Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Информационная база экономической работы

Сбор, обобщение и изучение социально-экономической информации — важная стадия экономической службы любого хозяйствующего субъекта. Для его нормального функционирования используется множество видов и источников этой информации, характеризующие внешнюю и внутреннюю среду деятельности предприятия.

Различают общую и специальную информацию.

Общая информация дает представление о конъюнктуре потребительского рынка в целом по соответствующему региону, зоне деятельности кооператива. К ней относят:

— численность, состав и денежные доходы обслуживаемого населения;

— развитие производства предметов потребления;

— жилищное строительство;

— наличие  и дислокация предприятий торговли и питания различных организационно-правовых форм;

— доля потребительского общества на рынке потребительских товаров и услуг и т. п.

Источники получения этой информации — это материалы органов государственной статистики, выборочные обследования, данные ведомственной статистики и др.

Ценная социально-экономическая информация содержится в материалах обследований бюджетов населения. Они проводятся органами государственной статистики в выборочной сети семей (около 50 тысяч), ведущих детальный учет своих доходов расходов. Материалы бюджетной статистики используются для изучения уровня жизни различных групп населения, рынка потребительских товаров и услуг. При этом население подразделяется на экономические, социальные, профессиональные и другие группы.

Номенклатура  товарных групп в бюджетных обследованиях  шире, чем в статистическом наблюдении оборота розничной торговли по реализации товаров.

Бюджетная статистика является одним из инструментов для выявления степени охвата денежных доходов отдельных групп людей торговым оборотом.

К специальной информации относят данные о конъюнктуре рынка отдельных товаров, в частности:

— спрос и  продажа отдельных товаров;

— движение товарных запасов в розничной сети и  на складах;

— динамика цен на отдельные товары по сезонам и т. п.

Источники получения  этой информации — данные первичного учета и статистического наблюдения, материалы службы изучения спроса, результаты маркетинговых исследований, конъюнктурные обзоры, анкетные опросы покупателей и т. п.

По стадиям  образования выделяют первичную  и вторичную информацию.

Первичная, исходная информация возникает непосредственно в процессе хозяйственной деятельности (товарно-денежные отчеты, кассовые документы, накладные, расчетно-платежные и Другие ведомости, различные акты и т. п.).

Вторичная информация представляет собой данные статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности, разрабатываемые на основе первичной информации.

В процессе управления организациями потребительской  кооперации используется информация, получаемая на основе государственного и ведомственного статистического наблюдения.

Государственное наблюдение производится по утверждаемым федеральной службой государственной статистики (бывший Госкомстат) формам, которые отражают основные показатели социально-экономического развития РФ и отдельных регионов. В частности, выпуск продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, оборот розничной торговли, денежные доходы населения и т. п.

Ведомственное статистическое наблюдение в потребительской кооперации производится по устанавливаемым Центросоюзом РФ формам. Оно отражает особенности социальной и экономической деятельности кооперативных организаций и служит для принятия союзами потребительских обществ управленческих решений. Такой информацией являются:

— численность  пайщиков, паевой фонд, организационная структура системы;

— создание новых  рабочих мест, привлечение населения на выполнение общественных работ;

— социальная миссия, осуществляемая организациями потребительской кооперации, в частности кооперативные выплаты, привлечение заемных средств от населения и пайщиков, стоимость закупленной сельскохозяйственно продукции у населения, сумма денежных средств, затраченных на социальную поддержку населения.

Для принятия управленческих решений по обеспечению организациями потребительской кооперации продовольственной безопасности страны большое значение имеет информация об объеме сельскохозяйственной продукции, производимой в сельских подворьях населения. С этой целью в каждом магазине ведется "Книга данных о подворьях зоны обслуживания". В ней содержится следующая информация:

— число сельских подворий и площадь земельных  участков;

— поголовье  скота и птицы;

объем производства продукции  животноводства и растениеводства с выделением доли для продажи потребительскому обществу (ожидаемые и фактические данные); _ средние закупочные цены.

Информация  магазинов обобщается потребительскими обществами и их союзами и используется ими для принятия соответствующих мер по активизации закупочной деятельности, разработке ценовой политики, маневрированию товарными ресурсами, расширению ассортимента продукции, вырабатываемой и реализуемой в сети кооперативных организаций.

С развитием  информационных технологий широкое  применение получает мониторинг состояния социально-экономических показателей деятельности организаций потребительской кооперации. Основная цель такого мониторинга — информационное обеспечение аналитических и управленческих задач на базе обобщения данных статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности. Отдельные наиболее значимые показатели передаются органам управления по электронной почте. Важно при этом выделить так называемые отрицательные показатели: невыполнение плановых заданий, отклонения от норм, снижение темпов роста и т. п., по которым должны быть приняты оперативные решения.

Центросоюзом  утверждена специальная программа "Электронная потребительская кооперация: 2002-2010 годы". В ней определены основные направления развития и применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, нацеленных на повышение качества управленческого труда.

