Лекции по экономике оргазинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:47, лекция

Описание работы

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство создает свой комплекс отраслей, формирование которого происходит под влиянием географических и геополитических факторов, и является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации, международного сотрудничества с другими странами.
Экономика любой страны имеет отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. В процессе анализа национальной экономики выделяют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Файлы: 1 файл

Лекции преподавателя Кириковой для БАс-10, которые не рассмотрены на лекциях.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

• осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • по решению собраний пайщиков добровольно объединяться в союзы, а также выходить из них;
  • осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставами потребительских обществ.

Предпринимательская деятельность потребительских обществ имеет особенности. Эта деятельность служит достижению уставных целей кооперативных организаций, удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков, реализации социальной миссии. Прибыль, получаемая в результате предпринимательской деятельности, направляется на развитие потребительского общества, на проведение социально-культурных мероприятий, оказание помощи инвалидам, ветеранам труда, поддержку малообеспеченных пайщиков, предоставление пайщикам разного рода льгот.

Потребительские общества образуют союзы всех уровней — районные, областные, краевые, республиканские, Центросоюз России. Деятельность потребительских обществ не изолированна, а в единой системе, объединение их в союзы — одно из существенных их конкурентных преимуществ. Цель создания союзов — координация деятельности потребительских обществ, обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представление их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.

 

Тема 4. Экономический  механизм функционирования предприятия

  1. Предприятие как социально-экономическая система.
  2. Механизм хозяйствования на предприятии.
  3. Экономическая работа на предприятии.

4.1. Предприятие  как социально-экономическая система

Любое предприятие можно рассматривать  как сложную социально-экономическую  систему, имеющую внутреннюю структуру и функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как  систему, необходимо выделить в ней  объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций. Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Как социально-экономическая система  предприятие обладает внутренней структурой. Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Производственная структура  предприятия — это форма организации производственного процесса, выражающаяся в размерах предприятия, количестве и составе цехов, отделов, служб, их планировке, в составе, количестве и планировке производственных участков, рабочих мест внутри подразделений, создаваемых в соответствии с принятой технологией производства.

Организационная структура  предприятия — это состав производственных звеньев, аппарата управления и обслуживания, их количество, величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников.

Структура предприятия в совокупности с технологией производства, финансами, маркетингом, управлением, культурой (системой коллективных ценностей, традиций, норм поведения) составляют внутреннюю среду предприятия.

Как открытая социально-экономическая  система предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой. Результаты деятельности предприятий в значительной степени определяются факторами внешней среды. Знание этой среды и умение реагировать на ее изменения имеет большое значение для стратегического планирования, выработки политики предприятия, для обеспечения текущей деятельности информацией и наилучшего выполнения функций предприятия. Для сохранения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики должны приспосабливаться к внешней среде.

Внешняя среда предприятия состоит из двух сфер — рабочей среды и общей среды.

Рабочая среда — сфера непосредственных контактов - включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть непосредственные контакты или которые оказывают на предприятие прямое воздействие. Это поставщики экономических ресурсов (сырья, материалов, оборудования и др.), наемные работники, банки, страховые компании, финансовые, торговые, маркетинговые посредники, потребители продукции, услуг, государственные органы (налоговые, таможенные, антимонопольные, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др.). К элементам рабочей среды относятся также конкурирующие организации, средства массовой информации.

Общая среда представляет собой совокупность факторов, которые не связаны с предприятием прямо, но оказывают влияние на деятельность предприятия. Это факторы косвенного воздействия. В составе общей среды большое значение имеют экономические факторы: состояние экономики, темпы экономического роста, занятость населения, стабильность государственной экономической и социальной политики, наличие развитой инфраструктуры рынка, покупательная способность населения. Кроме того, общая среда включает технологические, социальные и политические факторы.

Внешняя и  внутренняя среда деятельности предприятий на потребительском рынке

Нормальное функционирование любой организации зависит от влияния внешней и внутренней среды.

Внешняя среда представляет собой совокупность факторов, среды, условий, непосредственно ну зависящих от деятельности самого предприятия.

Изучение внешней среды  помогает хозяйствующему субъекту:

— разработать стратегию  и тактику социально-экономического развития предприятия;

— обоснованно и своевременно прогнозировать и планировать основные показатели своей деятельности;

— принять оперативные решения при возникновении непредвиденных обстоятельств;

— определить меры, нацеленные на предупреждение рисков в связи с возможными изменениями конъюнктуры на рынки товаров и услуг.

Основными факторами  внешней среды торговых предприятий являются:

1. Экономический фактор, т.е. социально-экономические показатели развития страны, отдельных регионов. В частности рост валового внутреннего продукта (ВВП), темпы развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, формирующих потребительский рынок, инфляционные процессы, темпы изменения доходов населения, ставки налогов, изменения тарифов за услуги, оказываемые предприятиям торговли и т. п.

2. Политический фактор, ибо политическая стабильность положительно влияет на экономическое развитие. Наоборот, политическая неустойчивость способствует возникновению кризисных явлений в экономике и на потребительском рынке (несоответствие спроса и предложения товаров, повышение1 цен и т. п.).

Государственные органы регулируют многие процессы развития отношений, затрагивающих деятельность торговых предприятий

Государство регулирует деятельность предприятий в условиях рыночной среды с помощью различных методов — правовых (гражданское законодательство, антимонопольное законодательство, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.), финансово-экономических (денежная, кредитная, налоговая, таможенная, инвестиционная политика, государственные программы и др.), социальных (регулирование трудовых отношений, установление минимальной заработной платы, пособий, пенсий и др.). Для предприятий государство выступает регулирующим, защищающим, руководящим, контролирующим звеном. Роль государства может проявляться через субсидии, налоговые режимы, льготы, ограничения, организационные формы взаимодействия и др.

Государственное регулирование  розничной торговли

Регулирование рынка продовольственных  товаров

В июне 2011 года стало известно, что  в Государственной Думе РФ намерены резко ужесточить наказание для магазинов, торгующих просроченным товаром. Для этого, был внесен новый законопроект, согласно которому предлагается увеличить штрафы для торговых точек за продажу просроченных товаров до 700 тыс. руб., либо закрытие торговой точки на срок до 90 дней. Автором законопроекта выступил депутат Антон Беляков. Примечательно, что по санитарным нормам устаревшие продукты и сейчас должны ежедневно покидать магазины, отправляясь на свалку, но вместо этого в магазинах созданы подпольные схемы "освежения" товара, его переработки. Благодаря этому просроченную и нередко уже порченную продукцию вновь удается вернуть на прилавок и продать (переклейка этикеток со сроком годности, промывка испорченного мяса или сосисок, и изготовление всевозможных жаренных кур, шашлыков, салатов и булочек). Существуют в стране и торговые точки, которые "честно" продают просроченный товар по низким ценам.

Новый законопроект предлагает независимо от будущего наказания штрафа или закрытия еще и обязательную конфискацию некачественного товара

В августе 2011 года Минпромторг решил  распустить рабочую группу, которая еженедельно отслеживала цены на продовольственном рынке с июля 2010 года, когда во время засухи, стоимость гречки и ряда других товаров выросла в несколько раз. По состоянию на август 2011 года по мнению представителей Минпромторга ценовая ситуация на продовольственном рынке стабильна, поэтому необходимости в постоянном мониторинге нет. С лета 2010 года представители Минпромторга, ритейла, Союзмолока, Союзроссахара, Российского зернового союза и Мясного союза, Росстата, ФАС и прокуратуры еженедельно собирались за одним столом, чтобы определить, в каком русле развивается ситуация на продовольственном рынке и нет ли угрозы резкого роста цен. Ежемесячно группа предоставляла результаты на рассмотрение первому вице-премьеру Виктору Зубкову.

Самый успешный пример работы группы, считают ее участники, - рекомендация правительству ввести нулевые пошлины на импорт картофеля осенью 2010 года.

Эксперты сошлись во мнении, что  на сегодняшний день в стране нет  угрозы для неконтро

лируемого резкого роста цен  на продукты, поэтому рабочая группа следить за ними больше не бу

дет. Возможно, эти функции частично останутся за Минсельхозом.

В августе 2011 года стало известно, что Санитарные правила и нормы (СанПиН) в России теперь будет утверждать Минздравсоцразвития, а не Роспотребнадзор. Согласно федеральному закону о внесении изменений в федеральный закон "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения", принятому в июле 2011 года. Согласно этому закону "Роспотребнадзор не будет утверждать СанПиНы, но будет предлагать в рамках своих полномочий какие-то СанПиНы изменить". Кроме того, Министр здравоохранения и социального развития России Александр Сафонов отметил, что в министерстве уже создана рабочая группа, которая начнет работу по пересмотру СанПиНов по поручению президента. "Те СанПиНы, которые не имеют под собой научных исследований, будут отменены. служба Минздравсоцразвития, поправки в федеральное законодательство вступили в силу с 1 августа 2011 года. Помимо утверждения и введения в действие СанПиНов, Минздраву переданы полномочия по определению порядка проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек, установлению порядка проведения санитарно- эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований,испытаний. Также министерство будет устанавливать порядок федерального статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

17 августа 2011 года на совещании  первый вице-премьер РФ Игорь  Шувалов поручил чиновникам и бизнесменам дополнительно проработать вопрос по легализации параллельного импорта и найти компромисс. Участники совещания полагают, что отсрочка связана с надеждами России вступить в ВТО в ближайшее время. Напомним, что в апреле 2011 года ФАС РФ предложила правительству поправить ст.14.87 Гражданского кодекса РФ и ст.14.1 закона "О защите конкуренции". Поправки должны изменить действующий в России региональный принцип исчерпания прав на международный (при региональном принципе продажи брендированной продукции другими лицами допускаются лишь с разрешения правообладателя, а при международном - правообладатель теряет исключительное право на продукцию сразу после ее продажи). В конце апреля 2011 года правительство РФ поручило Министерству экономического развития России, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству образования и науки РФ, а также Федеральной таможенной службе рассмотреть эти предложения и вынести свои заключения. На совещании под председательством Игоря Шувалова было решено выработать грамотную и согласованную позицию.

Регулирование алкогольного рынка

20 июля 2011 года Президент РФ подписал  ФЗ "О внесении изменений в  ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Закон направлен на достижение целей, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года. В частности, с 1 января 2013 года устанавливается запрет производства и оборота алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе ее производства, менее чем 7% объема готовой продукции в потребительской таре более 330 миллилитров, а также маркировка указанной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 9% объема готовой продукции федеральными специальными марками и акцизными марками. Также определены места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Установлен перечень общественных мест, где не допускается распитие алкогольной продукции. Кроме того, Федеральным законом предусматривается ограничение с 23 часов до 8 часов по местному времени розничной продажи алкогольной продукции. Субъектам РФ предоставляется право на введение дополнительных ограничений времени и мест продажи алкогольной продукции, включая полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, отнесены к алкогольной продукции, отдельные положения Федерального закона, касающиеся оборота алкогольной продукции, распространяются на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Информация о работе Лекции по экономике оргазинации