Курс лекций по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и особенности планирования на предприятии
тема 2. Система планов предприятия
тема 3. Маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции
тема 4. Планирование производства продукции
тема 5. Оперативно-календарное планирование
тема 6. Материально-техническое обеспечение производства
тема 7 . Производственная мощность предприятия
тема 8. Персонал и оплата труда
тема 9. Производственная инфраструктура
тема 12. Обновление продукции
тема 13. Организационно-техническое развитие
тема 18. Бизнес-планирование

Файлы: 1 файл

Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Показатели экономической эффективности организационно-технических мероприятий в планах предприятий должны учитываться на протяжении всего периода, в котором эти мероприятия обеспечивают повышение технико-экономических показателей производства или решение других задач (социальных, природоохранных и др.).

Важным моментом является экономическое  обоснование технических мероприятий  по их внедрению. Центральное место  в таком обосновании занимает определение их экономической эффективности. Оно необходимо для изделия наиболее рациональных мероприятий, прогнозирование их влияния на показатели работы предприятия в плановом периоде, расчета премий и вознаграждения авторов предложений, определение интегрального влияния определенной совокупности нововведений на ключевые показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в  тот или другой промежуток времени.

Необходимо знать, что в зависимости  от расходов, которые учитываются, и результатов интегральных показателей различают такие виды эффекта от реализации организационно-технических мероприятий:

  • экономический (стоимостные показатели);
  • научно-технический (новизна, полезность, надежность);
  • ресурсный (потребление того или другого вида ресурса);
  • социальный (социальные результаты);
  • экологический (шум, излучение и другие показатели физического состояния окружающей среды). 

ТЕМА 18. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Сущность бизнес-планирования и  его предназначение. Технология составления бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.

 

Бизнес-план - это тщательно подготовленный плановый документ, который раскрывает все стороны любого запланированного  проекта. Он позволяет предусматривать мероприятия по реализации новой идеи, определять необходимое финансовое обеспечение и получение определенной выгоды. Практически его можно считать формой экспертной оценки целесообразности и эффективности осуществления той или другой предпринимательской идеи.

Бизнес-план - это документ, который  содержит систему увязанных во времени  и пространстве и согласованных  с целью и ресурсами мероприятий  и действий, направленных на получение максимальной прибыли вследствие реализации предпринимательского проекта (соглашения).

Бизнес-планирование содержит три  этапа:

        подготовительный  период - подбор исполнителей, консультантов  и экспертов, постановка задачи и распределение обязанностей между исполнителями, разработка календарного плана (графика) выполнения работ, сбор исходной информации;

разработка бизнес-плана;

презентация бизнес-плана - доведение  основных положений бизнес-плана  до потенциальных инвесторов.

Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в  целом и бизнес-плана в частности.

Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы убедить будущих партнеров  и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана - служить основой управления предпринимательской деятельности. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых мероприятий, особенности самого предприятия, специфику его деятельности.

Бизнес-план дает возможность решить целый ряд задач, основными среди которых являются:

         1) обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;

    1. расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности

предприятия, прежде всего объемов  продажи и прибыли;

    1. определение источников финансирования избранной стратегии, т.е.

способов концентрации финансовых ресурсов;

    1. подбор работников, способных реализовать данный план.

Бизнес-план, во-первых, может быть использован для разработки концепции бизнеса, для детальной отработки стратегии, для предупреждения ошибок путем детального анализа маркетинга, финансов, производственной деятельности предприятия.

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого субъект хозяйствования может оценить фактические результаты своей деятельности за определенный период.

В-третьих, бизнес-план является средством  привлечения средств.

его в соответствие к условиям, которые изменяются. Бизнес-план можно  использовать как реальный критерий оценки фактических результатов деятельности предприятия.

Бизнес-план может оказывать содействие привлечению инвесторов и кредиторов. Прежде чем рисковать своим капиталом, инвесторы должны убедиться в  надежности разработки проекта и  иметь представление о его  эффективности. Они должны изучить бизнес-план перед рассмотрением возможности капиталовложений.

Бизнес-план - это основа для оценки перспективы развития и управления новым бизнесом.

Разработка бизнес-плана является довольно трудоемким процессом и  требует значительных затрат времени  и средств. Поэтому одним из факторов, который предопределяет эффективность и результативность бизнеса-планирования, является его организация.

Подготовкой бизнес-плана могут  заниматься менеджеры, предприниматели, фирмы, группы фирм или консалтинговые организации. Основу группы специалистов, которые разрабатывают бизнес-план, представляют маркетологи, экономисты, статистики, финансисты.

Для разработки стратегии развития большой фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяется партнер.

Первоочередная задача бизнес-плана - это поиск инвесторов: новых  акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и т.п.

Бизнес-планом является документ, который  содержит в себе обязательство покупателей относительно дальнейшей эксплуатации объекта приватизации и обоснование возможностей их выполнение соответственно требованиям, которые устанавливаются Фондом государственного имущества Украины.

На данном этапе бизнес-план обязательно  разрабатывается покупателями в таких случаях:

продажа объекта приватизации на некоммерческом конкурсе;

продажа контрольного пакета акций  на неконкурентных началах иностранным инвесторам;

при создании общего (при участии  государства) предприятия с иностранными инвестициями.

В бизнес-плане должна содержаться  информация, которая характеризует производственно-хозяйственную деятельность предприятия за последний год в целом и по структурным подразделениям, а также стратегические направления развития предприятия на 2, 3, 5-летнюю перспективу. Мероприятия и предложения, изложенные покупателем в бизнес-плане, учитываются в случае подписания договора купли-продажи.

В современных условиях бизнес-план является рабочим инструментом, который  описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом ее руководители намерены достичь своей цели. Качественно разработанный бизнес-план помогает предприятию возрастать, приобретать новые позиции на рынке, разрабатывать перспективные планы своего развития, формировать концепции производства новых товаров и услуг и избирать рациональные пути их реализации.

Содержание и структура бизнес-плана  не имеет жесткой регламентированной формы, но, как правило, в нем предполагаются разделы, в которых раскрывается концепция и цель бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им нужд рынка; оценивается емкость рынка и устанавливается стратегия поведения предприятия на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, в т.ч. стратегия финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

В общем виде бизнес-план состоит  из таких разделов:

    1. резюме (короткое описание проекту);
    2. описание предприятия и области;
    3. описание продукта (услуги);
    4. маркетинг и сбыт продукции;
    5. план производства продукции;
    6. организационный план;
    7. финансовый план;
    8. риски и гарантии;
    9. приложения.

Резюме - это хорошо сконструированная система данных о коммерческих перспективах предпринимательского проекта, о производственном, организационное и финансовое обеспечения программы его реализации. Это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам и инвесторам.

В этом разделе подается следующая  информация:

полное название, адрес предприятия, форма собственности,

владельцы (основатели);

описание сути предложенного проекта (например, стать лидером в обеспечении качества, или стать лидером по цене и т.п.);

описание возможностей и стратегии (анализируется, какими возможностями владеет предприятие, как они влияют на бизнес, продумывается стратегия для того, как воспользоваться благоприятной ситуацией);

короткое описание рынка (описание рыночных возможностей, которые будет  использовать проект, и описание главного аргумента - почему проект будет успешным, несмотря на то, что существуют товары и услуги, которые уже удовлетворяют нужды выбранного сегменту рынка);

определение целевого рынка, объема продаж (в денежном и количественном виде);

команда (описание знаний, опыта, умение менеджеров предприятия);

прогнозируемые финансовые результаты (описание общей стоимости

проекта, ожидаемых результатов  проекта и сроков погашения займов).

Основная цель этого раздела  бизнес-плана - представить в максимально  удобной форме важнейшую информацию для потенциальных партнеров  и лиц, на финансовую поддержку которых  рассчитывает предприятие.

Исполнительное  резюме - это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам и инвесторам.

В разделе "Описание предприятия и отрасли" необходимо детально описать предприятие, чтобы убедить инвестора или потенциального партнера в том, что предприятие имеет налаженное производство и возможности работать прибыльно. Важно также показать инвестору (потенциальному партнеру), что руководство контролирует деятельность своего предприятия.

В этом разделе бизнес-плана должны быть изложена короткая информация о предприятии: название, юридический статус и форма собственности, дата регистрации, адрес, короткий анализ основных показателей хозяйственной деятельности (для действующего предприятия). Учитывая, что вхождение в рынок с конкретным видом товаров и услуг - это прежде всего готовность вступить в конкурентную борьбу, которая предусматривает риск, важное место в принятии решения о предоставлении конкретных услуг или разработку нового продукта занимает предыдущий анализ привлекательности выбранной сферы бизнеса.

В этот раздел входит также характеристика отрасли и возможностей для развития ее бизнеса. При составлении бизнес-плана  изучаются и анализируются особенности отрасли.

Разработка раздела бизнес-плана, посвященного описанию продукта (услуги), для производства которого собственно и задумывался проект, нуждается в особой четкости. Он должен содержать такие основные показатели:

характеристику продукции, которая  выпускается (услуг, которые предоставляются), в том числе характеристику принципиально нового продукта (услуги);

продолжительность жизненного цикла  продукции;

технологические особенности выпуска  продукции (предоставление услуг);

определение продукции (услуг), предназначенной  для продажи на внешнем рынке.

При характеристике запланированной  продукции (услуг) очень важно четко определить:

перечень (ассортименты) основных видов  продуктов, полуфабрикатов, которые  планируется вырабатывать, а также  виды услуг, которые предполагается предоставлять потребителям;

назначение произведенных продуктов (предоставленных услуг);

потребительские характеристики продуктов (услуг);

уникальность (ценность) продуктов (услуг);

конкурентоспособность продукции (услуг) на потребительском рынке.

В характеристике о назначении произведенных  продуктов (предоставленных услуг) необходимо определить цель производства конкретных их видов из точки зрения удовлетворения конкретных нужд потребителей.

Потребительские качества продукции  целесообразно характеризовать  по таким параметрам:

основные виды сырья, из которого изготовляется продукция;

вес "нетто" единицы продукции;

срок сохранности при определенных условиях;

вкусовые свойства (для пищевых  продуктов);

эстетика внешнего вида;

показатели качества продукции;

химический состав;

уровень цен;

возможность предоставления скидок;

другие сведения.

В бизнес-плане выделен раздел "Маркетинг и сбыт продукции", в котором необходимо спланировать комплекс маркетинга, к которому входит все, что предприятие может внедрить для повышения спроса на свои товары и услуги, а именно:

схема распространения товаров и услуг;

принципы ценообразования;

методы стимулирования объемов  продажи;

рекламная деятельность предприятия;

сервисные услуги предприятия (гарантийное  обслуживание и т.п.);

формирование общественной мысли  о внедряемых товарах и услугах.

На каждом из рассмотренных рынков предприятие должно выработать свою стратегию ценообразования.

Ценовая политика предприятия должна быть связана с общими целями его  деятельности.

Наиболее распространены  следующие  основные цели ценообразования:

 основанные на сбыте;

 ориентированные на прибыль;

 обусловленные существующим  положением.

НДС - налог на добавленную  стоимость в составе торговой надбавки и наценки.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике организации"