Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:19, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика организации".

Файлы: 1 файл

экономика предпр НОВ.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

В ходе анализа эффективности труда определяется соотношение темпов изменения производительности груда и средней заработной платы, которое характеризует коэффициент соотношения (опережения или отставания). Он исчисляется отношением индекса производительности труда к индексу средней заработной платы. Положительным фактором и экономике предприятия является значение коэффициента соотношения больше единицы. Несоблюдение этого условия приводит к перерасходу фонда заработной платы.

Полноту использования 'трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности работников (Ч), количества отработанных дней одним работником в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):

Анализ использования календарного фонда времени для выявления причин его потерь проводится по данным фактического и планового баланса рабочего времени. Для этого используется метод абсолютных разниц.

При расчете бюджета рабочего времени различают три вида фондов рабочего времени: календарный, номинальный и эффективный (реальный).

Календарный фонд рабочего времени определяется из расчета количества календарных дней в плановом периоде.

Номинальный фонд рабочего времени - на основе максимального количества рабочих дней в плановом периоде. Он равен календарному фонду за вычетом нерабочих дней.

Эффективный (полезный) фонд рабочего времени - на основе среднего количества рабочих дней, реально используемых в течение планового периода. Он меньше номинального на количество неявок некоторых работников по различным причинам.

Уровень (эффективность) использования рабочего времени определяется отношением фактического фонда рабочего времени к полезному фонду рабочего времени.

В процессе анализа необходимо выявить, в какой мере материальное стимулирование труда способствовало увеличению товарооборота, прибыли, повышению заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов.

Эффективность использования фонда заработной платы может быть охарактеризована через систему показателей. К ним относятся: коэффициент стимулирования товарооборота (зарплатоотдача); коэффициент стимулирования прибыли (рентабельность использования средств на оплату труда); интегральный показатель эффективности использования фонда заработной платы.

Коэффициент стимулирования товарооборота (зарплатоотдача) характеризует объем товарооборота, полученный на единицу фонда заработной платы:

Коэффициент стимулирования прибыли (рентабельность использования средств на оплату труда) показывает, сколько прибыли позволяют получить средства, использованные на оплату труда:

Интегральный показатель эффективности позволяет комплексно оценить степень использования средств на оплату труда:

План по труду и заработной плате носит комплексный характер и содержит обоснование потребности в персонале для обеспечения торгового процесса при оптимальном использовании средств на оплату труда и снижении трудовых затрат на один рубль товарооборота.

Планирование потребности в персонале осуществляется с целью определения численности работников по категориям персонала. В процессе планирования потребности торгово-оперативного персонала определяется их явочный и списочный состав. При планировании потребности остальных категорий персонала предприятия определяется только их списочный состав, поскольку работники данных категорий могут выполнять функции отсутствующих специалистов.

Методика планирования фонда заработной платы предполагает использование различных методов, основными из которых являются: опытно-статистический; технико-экономических расчетов и нормативный.

Опытно-статистический метод планирования фонда заработной платы основан на данных прошлых периодов.

Метод технико-экономических расчетов позволяет получить достаточно обоснованные плановые показатели. Для этого используются различные способы расчета:

  • расчет на основе информации о средней заработной плате и среднесписочной численности работников;
  • способ прямого счета;
  • расчет по элементам структуры фонда заработной платы.

Нормативный метод предусматривает использование норматива формирования фонда заработной на единицу объема деятельности (в денежной, натуральной или условно-натуральной форме). Для этого применяются норматив фонда заработной платы на единицу товарооборота и норматив прироста фонда заработной платы.

 

Раздел 3 Товарооборот торгового предприятия

Тема 8 Состав и структура розничного товарооборота, его анализ и планирование

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить потенциальные возможности предприятия на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его ассортиментной политики, принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, выработке оптимальных пропорций товарооборота.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактическую  потребность в товарах, уровень  покупательной способности населения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарооборота, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Товарооборот является показателем  размера предприятия, показателем  денежной выручки за проданные товары, основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В нем отражаются различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его звеньев.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах (рис. 3.1). Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот.

Рис. 3.1. Виды товарооборота  торговых предприятий

Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т. е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.

Экономическая сущность розничного товарооборота  проявляется в обмене денежных доходов  потребителей на товары и услуги в  процессе купли-продажи и в экономических  отношениях, связанных с этим обменом.

В розничный товарооборот, наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет, также включается стоимость (рис. 3.2):

  • проданных товаров по почте;
  • товаров, проданных в кредит;
  • товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи);
  • проданных по образцам товаров длительного пользования;
  • проданных по подписке печатных изданий;
  • упаковки, не входящей в цену товара;
  • проданной порожней тары.

Рис. 3.2. Состав розничного товарооборота

В процессе розничной  реализации товары полностью переходят  из сферы обращения в сферу  потребления. В качестве продавцов  выступают, как правило, организации розничной торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т. п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу.

Как видим, признак, характеризующий  статус продавца, ¾ не главный или  единственный при отнесении реализации к розничному товарообороту. Главными являются цели приобретения товаров  ¾ для личного или производственного потребления. Поэтому в последнее время в состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям, через которые осуществляется совместное потребление товаров. К этим организациям относятся: санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых.

По своей сущности розничный товарооборот ¾ показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота  всех фирм или всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров и цены единицы товаров. Общий объем розничного товарооборота равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара.

Как экономический показатель розничный товарооборот имеет ряд  недостатков, его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может значительно  меняться под влиянием ценовых и структурных изменений. Например, при росте объема реализации в стоимостных показателях может наблюдаться его снижение в натуральном выражении.

Оптовый товарооборот характеризует объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Основным критерием отнесения товарооборота к оптовому является коммерческий характер использования приобретаемых товаров. Оптовый товарооборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходят за пределы сферы обращения.

Оптовая реализация товаров  может осуществляться со склада предприятия или, минуя склад, непосредственно покупателям. В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый товарооборот.

Складской оптовый товарооборот формируется при складской форме  товародвижения, за счет оптовой реализации товаров со складов оптовых субъектов. Объем складского товарооборота определяется широтой и глубиной товарного ассортимента и необходимостью их подсортировки и другими условиями. В оптовом товарообороте торговых предприятий преобладает складской товарооборот. Транзитный оборот характеризует посредническую роль оптового предприятия в отношениях между поставщиком товара и его покупателем.

Транзитный оборот может  осуществляться с участием в расчетах, когда оптовое предприятие выступает  как собственник, оплативший стоимость товаров. Если предприятие выступает как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, то имеет место организуемый транзитный оборот без участия в расчетах.

Сумма складского и транзитного  оборота составляет валовой оптовый товарооборот.

Оптовая и розничная  реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя  основными показателями, которые  являются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных  пропорций товарооборота, при анализе  и планировании товарооборота. Эти показатели характеризуют процессы обмена товаров на деньги, переход товарной массы в сферу потребления, формирование доходов. К этим показателям относятся:

1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период времени. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота;

2) состав товарооборота.  Этот показатель характеризует  соотношение отдельных видов  и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т. п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

3) товарная структура  товарооборота. Это качественный  показатель товарооборота, который  характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприятию, филиалам, отделам, секциям, временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров.

На объем и структуру  товарооборота оказывают влияние  различные факторы, но прежде всего экономические, воздействующие на величину спроса.

Цены на товары растут с разной скоростью, поэтому очень  важно проанализировать воздействие  различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые  продает предприятие. Например, высокий  уровень инфляции на товары, цена на которые является определяющим фактором, может привести к резкому сокращению объема продаж.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономика организации"