом, конечная цель товарного запаса ¾ быть проданным, т. е. обмененным на деньги. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, переходя из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товар как можно быстрее прошел путь по каналам рынка от момента его производства до момента продажи.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"