Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Закупки сельскохозяйственной продукции ведутся прежде всего для собственных нужд потребительских обществ — снабжения магазинов, предприятий питания, обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий. Вместе с тем кооперативные организации выполняют посреднические функции, продают закупленную продукцию в порядке оптовой торговли заинтересованным потребителям.

Производственная деятельность потребительской кооперации представлена главным образом пищевой промышленностью. Основные виды производств: хлебопечение, производство макаронных изделий, консервов (мясных, овощных и др.), безалкогольных напитков, пива, колбас, кондитерских изделий. В ряде регионов развивается производство строительных материалов и конструкций, мебели, хозяйственных товаров, швейных изделий и др. Производственная деятельность потребительской кооперации ориентирована на местный рынок и представлена в основном небольшими предприятиями.

В последние годы в потребительской  кооперации интенсивно развивается  сфера услуг. Это перспективное  и экономически выгодное направление  деятельности. Наибольшее развитие получили следующие виды услуг: бытовые (пошив и ремонт одежды, обуви, услуги парикмахерских, бань и др.), ремонт и монтаж оборудования, автотранспорта, прокат, строительство и ремонт жилья, обработка земельных участков, транспортно-экспедиционные услуги, образовательные, санаторно-курортные, медицинские, туристические, консультационные, информационные услуги.

Экономика потребительской  кооперации — сложный комплекс различных взаимосвязанных видов деятельности с выраженной социальной направленностью. Кооперативный сектор является важной составной частью экономики большинства регионов России.

 

Тема 2. Предприятие  как хозяйствующий субъект рыночной экономики

 

  1. Предпринимательство в рыночной экономической среде.
  2. Предприятие: понятие, цели функционирования, организационно-правовые формы.
  3. Малое предпринимательство и его значение.
  4. Предпринимательские ассоциации и союзы.
  5. Потребительские общества как хозяйствующие субъекты. Союзы потребительских обществ.

 

2.1. Предпринимательство в рыночной  экономической среде

Предпринимательство определяется гражданским законодательством как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ГК РФ, ч. 1 , ст. 2, п. 1).

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные физические лица (граждане), так и юридические лица организации).

Важнейшими чертами предпринимательской  деятельности являются следующие:

• Самостоятельность хозяйствующих субъектов. Это означает, что хозяйствующий субъект свободен в выборе вида, объема хозяйственной деятельности, свободен в выборе хозяйственных партнеров, самостоятельно управляет хозяйственно-финансовой деятельностью, принимает решения, несет ответственность по своим обязательствам.

• Опора на инновации. Внедрение новшеств имеет большое значение в развитии производства. В современной экономике России роль инноваций возрастает. Во-первых, это обусловлено самой природой рыночных отношений, во-вторых, инновации становятся основополагающими факторами экономического роста, глубоких качественных преобразований.

Инновационная деятельность направлена на поиск и реализацию новшеств в  целях расширения ассортимента, повышения качества продукции (услуг), совершенствования технологии и организации производства. Эта творческая, поисковая деятельность инициативных людей реформирует производство и другие сферы экономики.

• Рисковый характер деятельности. В условиях рыночной экономики риск является объективным явлением в связи с неопределенностью экономической среды, наличием конкуренции. Вместе с тем некоторые параметры риска зависят от субъективности управленческих решений.

• Экономическая заинтересованность. Эта заинтересованность выражается в стремлении к максимизации прибыли. При этом экономический интерес хозяйствующего субъекта в процессе предпринимательской деятельности в конечном счете приносит пользу всему обществу. Во-первых, получить прибыль можно, только продав нужный потребителю товар, во вторых, развитие хозяйственной деятельности способствует росту занятости населения, повышению доходов как предпринимателей, так и наемных работников, в-третьих, часть полученных в процессе предпринимательской деятельности доходов в форме налогов пополняет государственный бюджет.

Для развития предпринимательства  необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

Экономическими условиями расширения предпринимательства являются: наличие устойчивого спроса на товары и услуги, наличие и доступность для предпринимателей денежных ресурсов, уровень прибыли на инвестируемый капитал, развитость инфраструктуры рынка. С экономическими связаны социальные условия формирования предпринимательства — отношение членов общества к труду, к величине оплаты труда, к условиям труда, жизни, быта, к предпринимательству, стремление к приобретению товаров, услуг, отвечающих определенному образу жизни.

Важную социальную роль в развитии предпринимательства играет профессиональная подготовка предпринимателей, формирование определенной социально-культурной предпринимательской среды, социальной ответственности предпринимателя. Любая предпринимательская деятельность функционирует в определенной правовой среде. Это прежде всего законы, регулирующие предпринимательство, создающие благоприятные условия для его развития, процедуры открытия и регистрации предприятий, налоговое законодательство, антимонопольное законодательство и др.

По виду (или назначению) предпринимательскую деятельность можно подразделить на

производственную, торговую, финансовую, консультационную и др. Эти виды деятельности могут 

осуществляться раздельно или  вместе, например производственно-торговая.

К производственному  предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Основное содержание коммерческого предпринимательства — операции по купле-продаже товаров и услуг, т. е. деятельность в сфере товарного обращения.

Финансовое предпринимательство можно рассматривать как разновидность коммерческого предпринимательства, где объектом купли-продажи выступает особый товар: деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.). Формой финансового предпринимательства является эмиссия организациями ценных бумаг. В финансовом предпринимательстве велика роль коммерческих банков, фондовых бирж.

В настоящее время выделяют как  самостоятельный вид предпринимательства консультационную деятельность (консалтинг). Консультационное предпринимательство заключается в предоставлении за плату независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации мер по решению проблем и реализации возможностей. Наибольшее значение в современных условиях имеют консультации по проблемам разработки стратегии развития предприятий, маркетинга, инновационной деятельности,

В настоящее время основными  субъектами предпринимательства выступают  организации (предприятия) — юридические  лица.

2.2. Предприятие:  понятие, цели функционирования, организационно-правовые формы

Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленным законом, для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально-значимых функций.

Предприятие — основное звено экономики. Именно на предприятии осуществляется производство и реализация продукции (работ, услуг), происходит непосредственная связь работников со средствами производства и предметами труда.

Основными задачами действующего предприятия являются:

  • получение дохода владельцами;
  • обеспечение потребителей продукцией (работами, услугами) соответствующего качества;

• обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;

• рациональное использование производственных ресурсов;

• обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Задачи предприятия определяются интересами владельцев, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и внешней средой. Задачи предприятия находят свое выражение в стратегии развития предприятия.

Раскрывая сущность предприятия, необходимо рассматривать ее в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.

Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения все предприятия рассматриваются как юридические лица. Признаками предприятия как юридического лица являются: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в гражданско-правовом обороте от собственного лица.

Организационное единство предполагает наличие определенной соподчиненности  органов управления предприятием, составляющих его структуру, регламентацию отношений между его подразделениями. Наличие обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении создает материальную базу предприятия.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность означает, что предприятие как юридическое лицо несет полную имущественную ответственность за свои действия и по обязательствам. Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного лица означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Хозяйственный аспект сущности предприятия  характеризуется его самостоятельностью как субъекта рыночных отношений, созданного для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 132 ГК РФ указывается, что "предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности". В состав предприятия как имущественного комплекса включаются: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, продукция, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности (товарные знаки, фирменные наименования), а также нематериальные активы (авторские и лицензионные права, ноу-хау, деловая репутация и т. п.). Специфика предприятий раскрывается через отраслевой аспект их деятельности. Предприятия в каждой отрасли имеют четко выраженное целевое назначение и характеризуются единством материально-вещественной, производственной и организационно-экономической структур.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 4) предприятия (организации) могут быть созданы в разных организационно-правовых формах. Выбор организационно-правовой формы зависит от многих факторов, среди которых форма собственности, размеры уставного капитала, число учредителей, виды деятельности, хозяйственные связи, перспективы положения на рынке, правовая среда и др.

Все организации, в соответствии с  Гражданским кодексом РФ (ст. 50), в  зависимости от основной цели подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческие организации, в  отличие от коммерческих, не имеют  в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими  организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, учреждений, объединений юридических лиц. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Основные организационно-правовые формы предприятий показаны на рисунке (стр. 1).

Приведем краткую характеристику коммерческих организаций.

Хозяйственное товарищество представляет собой коммерческую организацию с разделенным на вклады участников складочным капиталом и может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) организации, причем количество участников должно быть не менее двух. Главный признак этой формы организации предпринимательской деятельности — неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества. Товарищество на вере отличается от полного товарищества, тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Общество с  ограниченной ответственностью (ООО) — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Участники общества несут ответственность по его обязательствам в пределах своих вкладов. Участники, сделавшие вклад не в полном объеме, несут солидарную ответственность по обязательствам общества также и в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью не должен быть меньше законодательно установленной суммы.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации