Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика организации".
Производственный кооператив отличается от товариществ и от обществ. Это отличие заключается, прежде всего, в следующем:
Система взаимоотношений предпринимателей может устанавливаться за счет образования каким-либо предприятием дочерних компаний. Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое, преобладающее общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО. Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным этим обществом во исполнение таких указаний. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
В настоящее время широкое распространение получает практика укрупнения капитала. В современной российской экономике возникают такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, финансово-промышленные группы, ассоциации, консорциумы, синдикаты, тресты.
Холдинговая компания образуется, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. При этом предприятия, входящие в холдинговое объединение, остаются в правовом отношении самостоятельными.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Необходимость создания ФПГ определяется потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию.
Ассоциация - это добровольное объединение (союз) независимых предприятий и организаций. Ассоциации относятся к одной из самых мягких форм объединений; они создаются на договорной основе для осуществления совместных дорогостоящих проектов и координации общей деятельности.
Консорциум - временное добровольное объединение предприятий, образуемое для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. После выполнения конкретных задач консорциум прекращает свое существование.
Синдикат - форма договорного объединения предприятий, предполагающая создание единой сбытовой (и закупочной) сети. Основная цель синдиката состоит в устранении конкуренции между этими участниками в области сбыта и закупок сырья. Организационное оформление синдикатов осуществляется в двух формах - простое соглашение, устанавливающее рамки деятельности входящих в синдикат организаций, и формирование специальных органов синдиката (в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью), на которые возлагаются определенные функции.
Трест - форма объединения предприятий, при которой они сливаются в единый производственный комплекс и полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Тема 3 Экономические основы развития коммерческих предприятий
Предприятие представляет собой первичное звено национальной экономики, реализующее собственные интересы посредством производства товаров и услуг путем комбинирования факторов производства (ресурсов).
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Поэтому для эффективного функционирования предприятию необходимо учитывать взаимосвязь параметров рынка и их влияние на деятельность предприятия.
Рынок как экономическая категория, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений, представляет собой совокупность экономических отношений и связей между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями) в процессе движения товаров.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене.
Предложение - количество товара, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене.
Цена - форма проявления стоимости и ценности товара.
Рыночный механизм обеспечивает согласование интересов товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей), поскольку между ценой и количеством товаров действует двойная взаимосвязь: с позиции покупателя (потребителя) и продавца (производителя).
С позиции покупателя: чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы приобрести покупатели, тем выше на него спрос. Эта зависимость цены и количества товаров, которая описывает поведение потребителя, называется законом спроса. Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого товара.
С позиции производителя (продавца): чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Зависимость цены от количества товаров с позиции производителя называется законом предложения, и его сущность состоит в том, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Закон предложения показывает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара.
На рынке существует конкуренция, также влияющая на спрос и предложение. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и покупке взаимно соответствуют, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка, в результате чего поддерживается равновесие экономической системы в целом.
Одной из наиболее активных форм экономической деятельности является предпринимательство.
Предпринимательская деятельность - организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Трактовка понятия предпринимательской деятельности, данного ГК РФ, позволяет выделить несколько характерных особенностей предпринимательства:
Объектом предпринимательской деятельности является определенный вид деятельности. Соответственно выделяется производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство.
Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров. Технология коммерческой сделки основана на положении, что цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы провести сделку намечаемого масштаба.
Основной структурной единицей предпринимательской деятельности является предприятие. С учетом изложенного торговое предприятие может рассматриваться как форма коммерческого предпринимательства.
Торговое предприятие выступает важнейшим участником рыночных отношений, поскольку его основное предназначение, миссия сводится к поставке на рынок определенных товаров и к удовлетворению личных и общественных потребностей в них. Значимость торгового предприятия обусловлена главной функцией, которую оно выполняет на рынке, - продвижение на рынок различных товаров, выступающих средством удовлетворения рыночного спроса.
Основным фактором, обусловливающим мотивационное воздействие на торговое предприятие в успешной реализации его главной функции, является получение им прибыли как важнейшего средства обеспечения экономического развития этого предприятия и повышения благосостояния его собственников.
Таким образом, двуединая цель функционирования торгового предприятия состоит в следующем: удовлетворение рыночного спроса на товары и получение на этой основе прибыли.
Прибыль является основным источником финансовых ресурсов, используя которые торговое предприятие в состоянии реализовывать свои интересы, т. е. прибыль является его внутренней целью. При этом необходимо отметить, что возможность удовлетворения внутренних интересов достижима тогда, когда торговое предприятие выполнит свою главную функцию, т.е. продаст товары, удовлетворив тем самым существующие на рынке потребности в них, а значит, реализует свою внешнюю цель.
Торговое предприятие в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно испытывает воздействие внешней среды. Результаты и эффективность деятельности любого предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Воздействие внешней среды на предприятие является, во-первых, многофакторным, во-вторых, динамичным и, в-третьих, неопределенным.
Вся совокупность факторов внешней среды может быть дифференцирована на две группы: факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды).
Факторы прямого воздействия прямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития торгового предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений.
Потребители являются основным фактором прямого воздействия, от которого зависит успешная реализация главной цели функционирования торгового предприятия, заключающаяся в максимизации прибыли и удовлетворении рыночной потребности. Воздействие этого фактора на эффективность деятельности и перспективы развития торгового предприятия обусловливает необходимость обязательного и постоянного осуществления маркетинговой деятельности. Изучение рыночного спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики - основной путь успешного решения всех задач торгового предприятия.
Поставщики товарных ресурсов являются немаловажным фактором для торгового предприятия. Воздействие данного фактора проявляется через уровень цен на товары, качество, объемы и сроки их поставки. Основным инструментом уменьшения силы воздействия этого фактора (поставщиков) являются маркетинговые исследования в области закупки товаров. В условиях конкурентной среды у каждого предприятия существует возможность избежать зависимости от одного поставщика.
Конкуренты как фактор прямого воздействия оказывают свое влияние на торговое предприятие не только на рынке аналогичных товаров, но и на поставщиков различных ресурсов, и на посредников. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность и возможность покупателей торговаться; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой.
Государство как фактор влияния внешней среды занимает особое место, поскольку выступает регулирующим и защищающим звеном для предприятий. Эта роль государства проявляется в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д.
К внешним факторам косвенного воздействия (факторам макросреды) относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, природно-климатические и политические. Несмотря на то, что все эти факторы несут определение «косвенного» воздействия, степень их влияния не менее существенна, чем воздействие факторов микросреды.
Экономические факторы составляют микроокружение торгового предприятия, поэтому влияют на многие аспекты его деятельности, в том числе на уровень экономической эффективности и возможности развития. К экономическим факторам косвенного воздействия на торговое предприятие можно отнести состояние финансовой системы региона, покупательную способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.
К социальным факторам внешней среды косвенного воздействия относятся организационная и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, профессиональные и личностные качества работников предприятия, уровень здравоохранения. Социальная среда во многом определяет номенклатуру, объемы продаж торгового предприятия и порой качество товаров, которые покупает население.
Демографические факторы косвенного воздействия относятся к числу важнейших факторов макросреды, поскольку население, динамика изменения его численности во многом определяет, с одной стороны, реальные возможности обеспечения торгового предприятия трудовыми ресурсами, а с другой - формирует уровень и масштабы рыночных потребностей.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"