Курс лекций по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и особенности планирования на предприятии
тема 2. Система планов предприятия
тема 3. Маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции
тема 4. Планирование производства продукции
тема 5. Оперативно-календарное планирование
тема 6. Материально-техническое обеспечение производства
тема 7 . Производственная мощность предприятия
тема 8. Персонал и оплата труда
тема 9. Производственная инфраструктура
тема 12. Обновление продукции
тема 13. Организационно-техническое развитие
тема 18. Бизнес-планирование

Файлы: 1 файл

Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

неопределенность внешней среды  и наличия непредвиденных изменений, что делают необходимым постоянную коррекцию планов предприятия относительно изменений внешних условий и соответствующее их исправление и уточнение;

изменяются не только фактические  предпосылки, но и представление  предприятия о своих внутренних ценностях и возможностях. Если предприятие не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Принцип гибкости взаимоувязан с принципом  непрерывности и заключается в том, что план и процесс планирования может изменять свою направленность в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций. Для осуществления принципа гибкости планы должны складываться так, чтобы в них можно было вносить изменения, связывая их с изменением внутренних и внешних условий деятельности. Достижению гибкости планирования способствует разработка альтернативных планов. При формировании системы планирования стоит достигать экономической эффективности и не допускать "избытка планирования", что сковывает инициативу персонала, снижает мотивацию работников, а избыточные расходы не компенсируются результатами.

Любой план должен быть сложен с высоким  уровнем точности, то есть планы  должны быть конкретизированы и детализированы, учитывать внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Для эффективного функционирования системы планирования на предприятии нужно создать определенные предпосылки: организационные, информационные и кадровые.

К основным проблемам построения эффективной  системы планирования на предприятии принадлежат:

ориентация на краткосрочные результаты деятельности, неразвитость стратегического управления, отсутствие систематического контроля за соответствием результатов текущей деятельности предприятия его стратегическим целям;

фрагментарность и отсутствие комплексности  текущих планов, снижения уровня координации в системе;

практически полное отсутствие работы на рынке, не разработанности методическо-аналитической базы для анализа рынка;

неразвитость корпоративного управления, разногласия интересов владельцев, управленческого персонала и  коллектива.

По содержанию и по форме проявлению различают такие виды (формы) планирования и планов:

1. С точки зрения обязательности  плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование - это процесс  принятия решений, которые имеют обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер, силу закона. Директивные планы имели, как правило, адресный характер и отличались избыточной детализацией. Такое планирование может быть эффективным средством решения многих заданий, которые имеют общенациональное значение, например, в сфере охраны окружающей среды, обороны, социальной политики.

Индикативное планирование есть наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного потому, что этот план не имеет обязательного к выполнению характера, хотя в нем могут быть и обязательные задания. В целом он имеет направляющий, рекомендательный характер. Основное задание такого планирования не только в том, чтобы дать количественную оценку показателей, что характеризуют динамику, структуру и эффективность экономики, а в первую очередь в том, чтобы обеспечить увязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Индикативное планирование имеет информационный, ориентирующий характер (контрольные цифры, экономические регуляторы).

Индикативное планирование применяется  и на микроуровне. В этом случае при составлении перспективных планов применяется индикативное, а в текущем планировании – директивное планирования.

2.  В зависимости от срока,  на который складывается план, и степени детализации плановых  расчетов, принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период свыше 5 лет - 10, 15, 20 лет. Такие  планы определяют долгосрочную стратегию  предприятия, социальное, экономическое и научно-техническое развитие. Такое планирование нужно отличать от прогнозирования.

Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятности, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем.

Среднесрочное планирование проводится на период от 1 до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совместимое с текущим. В этом случае складывается пятилетний план, в котором первый год детализируется к уровню текущего плана и является по существу краткосрочным планированием.

Текущее планирование охватывает период к 1 году - полугодовое, квартальное, месячное, декадное, недельное и суточное планирование.

3.  За составом плановых решений  различают:

а) стратегическое планирование;

б) текущее (оперативно-календарное  планирование);

в) сведено планирование общих результатов и финансовое планирование.

При стратегическом планировании на основе поставленных целей определяются объемы и структура производственно-ассортиментной программы предприятия, а также структура и объемы ресурсов (потенциала), необходимых для производства и реализации продукции. Стратегическое планирование непосредственно связано с деятельностью предприятия в так называемом долгосрочном периоде, поскольку изменение потенциала предусматривает планирование размера предприятия, структуры производства, производственной мощности, структуры капитала, а также организационной структуры, юридической формы и системы управления предприятием в целом. Основная цель стратегического планирования заключается в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамического изменения внешней среды, что порождает неопределенность перспективы. В результате такого планирования предприятие ставит перспективные цели и производит пути их достижения.

Стратегическое планирование состоит  из ряда взаимозависимых этапов.

Сначала проводится исследование внешней  и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры предприятия, на следующем этапе, в рамках стратегического анализа, сравниваются результаты первого и второго этапов, определяются возможные варианты стратегий, потом выбирается один из вариантов и формируется собственная стратегия; на последнем этапе готовится окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений.

