Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:24, курс лекций
Тема 1. Сущность и особенности планирования на предприятии
тема 2. Система планов предприятия
тема 3. Маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции
тема 4. Планирование производства продукции
тема 5. Оперативно-календарное планирование
тема 6. Материально-техническое обеспечение производства
тема 7 . Производственная мощность предприятия
тема 8. Персонал и оплата труда
тема 9. Производственная инфраструктура
тема 12. Обновление продукции
тема 13. Организационно-техническое развитие
тема 18. Бизнес-планирование
Показатели экономической эффек
Важным моментом является экономическое
обоснование технических
Необходимо знать, что в зависимости от расходов, которые учитываются, и результатов интегральных показателей различают такие виды эффекта от реализации организационно-технических мероприятий:
ТЕМА 18. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Сущность бизнес-планирования и его предназначение. Технология составления бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.
Бизнес-план - это тщательно подготовленный плановый документ, который раскрывает все стороны любого запланированного проекта. Он позволяет предусматривать мероприятия по реализации новой идеи, определять необходимое финансовое обеспечение и получение определенной выгоды. Практически его можно считать формой экспертной оценки целесообразности и эффективности осуществления той или другой предпринимательской идеи.
Бизнес-план - это документ, который
содержит систему увязанных во времени
и пространстве и согласованных
с целью и ресурсами
Бизнес-планирование содержит три этапа:
подготовительный период - подбор исполнителей, консультантов и экспертов, постановка задачи и распределение обязанностей между исполнителями, разработка календарного плана (графика) выполнения работ, сбор исходной информации;
разработка бизнес-плана;
презентация бизнес-плана - доведение основных положений бизнес-плана до потенциальных инвесторов.
Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в целом и бизнес-плана в частности.
Бизнес-план охватывает как внешние,
так и внутренние цели. Основная
внешняя цель заключается в том,
чтобы убедить будущих
Бизнес-план дает возможность решить целый ряд задач, основными среди которых являются:
1) обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;
предприятия, прежде всего объемов продажи и прибыли;
способов концентрации финансовых ресурсов;
Бизнес-план, во-первых, может быть использован для разработки концепции бизнеса, для детальной отработки стратегии, для предупреждения ошибок путем детального анализа маркетинга, финансов, производственной деятельности предприятия.
Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого субъект хозяйствования может оценить фактические результаты своей деятельности за определенный период.
В-третьих, бизнес-план является средством привлечения средств.
его в соответствие к условиям, которые изменяются. Бизнес-план можно использовать как реальный критерий оценки фактических результатов деятельности предприятия.
Бизнес-план может оказывать содействие привлечению инвесторов и кредиторов. Прежде чем рисковать своим капиталом, инвесторы должны убедиться в надежности разработки проекта и иметь представление о его эффективности. Они должны изучить бизнес-план перед рассмотрением возможности капиталовложений.
Бизнес-план - это основа для оценки перспективы развития и управления новым бизнесом.
Разработка бизнес-плана
Подготовкой бизнес-плана могут заниматься менеджеры, предприниматели, фирмы, группы фирм или консалтинговые организации. Основу группы специалистов, которые разрабатывают бизнес-план, представляют маркетологи, экономисты, статистики, финансисты.
Для разработки стратегии развития большой фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяется партнер.
Первоочередная задача бизнес-плана - это поиск инвесторов: новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и т.п.
Бизнес-планом является документ, который содержит в себе обязательство покупателей относительно дальнейшей эксплуатации объекта приватизации и обоснование возможностей их выполнение соответственно требованиям, которые устанавливаются Фондом государственного имущества Украины.
На данном этапе бизнес-план обязательно разрабатывается покупателями в таких случаях:
продажа объекта приватизации на некоммерческом конкурсе;
продажа контрольного пакета акций на неконкурентных началах иностранным инвесторам;
при создании общего (при участии государства) предприятия с иностранными инвестициями.
В бизнес-плане должна содержаться информация, которая характеризует производственно-хозяйственную деятельность предприятия за последний год в целом и по структурным подразделениям, а также стратегические направления развития предприятия на 2, 3, 5-летнюю перспективу. Мероприятия и предложения, изложенные покупателем в бизнес-плане, учитываются в случае подписания договора купли-продажи.