Во многих потребсоюзах функционируют информационные службы, обеспечивающие постоянную оперативную связь между Различными звеньями системы.

Программа "Центросоюз-Свод" обеспечивает сбор, обработку и анализ экономической информации, поступающей по электронной почте.

На сайте Центросоюза  размещается информация потребсоюзов о продаже и покупке отдельных видов сельскохозяйственной продукции и товаров и другие рекламные материалы.

Перспективным направлением является создание мобильных информационных технологий в потребительских обществах в частности использование компьютеров для формирования информации о наличии и движении отдельных товаров на складе и в каждом магазине.

Тема 5. Планирование деятельности предприятия

  1. Сущность, значение, принципы планирования.
  2. Виды планирования.
  3. Методы планирования.
  4. Разработка стратегии развития предприятия.
  5. Организация планирования в потребительской кооперации.

5.1. Сущность, значение, принципы планирования

Важнейший элемент хозяйственного механизма — планирование. В общем виде планирование — это совокупность действий хозяйствующего субъекта по определению целей развития и путей их достижения. В условиях неопределенности и динамичности внешней среды предприятие вынуждено постоянно анализировать угрозы и возможности развития, прогнозировать рыночную ситуацию, выбирать и корректировать цели деятельности и способы их реализации. Планирование позволяет обеспечить пропорциональное, сбалансированное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Планирование создает  для предприятий следующие преимущества:

  • подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;
  • делает возможным подготовку к использованию благоприятных условий внешней среды в будущем;
  • улучшает координацию действий внутри предприятия;
  • улучшает обеспечение предприятия необходимой информацией;
  • способствует рациональному распределению ресурсов;
  • формирует обязанности и ответственность работников;
  • создает предпосылки для повышения квалификации персонала;
  • улучшает контроль.

Возможности планирования в организациях в условиях рыночной экономики ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важные из них следующие:

1. Неопределенность рыночной среды. Предприятия не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование является инструментом преодоления неопределенности, осуществления контроля над внешней средой. Однако полностью устранить эту неопределенность невозможно, как невозможно устранить рынок и разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка.

2. Издержки планирования. Предел планирования определяется также величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования, исследование рынка, привлечение специалистов, организацию и содержание подразделений, осуществляющих планирование. Минимальный результат планирования — недопущение грубых ошибок в экономической деятельности, т. е. предвидение неблагоприятных обстоятельств будущего, уход от них или устранение их. Если средства, затраченные на планирование, привели к такому результату, это считается вполне достаточным. Любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. Таким образом, минимальные затраты на планирование должны обеспечить выживание хозяйствующего субъекта, а любые дополнительные затраты — обеспечить рост, развитие.

3. Масштабы деятельности. Объемы деятельности организаций могут ограничивать или расширять возможности планирования. Крупные организации имеют некоторые преимущества: у них шире финансовые возможности, они могут заниматься научными исследованиями, иметь специальные службы изучения и прогнозирования рынка, они, как правило, располагают квалифицированным персоналом или могут привлекать специалистов со стороны. Небольшим предприятиям сложно проводить широкомасштабную плановую работу. Они в меньшей мере, чем крупные предприятия, могут контролировать внешнюю среду. Однако такие предприятия также должны планировать свою деятельность.

Для практической реализации планирования как процесса важным является соблюдение определенных принципов. Принципы планирования определяют содержание плановой деятельности, правила осуществления процесса планирования. Основными принципами планирования являются:

  1. Принцип единства (системности). Понятие системы означает существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития элементов системы. Все планы в рамках организации должны представлять собой взаимосвязанную систему, имеющую единую направленность.
  2. Принцип непрерывности предполагает скользящий характер планирования, планы должны непрерывно приходить на смену друг другу, долгосрочные планы должны уточняться в ходе реализации текущих планов, планирование должно быть постоянным.
  3. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности, и заключается в придании плану и процессу планирования способности меняться, адаптироваться к изменениям внешней среды. Изменяется не только внешняя среда, но и представления организации о своих возможностях и целях. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, поэтому планы должны содержать резервы.

4.Принцип комплексности предполагает отражение направлений хозяйственно-финансовой деятельности организации во взаимосвязи. Этот принцип особенно важен для организаций, осуществляющих разнообразные виды деятельности, таких как современные потребительские общества, которые имеют многоотраслевое хозяйство и осуществляют социальные функции.

  1. Принцип выделения приоритетных направлений развития, т. е. выделения в планах ведущих звеньев, которые требуют первоочередного выделения средств в целях достижения наибольшей эффективности всей хозяйственно-финансовой деятельности.
  2. Принцип многовариантности позволяет выбрать наилучшую из различных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия, исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

7. Принцип контроля предполагает не только учет выполнения плана, но и своевременное обнаружение и предупреждение возможных диспропорций в развитии, выявление резервов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.

5.2. Виды планирования

По содержанию и форме  проявления различают следующие виды планирования и виды планов.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации