Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:24, курс лекций
Тема 1. Сущность и особенности планирования на предприятии
тема 2. Система планов предприятия
тема 3. Маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции
тема 4. Планирование производства продукции
тема 5. Оперативно-календарное планирование
тема 6. Материально-техническое обеспечение производства
тема 7 . Производственная мощность предприятия
тема 8. Персонал и оплата труда
тема 9. Производственная инфраструктура
тема 12. Обновление продукции
тема 13. Организационно-техническое развитие
тема 18. Бизнес-планирование
Ассортимент товаров - набор разных товаров, их видов и разновидностей, объединенных за любым признаком. Различают производственный и торговый ассортимент.
Производственный ассортимент - набор товаров, который вырабатывается промышленностью и сельским хозяйством, отображает специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, и формируется в зависимости от этого признака.
Торговый ассортимент - набор товаров, которые предлагаются для продажи населению в розничной торговле.
Ассортиментная позиция - это конкретная модель, марка или размер продукции, которая продает предприятие. Набор взаимозависимых товаров имеет название ассортиментные' группы. Номенклатура или товарный ассортимент включает все ассортиментные группы, предлагаемые предприятием к продаже.
При планировании номенклатура или товарный ассортимент могут характеризоваться: разнообразием (исходя из количества предлагаемых ассортиментных групп или номенклатурных позиций); глубиной (исходя из количества позиций в каждой ассортиментной группе); сравнительностью (выходя с соотношений между ассортиментными группами с точки зрения общности конечного потребления, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).
При планировании номенклатуру и ассортимент принято измерять количеством наименований типоразмеров продукции и соотношением удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе предприятия.
Номенклатура и ассортимент поддаются постоянным изменениям, причем ассортимент изменяется в большей мере, чем номенклатура.
В осуществимые разработки плана сбыта решающее значение имеет его стимулирование, которое может привлечь покупателей и поддерживать привлекательность товара или фирмы высокой потребительской ценностью и репутацией для потребителей товаров и услуг. В этом особую роль сыграет коммуникационная политика предприятия и, в частности, планирование рекламы.
Коммуникационная политика - это комплекс мероприятий по обеспечению информацией потребителей и посредников, других контактных аудиторий о фирмах или ее товарах с целью продвижения товаров. К коммуникационной политике принадлежит реклама, средства стимулирования сбыта, персональная продажа, работа с средствами массовой информации, организация участия в ярмарках и выставках, фирменный стиль, упаковка и т.п.
Целями коммуникационной
политики могут быть:
увеличение объемов продажи; уменьшение товарных запасов;
вывод на рынки нового товара;
создание определенного имиджа
фирмы или его
Основными инструментами коммуникационной политики есть:
реклама;
персональная продажа;
пропаганда.
Реклама (фр. reclame, от лат. reclame — выкрикиваю, кричу) - имеет несколько значений:
1) сообщение о конкретном товаре, услуге;
2) вид коммуникативной связи между производителем и потребителем;
3) коммерческая (что обслуживает сферу рыночного обмена) пропаганда потребительских свойств товара (услуг) с целью стимулирования его продажи, которая содержит выборочную информацию о товаре и которая формирует определенное представление покупателя о товаре.
С экономической точки зрения реклама - это оплаченная форма не персональной презентации и продвижения товаров и услуг с четко определенным источником финансирования.
Для реализации маркетинговых целей применяют такие виды рекламы:
Информационная реклама применяется преимущественно с целью создания спроса на этапе вывода нового товара на рынок (информация о товарах, форме, образе предприятия).
Убеждающая реклама применяется на этапе увеличения выпуска продукции с целью убеждения потребителей в преимуществе определенной марки товара.
Напоминающая реклама используется на этапе зрелости для того, чтобы заставить потребителя упомянуть о товаре (напоминает о товаре, месте его продажи).
Подкрепляющая реклама после покупки обеспечивает покупателей товара в правильности выбора.
Престижная реклама создает определенный имидж предприятия.
Средствами распространения рекламы предприятия есть:
печатная реклама (газеты, журналы, книги, справочники, открытки, плакаты, каталоги, проспекты, визитные карточки и т.и.);
внешняя реклама (крупногабаритные плакаты (Bigboard), электрифицированные и световые панно с недвижимыми, анимационными или запрограммированными надписями (Lightbox), пространственные конструкции и т.п.);
реклама на транспорте (внутри и извне транспортных средств, на остановках, железнодорожных и автовокзалах, аеро- и морских портах);
экранная реклама (кино- и телереклама, слайды, радиореклама).
Планирование рекламной кампании предусматривает следующие
последовательные этапы: определение целей и объектов рекламной кампании; определение целевой аудитории рекламы; выбор средств рекламы; подготовка рекламного обращения; разработка графиков выхода рекламы; складывание бюджета продвижение товара; предшествующая оценка эффективности рекламы.
Составление сметы на рекламные затраты связанно с выбором метода
их определение. Наиболее распространенными есть пять методов:
1. Метод
определения бюджета
2. Метод с ориентацией на общий бюджет маркетинга.
3. Метод паритета с конкурентами.
5. Метод определения бюджета за целями и задачами рекламной кампании.
План сбыта продукции – это объем продукции и услуг, которая определяется спросом в процессе исследования рынка и будет реализован в плановом году.
План объема продаж может иметь следующую структуру:
Раздел 1. Исследование конъюнктуры рынка.
В анализ продажи за предшествующий период; сегментация рынка; выбор целевого рынка; прогноз развития рынка.
Раздел 2. Планирование ассортимента.
Формирование структуры ассортимента; планирование освоения новых изделий.
Раздел 3. Оценка конкурентоспособности.
Раздел 4. Планирование цены.
Раздел 5. Прогнозирование большими группами.
При планировании цены на продукцию в процессе обоснования объема продажи могут применяться следующие альтернативные методы ценообразования:
на основе затрат;
с ориентацией на уровень конкуренции;
параметрические (те, что зависят от характеристики товара и его качества).
План сбыта продукции определяется исходя из объема товарной продукции с учетом изменения нереализованных остатков на начало и конец расчетного периода.
К остатку нереализованной продукции належат:
запасы готовой продукции на составе поставщика;
товары, отгруженные потребителям, но не оплаченные ним.
План объема сбыта продукции определяется в действующих ценах на время складывания плана.
Политика стимулирования сбыта проводится относительно тех товаров, на которые можно повысить спрос, есть надежда увеличить объем сбыта и прибыль предприятия.
ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
Производственная программа предприятия, ее содержание, календарное распределение и оптимизация. Планирование объемов производства продукции в стоимостном выражении.
Важным разделом текущего плана предприятия – производственная программа или план производства и реализации продукции.
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановый период, который отвечает номенклатурой, ассортиментом и качеством требованиям плана продажи. Она обуславливает задачи по введению в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте и т.п. Этот раздел плана тесно связанный с планом труда и заработной платы, планом по затратам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
Основной задачей производственной программы есть максимальное удовлетворение потребностей потребителей в высококачественной продукции, которая выпускается предприятиями при наилучшем использовании их ресурсов и получении максимальной прибыли. С целью решения этой задачи в процессе разработки производственной программы на всех уровнях нужно придерживаться следующих требований: 1) правильное определение потребности в продукции, которая выпускается, и обоснование объема ее производства спросом потребителей; 2) полное увязывание натуральных и стоимостных показателей объемов производства и реализации продукции; 3) обоснование плана производства продукции ресурсами, и в первую очередь, производственной мощностью.
Производственная программа состоит из 2-х разделов: плана производства продукции в натуральном (условно-натуральном) виде и плане производства в стоимостном виде.
При планировании производственной программы необходимо использовать следующие материалы:
1) перспективный план
производства продукции и
2) прогноз потребности
в продукции предприятия,
3) государственный
контракт и государственный
4) результаты изучения текущего спроса на продукцию;
5) договоры на производство
и снабжение продукции,
6) мероприятия по
специализации и
7) мероприятия по
увеличению производственных
8) данные об остатках нереализованной продукции в предшествующем периоде.
Основанием для определения объема поставок конкретной продукции – портфель заказов и хозяйственные договоры.
Исходя из натуральных
объемов снабжения и
Планирование производственной программы в натуральном виде
предусматривает: определение номенклатуры и ассортимента продукции, которая выпускается; расчет потребности в продукции, объема производства по календарным периодам года (в главном плане) и обоснование планированных объемов изготовления продукции производственной мощностью, материальными и трудовыми ресурсами.
В основу планирования производственной программы положенная система показателей объема производства, которая содержит натуральные и стоимостные показатели.
Натуральными показателями производственной программы есть объем продукции в натуральных единицах за номенклатурой и ассортиментом.
Номенклатура — это перечень названий отдельных видов продукции, а ассортимент - это разновидность изделий в границах данной номенклатуры. Натуральные показатели представлены в физических единицах измерения (штуки, тонны, метры).
Номенклатура изделий предприятия может быть централизованной и децентрализованной.
Централизованная номенклатура формируется путем заключения государственных контрактов и государственных заказов.
Децентрализованная номенклатура формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса на свою продукцию и установление прямых контактов с потребителями путем заключения договоров поставок.
Одним из важнейших этапов разработки производственной программы есть определение потребности в ресурсах.
Основным методом определения этой потребности есть метод прямого расчета, т.е. соответственно удельным нормам ее затрат.
Каждое предприятие разрабатывает свою производственную программу самостоятельно, выключая государственный контракт и государственный заказ (если такие существуют).
Оптимальная производственная программа - это программа, которая отвечает структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию.
Оптимизация производственной программы проводится с целью:
1) планирование оптимальной структуры номенклатуры продукции;
2) определение максимально возможного объема производства продукции и экономической границы наращивание производства.
Объем производства продукции в натуральных измерителях устанавливается на основе объема поставок.
Запасы готовой продукции на начало планового периода определяются по их фактической величиной на конец отчетного периода. Величина запаса готовой продукции на конец планового периода определяется исходя из срока сохраняемости продукции на складе и продолжительности планового периода.
План поставок связанный с показателями объема реализации и выпуска продукции в натуральном виде.
Для обобщающей характеристики производственной деятельности предприятия, отдельных областей и промышленности в целом определяется объем продукции в стоимостном виде.
Стоимостными показателями производственной программы являются объемы товарной, валовой, реализованной, чистой, условно-чистой продукции, нормативной стоимости возделывания, валового и внутризаводского оборота, объем незавершенного производства.
Товарная продукция - это общая стоимость всех видов готовой продукции, работ и услуг производственного характера, который будет подготовлена к реализации. К объему товарной продукции належит готовая продукция, услуги, капитальный ремонт своего предприятия, ремонтные работы, полуфабрикаты и запчасти на сторону, капитальное строительство для непромышленных хозяйств собственного предприятия, работы, связанные с освоением новой техники, тара, которая не входят в гуртовую цену изделия.