Курс лекций по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность и особенности планирования на предприятии
тема 2. Система планов предприятия
тема 3. Маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции
тема 4. Планирование производства продукции
тема 5. Оперативно-календарное планирование
тема 6. Материально-техническое обеспечение производства
тема 7 . Производственная мощность предприятия
тема 8. Персонал и оплата труда
тема 9. Производственная инфраструктура
тема 12. Обновление продукции
тема 13. Организационно-техническое развитие
тема 18. Бизнес-планирование

Файлы: 1 файл

Тема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

Состав разделов и показателей  плана зависит от специфики и  отраслевой принадлежности предприятия, методов управления, традиций, экономики и тому подобное.

В расширенном варианте текущий  план может иметь следующие разделы:

1.   Экономическая эффективность  производства.

2.  Нормы и нормативы.

3.  Планирования производства  и сбыта продукции.

4.  Материально-техническое обеспечение  предприятия.

5.   Персонал и оплата труда.

6.  Планирование расходов производства.

7.   Финансовый план.

8.  Инновации.

9.  Инвестиции и капитальное  строительство.

10. Социальное развитие коллектива.

11. Охрана природы и рациональное  использование природных ресурсов.

В первом разделе рассчитываются следующие  показатели повышения экономической эффективности:

обобщающие показатели;

показатели использования труда;

показатели использования необратимых  активов, оборотных средств и  капитальных вложений;

показатели использования материальных ресурсов.

Второй раздел "Нормы и нормативы" предусматривает такие основные виды норм и нормативов:

 нормы расходов живого труда  (нормы времени за видами изделий  и работ, коэффициент выполнения норм, соотношение численности разных категорий рабочих и тому подобное);

нормы расходов предметов труда (затраты  сырья и основных материалов, вспомогательных материалов для технологических потребностей, полуфабрикатов, топлива, отходов и потерь и т.д.);

нормы и нормативы использования  средств труда (коэффициент использования среднегодовой производственной мощности, удельный вес установленного оборудования, нормы снятия продукции с единицы оборудования, часовая производительность, нормы трудоемкости ремонта единицы оборудования в плановом периоде и тому подобное);

нормы и нормативы совершенствования  организации производства, включая длительность производственного цикла, объем незавершенного производства, нормы производственных запасов сырья, материалов, топлива.

В третьем разделе "Планирования производства и сбыта продукции" планируется следующее:

производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном виде;

изменение остатков готовой нереализованной  продукции;

баланс производственных мощностей  и их использования.

В четвертом разделе "Материально-техническое  обеспечение" рассчитывается потребность в сырье и материалах, топливе и энергии, оборудовании, необходимых для выполнения производственной программы.

В пятом  разделе "Персонал и  оплата труда" устанавливается общая  численность и структура персонала, дополнительная потребность в персонале, источники обеспечения дополнительных потребностей, высвобождение персонала, общий объем фонда оплаты труда, структура фонда оплаты труда.

В шестом разделе "Планирования расходов производства":

составляются плановые калькуляции  себестоимости основных видов продукции  и сметы расходов на производство продукции по предприятию;

определяются непродуктивные расходы  и разрабатываются мероприятия по их ликвидации;

создается база для расчета цен  на продукцию.

В седьмом разделе "Финансовый план":

определяется финансовый результат;

рассчитывается рентабельность видов выпущенной продукции;

оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения расходов на освоение производства новой продукции;

разрабатываются мероприятия по усовершенствованию коммерческого расчета и хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия.

В восьмом разделе "План инноваций" планируется техническое развитие производства, организационные и экономические нововведения, а также управление ими.

В девятом разделе "План инвестиций и капитальное строительство" планирования проводят за следующими показателями:

прирост производственных мощностей  за счет мероприятий по техническому переоборудованию и построению новых объектов;

прирост производственных мощностей  за счет реконструкции;

введение в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и построения новых объектов;

введение в действие основных производственных и непроизводственных фондов (в т.ч. объекты охраны природы);

объем капитальных вложений и строительно-монтажных  работ;

объемы незавершенного строительства;

другие направления инвестиций.

В десятом разделе "Социальное развитие коллектива" планируются мероприятия по решении таких заданий:

улучшение условий и охрана труда, улучшения здоровья работников;

улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих;

усовершенствование стиля и  методов руководства коллективом.

В одиннадцатом разделе "План охраны природы и рациональное использование природных ресурсов" предусматриваются следующие направления деятельности:

охрана и рациональное использование природных ресурсов;

охрана воздушных бассейнов;

охрана и рациональное использование  земель;

охрана и рациональное использование  минеральных и природных ресурсов.

В отечественной практике планирование носит децентрализованный характер и сосредоточено практически во всех функциональных отделах предприятия. Руководство работой из экономического планирования на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства выполняет планово-экономический отдел (ПЭО).

 

 

 

ТЕМА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА ПРОДУКЦИИ

 

Формирование плана  сбыта в расчете исследования рынка, жизненного цикла продукции. Планирование рекламы и сбыта  продукции.

 

Сбыт предприятием своего товара - это процесс реализации промышленной продукции с целью удовлетворения потребностей и запросов потребителей и получение прибыли (выручки).

Основная задача плана сбыта - разработка и обоснование реальной сбытовой программы, которая охватывает наиболее существенные аспекты рынка: ценообразование, мероприятия по содействию сбыта, продвижение товаров на рынке, систему распределения и снабжение продукции и др. Постоянное исследование рынка необходимо проводить с помощью маркетинга.

Маркетинг - это комплекс мероприятий в сфере исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия из изучения всех факторов, которые влияют на процесс производства и продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.

С помощью маркетинга руководство предприятия получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт продукции предприятия может принести наибольшую прибыль. С помощью маркетинга определяется, в какие виды производства, в которую область наивыгоднее вкладывать капитал, где основать новое предприятие.

Маркетинг - это комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия. Сюда входит:

изучение потребителя;

исследование мотивов  его поведения на рынке;

анализ собственного рынка предприятия;

исследование продукта (работ, услуг);

анализ форм и каналов  сбыта (реализации) продукции;

анализ объема товарооборота предприятия;

изучение конкурентов, форм и уровня конкуренции;

исследование рекламной  деятельности;

определение наиболее эффективных  способов продвижения товаров на рынке;

изучение "ниши" рынка - области производственной или коммерческой деятельности, в которой предприятие имеет наилучшие возможности (сравнительно с потенциальными конкурентами) из реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

Служба маркетинга на предприятии - специальный подраздел, основными задачами которого есть:

1)  комплексное изучение  рынков и перспектив их развития, выявление недовольных потребностей в товарах и услугах, приспособление производства к требованиям потребителей;

2)  изучение деятельности  конкурентов, стратегии и тактики  их влияния на покупателей (рекламы, ценовой политики, других методов конкурентной борьбы), формирование спроса и стимулирование сбыта, планирование и осуществление сбытовых операций, обеспечение условий для стойкой реализации товара; рыночная организация производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Работа по организации  сбыта начинается из изучения рынка  и проведение маркетинговых исследований:

исследуются потребности  рынка;

информируются потенциальные  клиенты об их потребностях, а также товары и услуги, которые удовлетворят эти потребности;

определяются цены на продукцию и прогнозируются собственные  цены.

При выявлении потребностей рынка необходимо составить представление об общем спросе на рынке.

Спрос —  это отношения между ценой товара и его количеством, которую  покупатели хотят и могут приобрести.                                                                                                           

Формирование  спроса - действия предприятия, целью которых есть полная информация потенциальных покупателей о товаре, его особенностях, техническом уровне, экономических параметрах, цене, дополнительных услугах, которые предоставляются при приобретении товара, о сервисе, а также о финансовой надежности самой фирмы-продавца, ее репутацию. Основной инструмент формирования спрос – реклама.

Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара (при прочих равных условиях), тем больше его количество, какую покупатели хотят и могут приобрести и наоборот.

 При планировании  сбыта этой продукции необходимо учитывать, в какие года (периоды) жизненного цикла товара будет вырабатываться и реализовываться такая продукция.

Жизненный цикл товару –  концепция, которая определяет последовательность периодов существование товара, период времени, на протяжении которого товар продается на рынке.

Жизнеспособность товара имеет несколько стадий: разработка, внедрение, возрастание спроса, зрелость (насыщение), спад. На каждой стадии товар по-разному рекламируется, продается, имеет разную цену. Кроме того, необходимо учитывать, в какие года (периоды) жизненного цикла будет изготавливаться и реализоваться такая продукция.

Этап 0 - этап разработки формирование образца нового товара, складывание расчетов затрат (на создание, производство и реализацию товара) и предвиденных прибылей от его реализации;

Этап 1 - этап вывода на рынок или внедрение, появление товара на рынке в виде исследовательской (пробной) партии. Объем продажи небольшой, прибыль на единицу продукции невысокий. С целью привлечения покупателей увеличиваются затраты на рекламу и сервисное обслуживание;

Этап 2 - этап роста или возрастание спроса, признание товара покупателями, быстрое увеличение спроса на него, возрастание объема реализации, получение относительно большой прибыли, стабилизация затрат на рекламу. На этой стадии товар приносит основную часть прибылей за весь период жизненного цикла;

Этап 3 - этап зрелости, период удовлетворения спроса на данный товар.

Снижаются темпы возрастания  спроса, стабилизируются затраты  на рекламу. Для поддержки спроса на товар увеличивают затраты на рекламу, повышают качество товара, улучшают сервис, снижают цены;

Этап 4 - этап насыщения - на этом этапе уже невозможно найти новые группы потребителей товара, в этом случае необходимо снизить цену на товар, чтобы удержать покупателей, прибыль уменьшается;

Этап 5 - этап упадока, период резкого снижения объема реализации товара. Предприятие или усиливает рекламу, изменяет методы сбыта, снижает цену, или снимает товар из производства.

Факторы (детерминанты) влияющие на объем спроса на товар.

Наиболее существенным детерминанта - цена товара. Ценовая эластичность спроса -степень изменения объема сбыта продукции в зависимости от динамики цен на нее. Эластичность спроса разная для разных товаров и зависит от их новизны, особенностей производства и потребление, уровня конкуренции или, наоборот, монополизации рынка, включая доступ на рынки.

Особое внимание следует  свернуть на такой параметр как качество товара. Повышение качества продукции - длинный процесс, который нуждается в усовершенствование технологии производства, закупки нового оборудования и др.

Упаковка товара сохраняет его, облегчает транспортирование и использование, предлагает товар потребителю в более привлекательном виде.

Сервисное обслуживание - это дополнительные услуги потребителям, например, загрузка товара, оформление кредита, консультации и прочее.

Выбор каналов  распределения товара имеет важное значение для его сбыта, формы таких каналов зависят от свойств товаров, размера партий, порядка реализации, сохранение и обслуживание.

Местонахождение предприятия – важное в розничной торговле.

Использование товарного ассортимента как параметра влияния на сбыт - это внесения к ассортименту торгового предприятия товаров, не характерных для его специализации.

Заканчивается работа по планированию сбыта складыванием портфеля заказов. Как правило, портфель заказов состоит из трех разделов:

1) текущих заказов,  которые обеспечивают ритмическую  работу предприятия в данный период;

2) среднесрочных заказов  на 1-2 года;

3) перспективных заказов, около двух лет.

Важнейшим фактором, который  определяет уровень и рентабельность продаж, есть соответствие ассортимента и номенклатуры продукции запросам потребителей. Под номенклатурой понимают укрупненный перечень продукции, которая выпускается предприятием по видам, типами,  фасонами, чертежами.

Ассортимент продукции - состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, области производства или в любой группе товаров.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике организации"