Стратегический план предприятия  базируется на:

определении спроса на продукцию, что  производится или может быть произведена; прогнозировании ее сбыта и возможностей увеличения экспорта и уменьшения импорта; увеличение на этой основе объемов  производства и реализации продукции;

проверке сбалансированности принятых объемов с имеющимися мощностями и технологическим обеспечением, а также разработке мероприятий, направленных на реконструкцию и техническую переоснастку производственных мощностей с учетом экологических требований и конкретных предложений относительно поставок оборудования и материальных ресурсов на такие целые;

изучении возможностей обеспечения  производства материально-техническими ресурсами;

определении перспективы социального  состояния трудового коллектива; количества рабочих мест (в том числе тех, что будут освобождаться в сфере материального производства), оплати труды, расходов прибыли на социальные цели;

 изучении возможностей финансирования  мероприятий плана за счет  собственной прибыли, государственных  ассигнований, кредитов, иностранных инвестиций и тому подобное;

определении конечных результатов  работы предприятия за данным планом: объемов производства и реализации продукции, себестоимости и цены, чистой прибыли, эффективности производства, степени риска.

В процессе текущего планирования, в отличие от стратегического, планирование проводится на краткосрочный период на базе определенной производственной программы, заданного потенциала и системы управления, охватывает все сферы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, подчиняет их достижению целей. Традиционно комплекс планов отображает функциональные сферы деятельности (функциональные подсистемы планирования), а именно: выпуск продукции, ее реализацию; обеспечение производства необходимыми средствами (обоснование производственной мощностью), материальными и трудовыми ресурсами; определение расходов и финансовых результатов. В подсистему текущего планирования входит также разработка планов в разрезе производственных и обслуживающих подразделений предприятия, которые конкретизируют достижение общих целей для каждого из них. В рамках текущего планирования разрабатываются также отдельные проекты осуществления общих стратегических и текущих планов, которые не предусматривают изменений в потенциале предприятия.

Основные отличия между стратегическим и текущим планированием.

Основной вопрос стратегического  планирования - чего хочет достичь  предприятие в будущем? Текущее  планирование сосредоточено на том, как предприятие должно достичь  такого состояния. То есть разница между  стратегическим и текущим планированием - это разница между целями и средствами.

Другие отличия:

| принятие решений на уровне  текущего планирования, как правило,  бывает менее субъективным, потому что менеджерам, которые занимаются текущим планированием, больше доступная конкретная информация. При текущем планировании применяют количественные методы анализа, которые базируются на компьютерных технологиях;

|  выполнение текущих решений  лучше отслеживается, менее поддается риску, поскольку такие решения касаются, в основном, внутренних проблем;

|  текущие решения легче оцениваются,  потому что могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах;

| для текущего  планирования характерно также  притяжение к уровням отдельных подразделений - производственных, региональных, функциональных.

оперативно-календарное  планирование является завершающим  этапом в планировании хозяйственной деятельности предприятия. Основное его задание - в конкретизации показателей текущего плана с целью организации планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. Оно связывает все элементы предприятия в единственный производственный организм, включая техническую подготовку, производство, материально-техническое обеспечение, создание и поддержку необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции.

Если стратегическое планирование рассматривается как  поиск новых возможностей предприятия, текущее нужно считать процессом  создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации.

Основной  функцией сведенного планирования является определение совокупных финансово-экономических  результатов деятельности предприятия и финансовое планирование.

Планирование  инвестиций и проектов рассматривают  как особенный комплекс, что занимает промежуточное место между стратегическим и текущим планированием, или выделяют его за принадлежностью к долгосрочному периоду функционирования предприятия, как только оно предусматривает изменение потенциала предприятия.

Проект - это замысел (задание, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Под проектом понимают также совокупность организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных действий.

Инвестиционный  проект - это комплекс мероприятий  по созданию нового либо модернизации действующего производства товаров, либо предоставление услуг с целью получения доходов и достижения социального эффекта.

Бизнес-план - это документ, который  является результатом комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия; описание функционирования новосоздаваемого или реконструкции действующего предприятия; рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы. Бизнес-план в отличие от плана предприятия отображает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке. Предприятие может одновременно иметь несколько бизнес-планов. Степень детализации обоснованности в бизнес-плане может быть разным. В малом бизнесе бизнес-план и план предприятия могут совпадать и за объемом, и по содержанию.

Основным заданием текущего плана  в общей системе планирования на предприятии является четкое определение  всей совокупности практических средств, необходимых для осуществления намеченных стратегическим планом целей, конкретизированных относительно определенного планового периода (года).

При условиях централизованного планового управления экономикой был унифицирован состав текущего плана промышленного предприятия. Согласно с Типовой методикой разработки техпромфинплана производственного объединения (комбината), предприятия основными разделами текущего плана были:

1.   Производство  и реализация продукции.

2.   Техническое развитие и организация производства.

3. Показатели  повышения экономической эффективности  производства.

4.   Нормы  и нормативы.

5.  Капитальные  вложения и капитальное строительство.

6.  Материально-техническое  обеспечение.

7.  Труд и кадры.                                                    

8.  Себестоимость, прибыль и  рентабельность предприятия.

9.   Фонды экономического стимулирования.

10. Финансовый план.

11. Социальное развитие коллектива.

12. Охрана природы и рациональное  использование природных ресурсов.

В современных условиях состав текущего плана, названия и смысловое наполнение каждого из разделов, перечень показателей определяется предприятием самостоятельно. Хотя независимо от состава разделов общее содержание текущего плана является практически единственным. Основой, на которой разрабатываются все разделы плана предприятия и его подразделений есть план производства и сбыта продукции. Текущее планирование предусматривает разработку планов на всех уровнях управление предприятием и за всеми направлениями его деятельности на более короткие периоды (квартал, месяц).

Информация о работе Курс лекций по "Экономике организации"