В современных условиях бизнес-план
является рабочим инструментом, который
описывает процесс
Содержание и структура бизнес-
В общем виде бизнес-план состоит из таких разделов:
Резюме - это хорошо сконструированная система данных о коммерческих перспективах предпринимательского проекта, о производственном, организационное и финансовое обеспечения программы его реализации. Это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам и инвесторам.
В этом разделе подается следующая информация:
полное название, адрес предприятия, форма собственности,
владельцы (основатели);
описание сути предложенного проекта (например, стать лидером в обеспечении качества, или стать лидером по цене и т.п.);
описание возможностей и стратегии (анализируется, какими возможностями владеет предприятие, как они влияют на бизнес, продумывается стратегия для того, как воспользоваться благоприятной ситуацией);
короткое описание рынка (описание рыночных возможностей, которые будет использовать проект, и описание главного аргумента - почему проект будет успешным, несмотря на то, что существуют товары и услуги, которые уже удовлетворяют нужды выбранного сегменту рынка);
определение целевого рынка, объема продаж (в денежном и количественном виде);
команда (описание знаний, опыта, умение менеджеров предприятия);
прогнозируемые финансовые результаты (описание общей стоимости
проекта, ожидаемых результатов проекта и сроков погашения займов).
Основная цель этого раздела
бизнес-плана - представить в максимально
удобной форме важнейшую
Исполнительное резюме - это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам и инвесторам.
В разделе "Описание предприятия и отрасли" необходимо детально описать предприятие, чтобы убедить инвестора или потенциального партнера в том, что предприятие имеет налаженное производство и возможности работать прибыльно. Важно также показать инвестору (потенциальному партнеру), что руководство контролирует деятельность своего предприятия.
В этом разделе бизнес-плана должны быть изложена короткая информация о предприятии: название, юридический статус и форма собственности, дата регистрации, адрес, короткий анализ основных показателей хозяйственной деятельности (для действующего предприятия). Учитывая, что вхождение в рынок с конкретным видом товаров и услуг - это прежде всего готовность вступить в конкурентную борьбу, которая предусматривает риск, важное место в принятии решения о предоставлении конкретных услуг или разработку нового продукта занимает предыдущий анализ привлекательности выбранной сферы бизнеса.
В этот раздел входит также характеристика отрасли и возможностей для развития ее бизнеса. При составлении бизнес-плана изучаются и анализируются особенности отрасли.
Разработка раздела бизнес-
характеристику продукции, которая выпускается (услуг, которые предоставляются), в том числе характеристику принципиально нового продукта (услуги);
продолжительность жизненного цикла продукции;
технологические особенности выпуска продукции (предоставление услуг);
определение продукции (услуг), предназначенной для продажи на внешнем рынке.
При характеристике запланированной продукции (услуг) очень важно четко определить:
перечень (ассортименты) основных видов продуктов, полуфабрикатов, которые планируется вырабатывать, а также виды услуг, которые предполагается предоставлять потребителям;
назначение произведенных
потребительские характеристики продуктов (услуг);
уникальность (ценность) продуктов (услуг);
конкурентоспособность продукции (услуг) на потребительском рынке.
В характеристике о назначении произведенных продуктов (предоставленных услуг) необходимо определить цель производства конкретных их видов из точки зрения удовлетворения конкретных нужд потребителей.
Потребительские качества продукции целесообразно характеризовать по таким параметрам:
основные виды сырья, из которого изготовляется продукция;
вес "нетто" единицы продукции;
срок сохранности при
вкусовые свойства (для пищевых продуктов);
эстетика внешнего вида;
показатели качества продукции;
химический состав;
уровень цен;
возможность предоставления скидок;
другие сведения.
В бизнес-плане выделен раздел "Маркетинг и сбыт продукции", в котором необходимо спланировать комплекс маркетинга, к которому входит все, что предприятие может внедрить для повышения спроса на свои товары и услуги, а именно:
схема распространения товаров и услуг;
принципы ценообразования;
методы стимулирования объемов продажи;
рекламная деятельность предприятия;
сервисные услуги предприятия (гарантийное обслуживание и т.п.);
формирование общественной мысли о внедряемых товарах и услугах.
На каждом из рассмотренных рынков предприятие должно выработать свою стратегию ценообразования.
Ценовая политика предприятия должна быть связана с общими целями его деятельности.
Наиболее распространены следующие основные цели ценообразования:
основанные на сбыте;
ориентированные на прибыль;
обусловленные существующим положением.
НДС - налог на добавленную стоимость в составе торговой надбавки и наценки.