Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:24, курс лекций
Тема 1. Сущность и особенности планирования на предприятии
тема 2. Система планов предприятия
тема 3. Маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции
тема 4. Планирование производства продукции
тема 5. Оперативно-календарное планирование
тема 6. Материально-техническое обеспечение производства
тема 7 . Производственная мощность предприятия
тема 8. Персонал и оплата труда
тема 9. Производственная инфраструктура
тема 12. Обновление продукции
тема 13. Организационно-техническое развитие
тема 18. Бизнес-планирование
нормы налогов, сборов, других обязательных платежей, предусмотренных законодательством.
К общей сумме затрат в сводной смете входят не только затраты на производство товарной продукции, но и затраты, связанные с приростом остатков незавершенного производства, в том числе полуфабрикатов собственного производства, затрат будущих периодов.
Для определения производственной
себестоимости валовой продукци
1) из общей суммы затрат на
производство исключить
Исключается также стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, если они оплачиваются за счет заказчика сверх цены за изделие и не подлежат обработке на предприятии. Перечень работ, которые не входят в состав валовой продукции, подлежит уточнению на предприятии;
2) учесть изменение остатков затрат будущих периодов. В случае увеличения остатка этих затрат, сумма прироста вычитается из суммы затрат на производство, в случае уменьшения - добавляется к ней;
3) учесть изменение остатков резервов следующих затрат. Прирост остатков резервов следующих затрат добавляется к итогу затрат на производство, уменьшение - вычитается.
Сумма, полученная после внесения отмеченных выше изменений, и представляет собой производственную себестоимость валовой продукции.
Себестоимость товарной продукции, вычисленная исходя из общей суммы затрат на производство, равняется себестоимости, подсчитанной исходя из плановых калькуляций отдельных видов продукции и их товарного выпуска.
Плановая (нормативная) калькуляция - это расчет плановой (нормативной) себестоимости единицы продукции, осуществленный по статьям затрат. Плановая калькуляция складывается на год с распределением по кварталам. Для отдельных отраслей промышленности с сезонным характером производства устанавливается другая периодичность составления калькуляции.
Плановая (нормативная) калькуляция складывается на все виды продукции, которые изготовляются в плановом году. Плановая калькуляция себестоимости впервые изготовленных в плановом году изделий и изделий, которые изготовляются при помощи новых мощностей, складывается, исходя из проектных показателей, по данным конструкторско-технологической документации на базе действующих на начало отчетного периода норм, и является основой для учета производственных затрат, осуществления оперативного контроля за затратами производства и выполнением заданий относительно снижения себестоимости.
Основой составления плановой (нормативной) калькуляции на предприятии являются технически обоснованные нормы затрат материалов и трудовых затрат, стандарты и технические условия, установленные для этой продукции. Эти нормы определяются на основе действующих (или ожидаемых) на начало планового периода нормативов с учетом экономической эффективности разработанных мероприятий для последующего усовершенствования производства.
Во время составления плановой (нормативной) калькуляции определяется величина прямых и непрямых затрат на производство единицы продукции в плановом периоде.
При этом большая часть затрат входит в себестоимость единицы продукции в виде прямых затрат.
Непрямые затраты включаются в себестоимость отдельных видов продукции с помощью таких методов (баз распределения):
метода расчета сметных ставок.
С помощью этого метода распределяются затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
метода пропорционального
метода пропорционального
метода пропорционального
Предприятия осуществляют распределение непрямых затрат одним из отмеченных методов, а при наличии в структурных подразделений предприятия (цехов) отдельных участков с замкнутым производством или участков с разным уровнем организации и автоматизации - несколькими методами соответственно конкретным структурным подразделениям.
Суммы переменных и постоянных общепроизводственных затрат включаются в плановую себестоимость и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально выбранной базе распределения по рассчитанным коэффициентам.
Затраты на обслуживание производства, а также другие виды затрат, на которые нормы не разработаны, можно включать в нормативную калькуляцию согласно со сметами этих затрат.
ТЕМА 12. ОБНОВЛЕНИЕ ПРОДУКЦИИ
Формирование планов обновления продукции, их состав и задачи. Плановые расчеты нововведений продукции и планирование затрат на подготовку и освоение производства новой продукции. Объемно-календарное планирование производства новой продукции.
В условиях рыночной экономики планирование производственной деятельности предприятия ориентируется на максимальное удовлетворение спроса потенциальных потребителей в продукции (роботах), услугах.
Под влиянием научно-технического прогресса происходит быстрое старение продукции. Одна продукция отторгается рынком, в то время как другая длительное время пользуется спросом у покупателя.
Новая продукция (новый вид продукции) - изделие, которое изготовляется впервые, также модернизованное изделие, которое получило новую качественную характеристику.
Именно новые товары позволяют своевременно изменять структуру ассортиментов и поддерживать объем продажи на уровне, обеспечивающем стабильное финансовое состояние предприятия.
Проблема планирования освоения нового продукта включает не только техническую разработку изделия, но и комплекс организационно-экономических мероприятий, которые направлены на удовлетворение запросов потребителей и увеличение рентабельности предприятия. В основе планирования обновления продукции лежит концепция жизненного цикла продукции.
На протяжении своей жизни продукция на рынке переживает несколько этапов. Первый этап — внедрение, когда товар является новинкой и требуется определенное время и значительные денежные расходы (особенно на рекламу), чтобы довести потребителю его коммерческие преимущества. На втором этапе, по обыкновению, возникают довольно большие расходы производства и прибыль при этом мала или, даже, отрицательна. Второй этап — этап роста, когда становление товара на рынке сопровождается стремительным ростом спроса на него. На данном этапе осуществляется модификация базовой модели продукта, формируется плановый диапазон цен. Третий этап - этап зрелости, когда объем продажи товара, достигнув его максимального значения, начинает постепенно сокращаться. Дальнейшее продвижение товара на рынке усложняется и приобретает чрезвычайно жесткий конкурентный характер. И, в конце концов, четвертый этап — этап старения, когда спрос на товар на рынке неуклонно падает. Сокращается объем производства данного товара, а потом совсем прекращается выпуск этой продукции.
Вероятность риска новой продукции - это фактор, который сопровождает процесс освоения новых изделий на любом предприятии.
Причины неудач, которые постигают новые продукты, называют такие:
недостаточный анализ рынка;
дефекты самого продукта;
более высокие, чем предполагалось, расходы;
нечеткое определение сроков;
конкуренция;
недостаточные усилия в маркетинговых исследованиях;
слабость сбытового подразделения и прочие.
Большинство проблем, которые возникают в связи с разработкой новых продуктов, по своему характеру являются организационными.
Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы планирования, которая охватывает все этапы разработки продукта.
По составу и задачам плановых работ, которые выполняются в процессе создания, подготовки производства и освоения новой продукции выделяются следующие их виды: научно-исследовательские, конструкторские и технологические, планово-организационные, работы материально-технического, экономического и социально-психологического характера.
План обновления продукции составляется на основе задач стратегического плана. В расширенном варианте план обновления продукции может содержать такие разделы:
качественное и структурное изменения "портфеля" продукции предприятия;
экономическая эффективность производства новой (обновленной) продукции;
нормы и нормативы;
производство и реализация продукции;
материально-техническое
персонал и оплата труда;
расходы производства новой продукции, прибыль, рентабельность.
В зависимости от последовательности выполнения работ выделяют следующие стадии подготовки производства нового изделия:
а) научно-исследовательские работы по созданию продукции, т.е. комплекс исследований, который проводится с целью получения обоснованных исходных данных, принципов и путей создания новой или модернизации выпускаемой продукции;
б) исследовательско-
в) техническая подготовка производства - совокупность работ, которая обеспечивает конструкторскую и технологическую готовность предприятий к выпуску нового изделия заданного уровня качества при установленных сроках, объемах выпуска и расходах. В свою очередь, техническая подготовка содержит конструкторскую и технологическую подготовку. Конструкторская подготовка предусматривает процесс создания комплекта конструкторской документации, необходимой для изготовления, ее принципов эксплуатации. Технологическая подготовка содержит работы по созданию и усовершенствованию технологических процессов, оформлению необходимой документации, проектированию и изготовлению технологической оснастки;
г) освоение производства - составная часть снабжения продукции на производство, которое включает обработку и проверку подготовленного технологического процесса, и овладение практическими приемами изготовления продукции. Освоение производства является конечной стадией всей подготовки производства, после чего начинается серийный или массовый выпуск продукции.
В процессе разработки и внедрение продукции в производство решаются следующие основные задачи:
обеспечение нужд в новой продукции внутренних потребителей и экспорт данной продукции;
создание и производство продукции высокого технического уровня и качества, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках;
сокращение сроков разработки и освоение производства новой продукции;
обеспечение стабильности и улучшение (соответственно условиям рынка) показателей качества продукции и эффективной ее эксплуатации;
обеспечение и повышение
завоевание интереса потребителей к продукции предприятия и создание ее положительного имиджа.
Исходными данными для планирования технической подготовки производства являются: плановые задачи разработки и освоение производства новой продукции; плановые нормативы для определения объема и трудоемкости работ каждого этапа технической подготовки.
Плановые нормативы
К трудовым нормативам относят: трудоемкость конструкторских, чертежных, копировальных и других работ по проектированию оригинальных деталей, трудоемкость проектирования технологического процесса и оснащение на одну оригинальную деталь и т.п.
Объем работ по конструкторской подготовке определяется в зависимости от количества оригинальных деталей, а по технологической - от количества оригинальных деталей и технологических названий на одну деталь по видам обработки.
Объем работ по проектированию и изготовлению технической оснащенности зависит от количества оригинальных деталей и коэффициентов технологической оснащенности их производства.
Коэффициент технологической оснащенности показывает, сколько единиц специальной оснащенности приходится в среднем на одну оригинальную деталь.
Различают коэффициенты оснащенности по отдельным видам оснастки и суммарный коэффициент, который характеризует общую оснащенность технологического процесса. Величина этих коэффициентов зависит, прежде всего, от типа производства. Чем выше серийность производства, тем больше коэффициент технологической оснащенности. По этим коэффициентам для определенного типа производства можно ориентировочно определить количество технологической оснастки каждого вида путем умножения данного коэффициента на количество оригинальных деталей и изделий, которые проектируются.
После определения объема конструкторских и технологических работ рассчитывается их трудоемкость. Для этого необходимы нормативы трудоемкости по группам сложности: на проектирование одной оригинальной детали; на разработку одного технологического процесса по видам обработки; на проектирование и изготовление одной единицы технологического оснащения по видам; на наладку одного технологического процесса по видам обработки. Эти нормативы носят отраслевой характер и устанавливаются разными методами на основе анализа и обобщения фактических данных проектных организаций и предприятий отрасли. При отсутствии соответствующих нормативов объем работ, их трудоемкость определяются путем экспертной оценки.